Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1100/2021 ~ М-4228/2020 от 17.12.2020

25RS0004-01-2020-007224-61

Дело № 2-1100/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2021 года г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего: судьи Махониной Е.А., при секретаре Гавриш А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к КГУП «Приморский экологический оператор», Правительству Приморского края о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

обратившись в суд с настоящим иском, Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор указал, что сотрудниками Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры была проведена проверка исполнения КГУП «Приморский экологический оператор» законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации полигона для размещения твердых бытовых отходов. Основным видом деятельности КГУП «Приморский экологический оператор» является сбор отходов. Данный вид деятельности осуществляется КГУП «Приморский экологический оператор» на основании лицензии от 04.02.2020 серии 25 № 00479 на сбор, транспортирование, обработке, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности. Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность на промышленной площадке – полигоне, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1. Полигон расположен в северо-восточном районе г. Владивостока в 2 км от пос. Рыбачий, в 0,7 км от федеральной дороги Владивосток-Артем и в 1,5 км от береговой полосы Амурского залива. Территория полигона составляет 247 000 кв.м. Участок захоронения твердых бытовых отходов находится в низкогорной местности в долине ручья Безымянный, с перепадами высот до 100 метров. В состав полигона входит мусоросортировочный комплекс с цехом по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, здание административно-бытового назначения. Основным сооружением комплекса является участок складирования отходов (полигон), срок эксплуатации – 30 лет. Комплекс предусматривает процесс сортировки ТБО на двух технологических линиях, производительностью 20 тонн/час каждая. Согласно сведениям о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (код объекта <номер>П), полигон введен в эксплуатацию 05.12.2011 в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, относится к I категории негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы, выданным 20.11.2009 Дальневосточным управлением Ростехнадзора, сроком действия в течение 3 лет, комплекс по переработке и утилизации ТБО расположен в водоохранной зоне водного объекта – ручья Безымянный. Все сточные воды, образующиеся на территории комплекса, в том числе фильтрат и отжим после прессования отходов, согласно проектной документации, должны сбрасываться на очистные сооружения комплекса. Проектный состав очистных сооружений предусматривает наличие прудов-отстойников – водоприемников для предварительного отстаивания сточных вод; фильтрующего массива; водосборника осветленной воды. В состав очистных сооружений включены пруды-отстойники – водоприемники для предварительного отстаивания сточных вод, объемом 3 893 м?; фильтрующий массив, объемом 342 м?; водосборник осветленной воды, объемом 1 642 м?. По дну и откосам пруда-отстойника устраивается противофильтрационный экран. Емкость бассейна запроектирована с учетом сбора всех сточных вод с территории комплекса. В качестве доочистки сточных вод, в том числе и фильтрата, проектом принята технология ультрафильтрации, позволяющая очистить стоки на уровне микроорганизмов, коллоидов и молекулярных примесей до показателей соответствия сбросным предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ, в комплексе с биологической очисткой в составе мембранных биореакторов. Применение мембранных биореакторов предполагает удаление исходных загрязнителей до 90-99%. После очистки сточные воды должны сбрасываться в ручей Безымянный. В ходе проверки установлено, что комплекс очистных сооружений, предусмотренный проектной документацией, находится в нерабочем состоянии, очистные сооружения отсутствуют. Сточные воды поступают в пруды-отстойники без дальнейшей их очистки, откуда далее попадают в ручей Безымянный, имеющий гидрологическую связь с бухтой Десантная (Японское море). При осмотре земельного участка, прилегающего к территории полигона, установлено, что ручей Безымянный имеет нехарактерный для водного объекта цвет: от темно-коричневого до темно-черного, местами на поверхности ручья образована пена грязно-коричневого цвета, толщиной над поверхностью примерно от 30 до 50 см на разных участках, ощущается стойкий неприятный запах. Русло ручья и его береговая полоса захламлены бытовыми отходами. В нарушение принятых проектных решений, заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г. Владивостоке» от 20.11.2009 в систему сбора грунтовых вод осуществляется сброс неочищенных и не прошедших предварительную очистку сточных вод, а именно: инфильтрата и поверхностного стока, образующегося на территории комплекса по переработке и утилизации ТБО. Происходит сброс инфильтрата в составе вод ручья Безымянный, зарегулированного под телом полигона, организованным выпуском, выполненным из металлической трубы, диаметром 1 200 мм, выходящей из-под тела полигона в ручей без названия, протекающий по западной границе комплекса. До настоящего времени КГУП «Приморский экологический оператор» не приняты меры по очистке сточных вод, поступающих от эксплуатации комплекса ТБО в водный объект, вследствие чего нормативная очистка сточных вод не обеспечена, что влечет загрязнение водных объектов – ручья Безымянный, Японского моря сточными водами. В ходе проведенной Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в ноябре-декабре 2019 года плановой выездной проверкой в отношении КГУП «Приморский экологический оператор» были установлены нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в эксплуатации полигона в отсутствие очистных сооружений, непроведении мероприятий по очистке сточных вод и охране водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения, использовании водного объекта – ручья Безымянного для целей сброса сточных вод в отсутствие правоустанавливающих документов, в осуществлении хозяйственной деятельности предприятия с нарушением условий, указанных в заключении государственной экологической экспертизы по проекту «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г. Владивостоке» от 20.11.2009. Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора КГУП «Приморский экологический оператор» и его руководитель привлечены к административной ответственности по ст. 7.6, ч. 1 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.7, ч. 4 ст. 8.13, ст. 8.41, ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ. В период с 12 августа по 8 сентября 2021 года Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая проверка в отношении КГУП «Приморский экологический оператор». Было установлено, что ранее выявленные нарушения природоохранного законодательства до настоящего времени предприятием не устранены. По результатам исследований природной воды ручья Безымянный зафиксировано превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552. В частности, пробы природной воды ручья Безымянный, отобранные на расстоянии 50 метров выше по течению от границы полигона, содержат превышение содержания железа общего растворенного в 3,1 раза; пробы сточной воды дрены, проложенной под телом полигона, отобранные из металлической трубы комплекса по переработке и утилизации ТБО, содержат превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию легко окисляемых органических веществ (БПК) в 179 раз, аммония – в 378 раз, фосфатов – в 1,03 раза, фенолов летучих – в 200 раз, нефтепродуктов – в 22 раза, железа общего растворенного – в 100 раз, вода имеет высокое содержание взвешенных веществ, водородный показатель (pH) показывает щелочную реакцию среды и не соответствует фоновому значению водного объекта. В пробах природной воды ручья Безымянный, отобранных на расстоянии 150 метров от сброса сточных вод вниз по течению, установлено превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию легко окисляемых органических веществ (БПК5) в 89 раз, аммония – в 376 раз, фенолов летучих – в 92 раза, железа общего растворенного – в 89 раз. Содержание взвешенных веществ в пробе увеличено на 231,8 мг/дм3, вместо допустимых 0,75 мг/дм. Водородный показатель (pH) показывает щелочную реакцию среды и не соответствует фоновому значению водного объекта. Кроме того, КГУП «Приморский экологический оператор» осуществляет использование водного объекта – ручья Безымянный для цели сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Также, КГУП «Приморский экологический оператор» осуществляет деятельность комплекса по переработке ТБО в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны. В письме Роспотребнадзора от 09.11.2020 № 02/23011-2020-31, в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны для «Комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов в г. Владивостоке» КГУП «Приморский экологический оператор» отказано. При таких обстоятельствах, существует реальная угроза жизни и здоровью людей, растительному и животному миру из-за загрязнения недоочищенными сточными водами водной среды, нарушены гарантированные ст.ст. 7, 41, 42 Конституции РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Указанными незаконными действиями нарушаются права Российской Федерации, являющейся собственником водных объектов. С учетом изложенного, просит возложить на КГУП «Приморский экологический оператор», Правительство Приморского края солидарно обязанность устранить нарушения законодательства при эксплуатации комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, обеспечить сбор, отведение и очистку сточных вод в водный объект в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения; устранить нарушения законодательства и принять меры по оборудованию комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Также, истец просит возложить на КГУП «Приморский экологический оператор» следующие обязанности: устранить нарушения законодательства, выразившиеся в использовании водного объекта – ручья Безымянный бассейна Японского моря для целей сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование; обязанность направить в Амурское бассейновое водное управление документы для предоставления водного объекта – ручья Безымянный в пользование для целей сброса сточных вод; обязанность устранить нарушение законодательства, выразившееся в осуществлении деятельности комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы; обязанность направить в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора проект «Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке» для получения заключения государственной экологической экспертизы; обязанность устранить нарушение законодательства, выразившееся в осуществлении деятельности комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, в отсутствие установленной санитарно-защитной зоны; обязанность направить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и гражданина заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношении полигона в порядке, предусмотренном Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.

28.04.2021 Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором были уточнены исковые требования, в соответствии с которыми прокурор просит возложить на КГУП «Приморский экологический оператор», Правительство Приморского края солидарно обязанность устранить нарушения законодательства при эксплуатации комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, обеспечить сбор, отведение и очистку сточных вод в водный объект в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения; обязанность устранить нарушения законодательства и принять меры по оборудованию комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. На КГУП «Приморский экологический оператор» просит возложить обязанность устранить нарушения законодательства, выразившиеся в использовании водного объекта – ручья Безымянный бассейна Японского моря для целей сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование; обязанность направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края документы для предоставления водного объекта – ручья Безымянный в пользование для целей сброса сточных вод; обязанность устранить нарушение законодательства, выразившееся в осуществлении деятельности комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы; обязанность направить в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора проект «Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке» для получения заключения государственной экологической экспертизы. Установить срок для исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Швырева А.Ю. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители КГУП «Приморский экологический оператор» Татьков А.В., Дремель Н.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска. Пояснили, что собственником комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов г. Владивостока по ул. Холмистая, 1 и земельного участка под ним является Приморский край в лице Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края. КГУП «Приморский экологический оператор» осуществляет хозяйственное ведение комплексом по переработке и утилизации твердых бытовых отходов г. Владивостока по ул. Холмистая, 1, который включает в себя: карту № 1, внесенную в ГРОРО; площадку временного накопления твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке под строительство карты № 2; сортировочный комплекс, с 20.05.2019 согласно распоряжению Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края № 153-ри и на основании действующей лицензии от 04.02.2020 серии 25 № 00479 на деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, размещению отходов. Ранее данный объект эксплуатировал МУПВ «Спецзавод № 1», правопреемником которого является КГУП «Приморский экологический оператор». МУПВ «Спецзавод № 1» Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов г. Владивостока по ул. Холмистая, 1, передан в хозяйственное ведение 23.08.2012 на основании распоряжения администрации г. Владивостока. Решением Арбитражного суда Приморского края по делу А51-18314/2014 было установлено, что еще в момент передачи имущественного комплекса ООО «Востокстройсервис» в хозяйственное ведение МУПВ «Спецзавод № 1» были выявлены недостатки работ, выраженные в виде выходов из строя прудов-отстойников. В качестве доказательства наличия дефектов на объекте, на котором ООО «Востокстройсервис» произведены работы, было представлено заключение, выполненное ООО НИЦ «Сейсмозащита» в декабре 2012 года, согласно которому техническое состояние локальных очистных сооружений полигонного фильтрата и системы инженерных коммуникаций, оценивается как неработоспособное. Для обеспечения работоспособного технического состояния очистных сооружений и системы инженерных коммуникаций, необходимо выполнить следующие мероприятия: удаление существующих вертикальных слоев геотекстиля из конструкции дамбы; выполнить засыпку фильтрационных слоев дамбы в соответствии с нормативными требованиями для сооружений данного типа; устранить дефекты и повреждения гидроизоляционного покрытия прудов; понизить уровень дна лотка по отношению к насыпи для обеспечения возможности аварийного перелива при переполнении пруда первичного отстаивания; устранить дефекты инженерных сетей, выявленные в ходе обследования. По результатам рассмотрения дела, Арбитражным судом Приморского края было принято решение о возложении обязанности на ООО «Востокстройсервис» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу безвозмездно устранить недостатки работ, выполненных по государственному контракту № 2009-02/3 от 31.08.2009 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке (1 очередь строительства)», заключенному между Департаментом градостроительства Приморского края и ООО «Востокстройсервис», а именно: привести в рабочее состояние очистные сооружения полигонного фильтра и поверхностных сточных вод, устранить дренирование плотины очистных сооружений объекта капитального строительства «Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке», расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1. Кроме того, в 2011 году, во время строительства карты № 1 комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке в районе бухты Десантная (ул. Холмистая, 1) была организована несанкционированная свалка отходов на территории проектируемой карты № 2. Отходы складировались непосредственно на земельный участок, в отсутствие противофильтрационных экранов. В августе 2011 года был произведен отбор проб из ручья Безымянный, по результатам анализа которых установлено значительное превышение загрязняющих веществ и рассчитан ущерб водному объекту. Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17.09.2013 по делу № 2-2531/2013 признано незаконным бездействие Администрации Приморского края, КППК «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края», ООО «Востокстройсервис» по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории проектируемой карты № 2 в границах комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке в районе б. Десантная (ул. Холмистая, 1). На Администрацию Приморского края, КППК «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края», ООО «Востокстройсервис» возложена обязанность обеспечить проведение рекультивации нарушенных земель на земельном участке на территории проектируемой карты № 2. До 03.09.2018 земельные участки под строительство карт № 2-5 находились в собственности Администрации Приморского края, далее дополнительным соглашением № 1 к договору аренды земельного участка от 09.06.2018 № 00-000000-Ю-Д-МС-00370 данные земельные участки были переданы в хозяйственное ведение МУПВ «Спецзавод № 1». Распоряжением от 20.05.2019 № 153-ри Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края МУПВ «Спецзавод № 1» как имущественный комплекс, в том числе земельный участок карты № 2, передан в собственность Приморского края. При этом обязанность по исполнению решения суда все также осталась за Администрацией Приморского края в лице Департамента градостроительства Приморского края (в настоящее время реорганизовано в Министерство строительства Приморского края). КГУП «Приморский экологический оператор» при передаче объекта в хозяйственное ведение не получало поручений по исполнению ранее вынесенных судебных решений и приведению объекта в надлежащее состояние, финансирование на данные цели из краевого бюджета не выделялось. В состав тарифа на захоронение ТКО данные затраты также не включались. 09.07.2018 Департаментом градостроительства Приморского края заключен государственный контракт № 2018-17 на проектно-изыскательские работы по реконструкции участка захоронения ТКО в границах комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке в районе б. Десантная (ул. Холмистая, 1) с ООО «Стройконсалтпроект». В проектной документации предложена рекультивация карты № 2 путем зачистки карты от размещенных на ней ТКО и перевалки их на карту № 3, а также предложены решения по реконструкции очистных сооружений полигона. Согласно плану мероприятий по переходу к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональным оператором на территории Приморского края на 2019 год, ответственным исполнителем по завершению разработки проекта по рекультивации 2-й карты и строительства 3-й карты комплекса по переработке и утилизации ТБО в г. Владивостоке с прохождением требуемых экспертиз (срок выполнения июль 2019 года) и строительству 3-й карты комплекса по переработке ТБО в г. Владивостоке (срок выполнения сентябрь-декабрь 2019 года), назначен Департамент градостроительства Приморского края. Однако по состоянию на февраль 2021 года Министерство строительства Приморского края не только не приступило к организации строительства, но и не получило положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию. Таким образом, несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке проектируемой карты № 2 до настоящего момента не ликвидирована, а очистные сооружения не приведены в рабочее состояние. Приостановить свою хозяйственную деятельность до момента исполнения решений судов КГУП «Приморский экологический оператор» не имеет возможности, поскольку на территории Владивостокского городского округа, Артемовского городского округа и Надеждинского муниципального района отсутствуют альтернативные объекты размещения твердых коммунальных отходов. Приостановка комплекса по переработке и утилизации ТБО приведет к санитарно-эпидемиологической катастрофе на территории трех крупнейших муниципалитетов Приморского края. КГУП «Приморский экологический оператор» находится в зависимом положении, в связи с этим, не может повлиять на решение ситуации. Ввиду вынесенных решений судов, которые до настоящего времени не исполнены, КГУП «Приморский экологический оператор» является ненадлежащим ответчиком по делу.

В судебное заседание представитель Правительства Приморского края не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, от представителя Короленко Е.Е. поступило ходатайство об отложении судебного заседания. Принимая во внимание, что причина неявки представителя в ходатайстве не указана, Правительство РФ является юридическим лицом, в связи с чем имело возможность направить в суд другого представителя, о нахождении гражданского дела в производстве Советского районного суда г. Владивостока ответчику было известно, суд, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Приморского края.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Мисюрева А.А. в судебном заседании пояснила, что без принятия мер к организации очистки сточных вод решение о предоставлении водного объекта в пользование принято быть не может.

Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А. оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Представители Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, Приморского территориального управления Росрыболовства, Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

В предыдущем судебном заседании представитель Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Макеев Д.Г. поддержал исковые требования прокурора, пояснил, что КГУП «Приморский экологический оператор» относится к 1 категории негативного воздействия на окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза, которая была проведена ранее, утратила свою силу. Кроме того, государственной экологической экспертизе был подвергнут только проект Комплекса, а не сама деятельность ответчика по переработке твердых бытовых отходов. После сдачи первой очереди строительства в эксплуатацию выяснилось, что строительство выполнено с нарушениями, очистные сооружения не работали. Решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока, на которое ссылается ООО «Приморский экологический оператор», не исполнено. Застройщик ООО «Востокстройсервис» ликвидирован.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как следует из положений ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (ч.2 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В ч.1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Таким образом, одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на её благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его устранению.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (п.п. 1, 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, ч. 1 ст. 168 АПК РФ).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Владивостока от 07.12.1992 № 296 было учреждено МУПВ «Спецзавод № 1».

Распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20.05.2019 № 153-ри «О безвозмездной передаче муниципального унитарного предприятия г. Владивостока «Спецзавод № 1», находящегося в муниципальной собственности Владивостокского городского округа, в собственность Приморского края», МУПВ «Спецзавод № 1» было принято в собственность Приморского края и переименовано в КГУП «Приморский экологический оператор».

Учредителем КГУП «Приморский экологический оператор», согласно выписки из ЕГРЮЛ от 09.11.2020, является Приморский край.

От имени Приморского края функции и полномочия учредителя (собственника имущества) предприятия в пределах своей компетенции осуществляет Правительство Приморского края.

Предприятие является юридическим лицом, что следует из п. 1.4 Устава КГУП «Приморский экологический оператор», утвержденного распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 29.05.2019 № 163-ри.

Предприятие является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения (п. 1.3 Устава).

Целью деятельности предприятия является удовлетворение потребностей населения Приморского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предметом деятельности предприятия является осуществление деятельности, направленной на улучшение обеспечения населения Приморского края услугами в области благоустройства территорий, обращения с отходами производства и потребления на территории Приморского края (п.п. 2.1, 2.2 Устава).

Для достижения указанной цели предприятие осуществляет сбор, обработку и утилизацию отходов производства и потребления в соответствии с ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 2.3 Устава).

Правительством Приморского края в лице его органа по управлению имуществом – Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края был передан ответчику – КГУП «Приморский экологический оператор» на праве хозяйственного ведения комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1 (далее – Комплекс).

Комплекс включает в себя полигон, расположенный в северо-восточном районе г. Владивостока в 2 км от пос. Рыбачий, в 0,7 км от федеральной дороги Владивосток-Артем и в 1,5 км от береговой полосы Амурского залива.

Территория полигона составляет 247 000 кв.м. Участок захоронения твердых бытовых отходов находится в низкогорной местности в долине ручья Безымянный, с перепадами высот до 100 метров.

В состав полигона входит мусоросортировочный комплекс с цехом по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, здание административно-бытового значения. Основным сооружением Комплекса является участок складирования отходов (полигон), со сроком эксплуатации 30 лет. Полигон введен в эксплуатацию 05.12.2011 в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.0.2015 № 1029, относится к I категории негативного воздействия на окружающую среду.

Комплекс расположен в водоохранной зоне водного объекта – ручья Безымянный.

13.08.2020 сотрудником Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было произведено обследование территории в районе ул. Холмистая, 1 в г. Владивостоке, в месте протекания ручья Безымянный, дренирующего территорию п-ва Муравьева-Амурского в районе размещения полигона твердых бытовых отходов и впадающего в Уссурийский залив.

Из акта обследования № 461 от 13.08.2020, составленного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Лосева О.В. следует, что территория предприятия представлена заводом по сортировке и брикетированию твердых коммунальных отходов, совмещенным с административно-хозяйственными строениями, местом складирования брикетов отсортированных отходов и непосредственно полигоном размещения твердых коммунальных отходов (тело полигона). К строениям административно-хозяйственного комплекса примыкает автостоянка, имеющая твердое покрытие и территория обслуживания спецтехники. Остальная территория КГУП «Приморский экологический оператор» не имеет твердого покрытия, за исключением места размещения очистных сооружений.

Ручей Безымянный берет свое начало вне территории размещения полигона твердых бытовых отходов и заканчивается, впадая в Уссурийский залив. Территория размещения полигона имеет естественный уклон в сторону Уссурийского залива. Обследованная местность имеет значительные перепады высот. До попадания на территорию КГУП «Приморский экологический оператор» ручей Безымянный протекает по естественному руслу, поросшему травянистой и кустарниковой растительностью. На территории предприятия ручей Безымянный протекает по искусственному руслу, выложенному бетонными блоками, поросшему растительностью.

В ходе осмотра обнаружено, что указанные инженерные мероприятия – перехват ручья, сооружение искусственного русла не обеспечивают отведение поверхностных вод (выходов грунтовых вод) от места размещения тела полигона. Ниже от грунтовой дороги, на следующем ярусе были обнаружены три выхода грунтовых вод, которые собираются в поверхностный водоток и далее по уклону местности (по грунтовой дороге) стекают в низину, расположенную у тела полигона, где собираются в небольшие пруды, поросшие травянистой растительностью, замутненного желтого-коричневого цвета, характерного для слагающих местность горных пород.

Далее, как следует из акта обследования территории, ручей через тело полигона дренирует в сторону Уссурийского залива по лесистой местности. Обследуемая территория замусорена твердыми коммунальными отходами. Очистные сооружения представлены двумя прудами-отстойниками и расположенными рядом двумя строениями.

На момент осмотра территории сотрудником Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования строения были закрыты, подходы к ним густо заросли травой в человеческий рост. Окружающая обстановка указывала на то, что данные сооружения не эксплуатируются. Одно из указанных строений имело отверстие, из которого выходила черная труба, уходившая в рядом размещенный колодец, замусоренный твердыми коммунальными отходами, в глубине которого размещалась жидкость черного цвета. Пруды-отстойники, сообщающиеся между собой по бетонному каналу, имели неухоженный вид, следы нарушения целостности покрытия (геомембраны), которое препятствует поступлению жидких отходов (инфильтрата полигона) в окружающую среду.

На месте было обнаружено, что жидкость, скапливающаяся в прудах, поступает по крутому уклону местности, не оборудованному водонепроницаемым покрытием. Борта прудов были замусорены твердыми коммунальными отходами. Больший по размеру пруд имел желоб, по которому черная жидкость отводилась в сторону. Вокруг указанных сооружений и прудов-отстойников стоял тяжелый запах.

Для контроля содержания загрязняющих веществ в природной воде ручья Безымянный, сотрудниками филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю были отобраны проб воды из трех точек: 1) до влияния полигона, где ручей не испытывает техногенное воздействие – на расстоянии 50 метров выше по течению от границы полигона; 2) в месте, где располагается выпуск сточных вод в ручей Безымянный металлическая труба со следами ржавчины, выходящая из грунта, поросшего растительностью, радом с дреной (искусственным руслом ручья). Сточные воды на момент отбора пробы в данной точке имели нехарактерный черный цвет и резкий неприятный запах химикатов и нечистот. В месте поступления сточных вод из металлической трубы диаметром 1 метр образовалась пена местами грязно-коричневого цвета, толщиной порядка 0,5 метра, которая медленно начинает перемещаться по руслу при накоплении критической массы. В указанном месте вода в ручье Безымянный приобретает нехарактерный для природной воды черный цвет, повсеместно наблюдается вспенивание, местами валуны в русле ручья окрашены в черный цвет, стоит смрад. Территория вокруг ручья в данной точке захламлена твердыми коммунальными отходами, которые частично скрыты густой растительностью; 3) ниже по течению ручья Безымянный, приблизительно в 150 метрах от места сброса, за территорией предприятия, в лесистой местности; территория замусорена отходами производства и потребления (полиэтиленовыми пакетами, пластиком, картоном, шинами пневматическими), при этом отходы находятся не только в лесу, но и у самого ручья.

Как следует из протокола № 219 от 20.08.2020 результатов анализа природных вод и экспертного заключения № 46 от 25.08.2020, выполненных филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю, в пробе сточной воды (из дрены, проложенной под телом полигона), отобранной из металлической трубы диаметром 1 метр, без очистки сбрасываемой в ручей, зафиксировано превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию легко окисляемых органических веществ – в 179 раз, аммония – в 378 раз, фосфатов – в 1,03 раза, фенолов летучих – в 200 раз, нефтепродуктов – в 22 раза, железа общего растворенного – более, чем в 100 раз. Вода на выходе из металлической трубы имеет высокое содержание взвешенных веществ, водородный показатель показывает щелочную реакцию среды и не соответствует фоновому значению водного объекта.

В пробе природной воды ручья Безымянный, отобранной на расстоянии 50 метров выше по течению от границы полигона, зафиксировано превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию железа общего растворенного – в 3,1 раза.

В пробе природной воды ручья Безымянный, отобранной на расстоянии 150 метров от сброса сточных вод вниз по течению, зафиксировано превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию легко окисляемых органических веществ – в 89 раз, аммония – в 376 раз, фенолов летучих – в 92 раза, железа общего растворенного – в 89 раз. Содержание взвешенных веществ в этой пробе увеличилось на 231,8 мг/куб.дм. вместо допустимых 0,75 мг/куб.дм. водородный показатель показывает щелочную реакцию среды и не соответствует фоновому значению водного объекта.

По результатам внеплановой выездной проверки КГУП «Приморский экологический оператор», проведенной Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, составлен акт проверки № 461-КНД, в котором отражено, что КГУП «Приморский экологический оператор» осуществляет эксплуатацию объекта в водоохранной зоне не оборудованного очистными сооружениями, обеспечивающими очистку сточных вод и охрану водного объекта – ручья Безымянный от загрязнения, засорения, заиления, истощения вод. В природных водах ручья Безымянный, смешанных с дренажными водами полигона, отобранными на расстоянии 20 метров от точки сброса дренажных вод, зафиксировано превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения. КГУП «Приморский экологический оператор» осуществляет пользование водным объектом – ручьем Безымянный для целей сброса сточных вод дренажной системы в отсутствие правоустанавливающих документов, а именно: решения о предоставлении водного объекта в пользование. Также, КГУП «Приморский экологический оператор» осуществляет деятельность в нарушение условий, указанных в заключении государственной экологической экспертизы по проекту «Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке», полученной 20.11.2019.

При этом ранее выданное в адрес КГУП «Приморский экологический оператор» предписание № 284-КНД/2019 от 17.12.2019, в котором содержалось требование об обеспечении работы очистных сооружений, обеспечении очистки смешанных дренажных и инфильтрационных вод не исполнено.

По результатам проведенной Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в адрес КГУП «Приморский экологический оператор» было выдано новое предписание № 461-КНД/2020 об устранении нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выразившихся в эксплуатации Комплекса, не оборудованного сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод; в сбросе сточных вод, не прошедших предварительную очистку; осуществлении сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование; в осуществлении хозяйственной деятельности в нарушение условий, указанных в заключении государственной экологической экспертизы.

Согласно ч.1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», сбросы загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В части 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Прямой запрет на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») установлен в п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ.

Как следует из ч.16 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Суд полагает обоснованными и доказанными доводы прокурора о том, что, в нарушение принятых проектных решений, в том числе предусмотренных заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г. Владивостоке» от 20.11.2009, ответчиком КГУП «Приморский экологический оператор» осуществляется сброс сточных вод, а именно инфильтрата и поверхностного стока, образующегося на территории Комплекса и не прошедших предварительную очистку, в ручей Безымянный, зарегулированный под телом полигона.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Согласно п.5 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе», положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Как установлено в п. 6 ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе», реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

В соответствии с п. 7.2 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

Как следует из положений ст. 27 ФЗ «Об экологической экспертизе», заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Приказом Дальневосточного управления Ростехнадзора № 135-04П от 20.11.2009 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проекта «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г. Владивостоке», подготовленное экспертной комиссией на основании приказов Дальневосточного управления Ростехнадзора (Приморский край) от 07.09.2009 № 46-04П «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы по проекту «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г. Владивостоке», устанавливающее соответствие материалов экологическим требованиям и возможность реализации намечаемой деятельности.

Согласно п.2 приказа Дальневосточного управления Ростехнадзора № 135-04П от 20.11.2009, срок действия заключения был установлен на 3 года.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора срок действия ранее выданного заключения государственной экологической экспертизы истек.

В силу п.2 ч.3 ст. 11 Водного кодекса РФ, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно ч.3 ст. 22 Водного кодекса РФ, решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах и местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

В судебном заседании установлено, что использование водного объекта – ручья Безымянный для цели сброса сточных вод осуществляется КГУП «Приморский экологический оператор» в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В силу положений ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», основными принципами хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, оказывающей воздействие на окружающую среду, являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности.

Перечисленные требования к охране водного объекта ответчиком КГУП «Приморский экологический оператор» не соблюдены.

В соответствии с п.3 ст. 39 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно разделу VII Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: класс II – санитарно-защитная зона 500 м. Мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью до 40 тыс. т/год. Полигоны ТБО, участки компостирования твердых бытовых отходов.

Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.03.2021 № 10-РЧ33 установлена санитарно-защитная зона для Комплекса по переработке и захоронению ТБО в г. Владивостоке в границах, согласно перечню координат характерных точек и графическому описанию местоположения санитарно-защитной зоны, приведенных в приложении № 1 к указанному решению.

В связи с чем, с указанного времени КГУП «Приморский экологический оператор» осуществляет деятельность Комплекса в установленной санитарно-защитной зоне.

Между тем, доказательств исполнения вынесенного 08.09.2020 Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора предписания № 461-КНД/2020 об устранении выявленных нарушений, суду не представлено.

Осуществление сброса неочищенных сточных вод в водную среду создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, растительному и животному миру, а также нарушает права Российской Федерации как собственника водных объектов. В связи с чем существует необходимость устранения приведенных нарушений законодательства при эксплуатации Комплекса.

В соответствии с пп. 1, 3, 5 п.3 ст. 43 Устава Приморского края от 06.10.1995 № 14-КЗ, Правительство Приморского края осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение краевого бюджета и готовит отчет об исполнении краевого бюджета, ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Приморского края, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Приморского края, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Приморского края для представления их Губернатором Приморского края в Законодательное Собрание Приморского края; управляет и распоряжается собственностью Приморского края в соответствии с законами Приморского края, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Приморскому краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В абз.3 ч.2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно абз. 2 ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Как разъяснено в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с осуществлением унитарными предприятиями права хозяйственного ведения, следует учитывать установленные абз.1 п.2 ст. 295 ГК РФ и ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения прав названных предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом.

Из положений ч.1 ст. 20 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение; дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок; в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента; имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

В абз.3 ч.2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абз.1 ст. 1080 ГК РФ).

Принимая во внимание, что реализация КГУП «Приморский экологический оператор» мер по устранению нарушений законодательства без прямого участия Правительства Приморского края путем дачи согласий на определенную законом часть юридически значимых действий не возможна, вследствие ограниченной правоспособности КГУП «Приморский экологический оператор» исполнение решения суда находится в юридической зависимости от Правительства Приморского края, обязанность по устранению нарушений законодательства при эксплуатации комплекса по переработке твердых бытовых отходов, обеспечению сбора, отведения и очистки сточных вод в водный объект в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения, а также обязанность по устранению нарушения законодательства и принятию мер по оборудованию комплекса по переработке твердых бытовых отходов сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления, и истощения вод не может быть разделена между КГУП «Приморский экологический оператор» и Правительством Приморского края. В данной части ответчики обязаны совместно обеспечить такие условия использования и содержания Комплекса, при которых исключалось бы причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и окружающей среде.

Требования прокурора в части возложения на КГУП «Приморский экологический оператор» обязанности устранить нарушения законодательства, выразившиеся в использовании водного объекта – ручья Безымянный бассейна Японского моря для целей сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, возложении обязанности направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края документы для предоставления водного объекта - ручья Безымянный в пользование для целей сброса сточных вод, возложении обязанности устранить нарушение законодательства, выразившееся в осуществлении деятельности комплекса по переработке твердых бытовых отходов в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, возложении обязанности направить в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора проект «Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке» для получения заключения государственной экологической экспертизы суд также полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Доводы КГУП «Приморский экологический оператор» о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку нарушения законодательства возникли еще в период эксплуатации Комплекса МУПВ «Спецзавод № 1», застройщик ООО «Востокстройсервис» изначально сдал Комплекс с нарушениями, на территории проектируемой карты № 2 раньше существовала свалка, о чем имеются ранее вынесенные судебные решения, не являются основанием для освобождения КГУП «Приморский экологический оператор» от ответственности.

    Как установлено в судебном заседании, комплекс по переработке твердых бытовых отходов по ул. Холмистая, 1 в г. Владивостоке, является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, был отнесен к 1 категории негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», то есть к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к областям применения наилучших доступных технологий.

В соответствии с ч.1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

    С учетом того, что КГУП «Приморский экологический оператор» является правопреемником МУПВ «Спецзавод № 1», после передачи Комплекса в ведение Приморского края эксплуатация Комплекса и осуществление негативного воздействия на окружающую среду продолжилось, при этом новыми собственником и владельцем не были приняты меры к устранению нарушений законодательства, суд не находит оснований, установленных законом, для освобождения ответчиков от обязанности по устранению имеющихся нарушений.

    Доводы прокурора о том, что источником загрязнения окружающей среды является именно хозяйственная деятельность КГУП «Приморский экологический оператор», осуществляемая в отсутствие надлежащей очистки сточных вод, а также сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, подтверждаются результатами экспертного исследования проб воды ручья Безымянный, взятыми в 50 метрах выше от территории КГУП «Приморский экологический оператор», а также результатами исследования проб сточных вод и проб воды на расстоянии 150 метров вниз от сброса сточных вод, из сопоставления которых следует, что на отметке 50 метров выше по течению от границы полигона в природной воде ручья зафиксировано только превышение железа общего растворенного. Сведений о наличии в пробе природной воды ручья, отобранной на расстоянии 50 метров выше полигона, вредных веществ в превышающих концентрациях, в экспертном заключении ЦЛАТИ по Приморскому краю не содержится.

В силу п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты>, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (п. 2 настоящей статьи).

В абз.8 ст. 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковое заявление подано прокурором в пределах предоставленных ему законодательством полномочий и в соответствии с имеющейся компетенцией.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, а также то, что непринятие мер по нормативной очистке сточных вод в течение длительного времени влечет негативные последствия для окружающей среды и здоровья людей, происходит нарастающий ущерб окружающей среде, суд приходит к выводу, что обязанность по устранению нарушения законодательства должна быть исполнена ответчиками в заявленный прокурором 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Доказательств необходимости увеличения этого срока суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

     исковые требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Возложить на КГУП «Приморский экологический оператор», Правительство Приморского края солидарно обязанность устранить нарушения законодательства при эксплуатации комплекса по переработке твердых бытовых отходов,
расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, обеспечить сбор,
отведение и очистку сточных вод в водный объект в соответствии с
требованиями    санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.

    Возложить на КГУП «Приморский экологический оператор», Правительство Приморского края солидарно обязанность устранить нарушения законодательства и принять меры по оборудованию комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

    Возложить на КГУП «Приморский экологический оператор» обязанность устранить нарушения законодательства, выразившиеся в использовании водного объекта - ручья Безымянный бассейна Японского моря для целей сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

    Возложить на КГУП «Приморский экологический оператор» обязанность направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края документы для предоставления водного объекта - ручья Безымянный в пользование для целей сброса сточных вод.

    Возложить на КГУП «Приморский экологический оператор» обязанность устранить нарушение законодательства, выразившееся в осуществлении деятельности комплекса по переработке твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Холмистая, 1, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    Возложить на КГУП «Приморский экологический оператор» обязанность направить в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора проект «Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке» для получения заключения государственной экологической экспертизы.

Установить срок для исполнения перечисленных обязанностей – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    

Судья Е.А. Махонина

2-1100/2021 ~ М-4228/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Приморская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Правительство Приморского края
КГУП "Приморский экологический оператор"
Другие
Приморское территориальное управление Росрыболовства
Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора
Управление Роспотребнадзора по ПК
Суд
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Махонина Елена Александровна
Дело на странице суда
sovetsky--prm.sudrf.ru
17.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2020Передача материалов судье
24.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2021Подготовка дела (собеседование)
09.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
18.06.2021Судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
21.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее