Дело № 33а-3194/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
05 июня 2019 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Колосковой С.Е. |
судей |
Пятанова А.Н., Глушко А.Р., |
при секретаре |
Константиновой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Збанацкого Л.В. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 28 февраля 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований Романюк Збанацкого Олега Владимировича, отказать.».
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, заинтересованное лицо Збанацкий О.В., представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., возражения представителя административных ответчиков Администрации города Тюмени и главы города Тюмени Трофимовой Н.С. возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Тюменской городской Думы Жукова В.Ф. полагавшего, что оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Збанацкий О.В. обратился в суд с административным иском к +главе Администрации города Тюмени, Администрации города Тюмени о признании незаконным отказа исполняющего обязанности главы города Тюмени Соловьевой В.К., выраженного в письме от 16 ноября 2017 года № 05-44-1437/8, повторно внести в Тюменскую городскую Думу проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени в части изменения вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером <.......> с Ж-2 на СХ-1; возложении на Администрацию города Тюмени обязанности подготовить, а на Главу Администрации города Тюмени обязанности внести в Тюменскую городскую Думу проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени в части изменения вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером <.......> с Ж-2 на СХ-1, в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда. указывая, что глава Администрации города Тюмени Моор А.В. во исполнение решения Центрального районного суда города Тюмени от 01 февраля 2016 года, вступившего в законную силу 30 мая 2016 года, 10 мая 2017 года направил в адрес председателя Тюменской городской Думы проект решения Тюменской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154», подпунктом 1.16 пункта 1 которым предложено внести изменения в статью 13-13 фрагмента карты градостроительного зонирования города Тюмени 13 планировочного района в части изменения для земельного участка с кадастровым номером <.......> вида территориальной зоны с Ж-2 (для размещения малоэтажных жилых домов) на СХ-1 (для сельскохозяйственного использования. Председателем Тюменской городской Думы Еремеевым Д.В. 24 мая 2017 года в адрес главы Администрации города Тюмени Моора А.В. направлено сообщение «О заключении на проект решения Тюменской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154», содержащие указание на то, что установление территориальной зоны СХ-1 (для сельскохозяйственного использования) в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......> противоречит Генеральному плану городского округа город Тюмень, в связи с чем, автору проекта предложено представить в Тюменскую городскую Думу до 09 час. 00 мин. 25 мая 2017 года предложения по приведению проекта решения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Главой Администрации города Тюмени Моором А.В. 24 мая 2017 года в адрес председателя Тюменской городской Думы направлена таблица поправок к проекту решения Тюменской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154», согласно которой подпункт 1.16 пункта 1 проекта решения исключен. Административный истец 08 октября 2018 года обратился к главе администрации города Тюмени Р.Н. Кухарурку с предложением добровольно (во внесудебном порядке) повторно внести в Тюменскую городскую Думу проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, города Тюмени предусматривающий возвращение для земельного участка с кадастровым номером <.......> вида территориальной зоны СХ-1. Письмом от 16 ноября 2017 года административному истцу было отказано в совершении указанных действий. Данный отказ истец находит незаконным и нарушающим его права.
Административный истец Збанацкий О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Представитель административных ответчиков Администрации города Тюмени и главы города Тюмени Трофимова Н.С. в судебном заседании возражала против требований административного истца.
Представитель заинтересованного лица Тюменской городской Думы Жуков В.Ф. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Збанацкий О.В., который в апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 28 февраля 2019 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что решением Центрального районного суда города Тюмени от 01 февраля 2016 года на Администрацию города Тюмени возложена обязанность подготовить проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, однако данное решение до сих пор не исполнено, глава Администрации г. Тюмени во исполнение указанного решения сначала внес в Тюменскую городскую Думу проект о внесении изменений, а потом посредством внесения поправки отозвал свое предложение. Отмечает, что определением Тюменского областного суда от 14.01.2019 г. было признано незаконным определение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 22.11.2018 г., которым было отказано в принятии настоящего административного исковое заявления по причине отсутствия совокупности нарушения прав административного истца и незаконности обжалуемого решения. Оспариваемый отказ создаёт препятствия для реализации возникшего на основании решения суда права Збанацкого О.В. на приобретение в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <.......> для размещения сельскохозяйственных угодий. Полагает, что незаконность действий административного ответчика заключается в нарушении принципа обязательности судебных решений. Отмечает, что Администрации г. Тюмени является ответчиком лишь в части подготовки проекта изменений, и не является ответчиком в части признания незаконными отказа и.о. главы Администрации г. Тюмени повторно внести проект в Тюменскую городскую Думу. Считает, что вопрос о повторном внесении проекта был по существу административным ответчиком рассмотрен.
На апелляционную жалобу поступили возражения представителя административного ответчика Администрации города Тюмени в лице представителя Трофимовой Н.С., в которых она полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Збанацкого О.В. удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с нормами ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2). В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений (пункт 1 части 3).
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Тюмени от 01 февраля 2016 года, вступившим в законную силу 30 мая 2016 года, распоряжение Администрации города Тюмени от 30 сентября 2015 года № 795 «О предложениях по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154» признано незаконным в части, в которой отклонено предложение Збанацкого О.В. об изменении вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером <.......> с Ж-2 на СХ-1 и нарушающим право Збанацкого О.В. на приобретение в собственность указанного земельного участка для размещения сельскохозяйственных угодий. Вследствие признания незаконными вышеуказанных действий (бездействия) на административного ответчика - Администрацию города Тюмени возложена обязанность по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, предусматривающего изменение вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером <.......> с Ж-2 (для размещения малоэтажных жилых домов) на СХ-1 (для сельскохозяйственного использования).
Во исполнение указанного судебного решения глава Администрации города Тюмени Моор А.В. 10 мая 2017 года направил в адрес председателя Тюменской городской Думы проект решения Тюменской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154», подпунктом 1.16 пункта 1 которого было предложено внести изменения в статью 13-13 фрагмента карты градостроительного зонирования города Тюмени 13 планировочного района, а именно изложить в новой редакции согласно приложению 12 к указанному решению.
Из материалов дела также следует, что в ответ на сообщение председателя Тюменской городской Думы Еремеева Д.В. от 24.05.2017 г. о несоответствии фрагмента карты градостроительного зонирования города Тюмени 13 планировочного района «Верхнеборский» генеральному плану городского округа город Тюмень в части земельного участка с кадастровым номером <.......> с предложением привести проект решения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, главой Администрации города Тюмени Моором А.В. в адрес председателя Тюменской городской Думы 24.05.2017 года была направлена таблица поправок к вышеуказанному проекту решения Тюменской городской Думы, подпункта 1.16 пункта 1 проекта решения не содержащая. Решением Тюменской городской Думы № 604 от 25 мая 2017 года внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154. Указанным решением изменения в статью 13-13 фрагмента карты градостроительного зонирования города Тюмени 13 планировочного района не внесены.
Исходя из конституционно значимого принципа диспозитивности лицо по своему усмотрению определяет способы защиты его прав и свобод. Так только административный истец определяет, подлежит ли защите его нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и способы этой защиты, в частности, к кому и в каком объёме предъявлять требования (пункт 3 части 2 статьи 125, часть 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Збанацкий О.В., указывая на вышеуказанные обстоятельства, а также на то, что они установлены вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 04 июня 2018 года, 08 октября 2018 года обратился к главе Администрации города Тюмени Кухаруку Р.Н. с заявлением о повторном внесении в Тюменскую городскую Думу проекта решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, предусматривающего возвращение для земельного участка с кадастровым номером <.......> вида территориальной зоны СХ-1.
Письмом и.о. главы города Тюмени № 05-44-1437/8 от 06 ноября 2018 года административному истцу в удовлетворении его заявления было отказано с указанием на то, что действия, предписанные вступившим в законную силу судебным решением, Администрацией города Тюмени были выполнены в полном объёме.
В материалах дела сведений о реализации Збанацким О.В. права по оспариванию действий председателя Тюменской городской Думы Еремеева Д.В. по предложению главе Администрации города Тюмени Моору А.В. в сообщении от 24.05.2017 г. привести проект решения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, действий главы Администрации города Тюмени Моора А.В. по направлению 24.05.2017 года в адрес председателя Тюменской городской Думы таблицы поправок, не предусматривающей реализации права административного истца на земельный участок с кадастровым номером <.......> с учётом обстоятельств, установленных определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 18 мая 2015 г. по делу № 33-2753/2015, не имеется.
В то же время из имеющейся в материалах дела копии апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 04 июня 2018 года следует, что данным определением отменено решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 марта 2018 года, которым Збанацкому О.В. было отказано в удовлетворении требований о признании решения Тюменской городской Думы от 25 мая 2017 года № 604 незаконным в части, которой отклонен проект решения Тюменской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени», внесенный в городскую Думу Главой Администрации города Тюмени А.В. Моором 10 мая 2017 года; возложении обязанности устранить препятствия к осуществлению права Збанацкого О.В. на приобретение в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <.......> для сельскохозяйственного использования путем принятия указанного проекта решения на ближайшем заседании городской Думы.
Причиной отмены послужило то, что заявленные административным истцом требования подлежали разрешению не в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а в порядке главы 21 указанного Кодекса, регламентирующей порядок производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Дело было возвращено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Сведений о результатах рассмотрения вышеуказанных требований административного истца суду также не представлено.
При таких обстоятельствах, с учётом обязательности вступивших в законную силу судебных актов по гражданским и административным делам, поскольку административными ответчиками выполнены предписанные вступившим в законную силу судебным актом действия, направленные на реализацию предусмотренного также вступившими в законную силу судебными решениями прав административного истца на спорный земельный участок, в то время, как нормы главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности её ст. 227, не предусматривают возможности повторного возложения на административного ответчика обязанности по совершению тех же самых действий, судебная коллегия полагает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Администрация города Тюмени выполнила все действия, предусмотренные вступившим в законную силу судебным решением, вследствие чего оснований к повторному возложению на административного ответчика обязанности по совершению тех же самых действий не имеется.
С учётом изложенного судебная коллегия оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 28 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Збанацкого О.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии