Судебный акт #1 () по делу № 33-2453/2021 от 27.05.2021

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова М.С.                                                                              Дело 33-2453/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        20 июля 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Айзатулловой Ф.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2-72/2021 по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 19 марта 2021 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Сайгушевой Дарьи Александровны к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать Сайгушеву Дарью Александровну, *** года рождения, уроженку г. ***, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Сайгушевой Д.А., ее представителя – адвоката Лакалиной С.А., Сайгушева А.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сайгушева Д.А. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области (далее - МУ администрация МО «Подкуровское сельское поселение») о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указала, что 16 ноября 2020 года жилищной комиссией МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Основанием для отказа послужила обеспеченность ее семьи учетной нормой жилья 12 кв.м на человека, с чем она не согласна. Она проживает совместно со своей семьей (супругом и дочерью) по адресу: ***, в жилом помещении площадью 35,5 кв.м,  которое принадлежит на праве собственности С*** (отцу супруга). Сайгушев А.А. является собственником 1/4 доли в квартире площадью 65,7 кв.м по адресу: ***, и там же зарегистрирован. Она не является собственником жилья, а равно нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Сайгушева А.А., Управление Росреестра по Ульяновской области, МУ администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство агропромышленного комплекса и сельскохозяйственных территорий Ульяновской области и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что решение об отказе в признании истца нуждающейся в жилом помещении принято на основании закона и представленных истцом документов, из которых следует, что семья истца обеспечена учетной нормой жилья из расчета 12 кв.м на одного члена семьи. Полагает, что при решении вопроса о признании гражданина нуждающимся суд не вправе подменять деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

В возражениях на жалобу Сайгушева Д.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В силу ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Как разъяснено в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции», под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.

Судам апелляционной инстанции необходимо учитывать, что интересам законности не отвечает, в частности, применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Учитывая, что признание лица, нуждающимся в улучшении жилищных условий осуществляется по правилам, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, а также в целях недопущения различий в применении норм права к одной и той же категории граждан, то есть по кругу лиц, судебная коллегия считает необходимым проверить обжалуемое судебное решение в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сайгушева Д.А. с 26 августа 2017 года состоит в зарегистрированном браке с Сайгушевым А.А.

От брака супруги Сайгушевы имеют несовершеннолетнюю дочь А***, *** года рождения.

Семья истца проживает в квартире общей площадью 35,5 кв.м по адресу: ***, собственником которой является С***. (отец Сайгушева А.А.).

В квартире по указанному выше адресу зарегистрированы: С***. (бывшая сноха) – с 28 февраля 2014 года; Сайгушева Д.А. (истец) – с 26 декабря 2017 года, несовершеннолетняя А.***. (дочь истца) – с 26 декабря 2017 года.

Сайгушев А.А. (супруг истца) зарегистрирован в квартире общей площадью 65,70 кв.м по адресу: ***.

Собственниками указанной квартиры по ул. *** являются в равных долях (по ¼ доли в праве) Сайгушев А.А. (супруг истца), С***. (отец супруга истца), Е.*** (мать супруга истца), И.*** (сестра супруга истца).

В ноябре 2020 года Сайгушева Д.А. обратилась в администрацию МО «Подкуровское сельское поселение» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Решением жилищной комиссии МО «Подкуровское сельское поселение» от 16 ноября 2020 года (протокол № 2) Сайгушевой Д.А. отказано в признании ее семьи в составе трех человек (истец, супруг, несовершеннолетняя дочь) в признании нуждающейся в жилых помещениях со ссылкой на обеспеченность семьи учетной нормой жилья (12 кв.м) на каждого члена семьи.

Полагая, что ответчиком необоснованно отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, Сайгушева Д.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Сайгушевой Д.А., суд первой инстанции исходил из того, что на каждого члена семьи истца приходится менее учетной нормы жилья, исходя из той доли площади жилого помещения, которая принадлежит супругу истца (65,70 кв.м/4/3 человека).

Однако, данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

Частью 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях указанного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч. 1 указанной нормы гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирован ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 ст. 52).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 3 ст. 52).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4 ст.52).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 данной статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (часть 5 ст. 52).

Из приведенных выше положений жилищного законодательства следует, что по общему правилу на учете нуждающихся в жилых помещениях могут состоять только малоимущие граждане.

Из материалов дела следует, что семья истца органом местного самоуправления малоимущей не признавалась, что не оспаривалось истцом Сайгушевой Д.А. и третьим лицом Сайгушевым А.А. в суде апелляционной инстанции.

Данных о том, что семья истца относится к числу иных категорий граждан, о которых указано в частях 3 и 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене; по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Сайгушевой Д.А. к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 19 марта 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Сайгушевой Дарьи Александровны к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

 

33-2453/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сайгушева Д.А.
Ответчики
Администрация МО Подкуровское сельское поселение
Другие
Управление Росреестра по Ульяновской области
Сайгушев А.А.
Министерство агропромышленного комплекса и сельских территорий Ульяновской области
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
Сайгушева А.А.
МУ администрация МО Тереньгульский район
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
28.05.2021[Гр.] Передача дела судье
20.07.2021[Гр.] Судебное заседание
22.07.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее