Дело № 2-3223/2018
24RS0035-01-2018-003936-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Патова С.М.
при секретаре Герлиц М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Минусинска о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации г. Минусинска о понуждении к совершению действий, указывая, что на основании обращения депутата Минусинского городского совета Кадулича А.Н. Минусинской межрайонной прокуратурой на территории г. Минусинска проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства. Так, при осмотре территории возле жилых домов № 22 и № 24 по ул. Вокзальной в г. Минусинске установлено, что при въезде на дворовую территорию между указанными домами расположена контейнерная площадка с одним баком для сбора твердых коммунальных отходов. Возле контейнерного бака для сбора твердых бытовых отходов и контейнерной площадки, а также за территорией контейнерной площадки разбросаны коммунальные отходы (мусор), что свидетельствует о не организации собственником контейнерной площадки и баков для сбора коммунальных отходов ежедневно вывоза мусора и приводит к загниванию и разложению отходов в летний период, к засорению окружающей территории. Кроме того, контейнерная площадка не имеет бордюра, что приводит к распространению мусора за пределы контейнерной площади. Территориально указанные места для сбора бытовых отходов находится в пределах границ муниципального образования город Минусинск, земельный участок на котором расположена контейнерная площадка, относится к землям городского округа. При этом органами местного самоуправления муниципального образования городской округ - г. Минусинск надлежащие меры по очистке указанной территории от мусора и отходов не предпринимаются. В ходе прокурорской проверки установлено, что многоквартирные дома № 22 и № 24 по ул. Вокзальной г. Минусинска находятся под управлением ООО УК «Ника», между собственниками дома и управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом, в состав общего имущества многоквартирных домов не входят какие-либо контейнерные площадки для сбора коммунальных отходов. Контейнерная площадка, расположенная между домами 22 и 24 по ул. Вокзальной г. Минусинска оборудовалась согласно муниципального контракта от 02.10.2017 г., включена в реестр муниципального имущества муниципального образования г.Минусинск и является муниципальной собственностью. В соответствии с п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. Пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, установлено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Согласно п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). Загрязнение территории города негативно сказывается на состоянии окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц, проживающих на территории г. Минусинска, на благоприятную окружающую среду. Таким образом, администрацией города не исполняются предусмотренные ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды, сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и мусора с территории городского округа. Нормы природоохранного законодательства, в том числе законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления подлежат безусловному соблюдению. В соответствии со ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции РФ, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В связи с этим просит обязать Администрацию г. Минусинска оборудовать контейнерную площадку с одним баком для сбора твердых коммунальных отходов, расположенную между многоквартирными жилыми домами № 22 и № 24 по ул. Вокзальной г. Минусинска бордюром; обеспечить уборку места сбора твердых коммунальных отходов и контейнерной площадки, расположенной между многоквартирными жилыми домами № 22 и № 24 по ул. Вокзальной г. Минусинска, в соответствии с нормами СанПиН 42-128-4690-88.
В ходе рассмотрения дела протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «ЭкоСервис».
В судебном заседании помощник Минусинского межрайонного прокурора Беклемешев П.А. исковые требования поддержал, мотивируя изложенным.
Ответчик Администрация города Минусинска и третьи лица ООО УК «Ника», ООО «ЭкоСервис» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей. К судебному заседанию представитель ООО УК «Ника» Елизарова М.Э., действующая на основании доверенности (л.д. 19), предоставила возражения, в которых указала, что муниципальные контейнерные площадки по сбору твердых коммунальных отходов, расположенные на муниципальной земле обязан содержать собственник, т.е. Администрация города Минусинска, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению (л.д. 20-21).
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, в протокольной форме определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст.7 Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2005) «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
На основании п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного значения городского округа, в том числе относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и оформлением землеотводных документов (п. 3.11. Правил), а также СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64.
На основании п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Пунктом 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Кроме того, согласно п. 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными документами (л.д.9, 10), Минусинской межрайонной прокуратурой в ходе проверки на придомовой территории многоквартирных домов № 22 и № 24 по ул. Вокзальной в г. Минусинске выявлены нарушения вышеуказанных санитарных норм и правил, а именно: на земельном участке, расположенном между многоквартирными жилыми домами № 22 и № 24 по ул. Вокзальной, расположена контейнерная площадка для сбора ТБО с одним мусорным баком. На момент проверки, мусорный бак переполнен, территория вокруг указанной площадки захламлена (разбросаны полиэтиленовые пакеты, бытовой мусор), кроме того, в нарушение п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, указанная площадка не оборудована бордюром. В результате этого нарушаются предусмотренные ст. 8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан на благоприятную среду обитания.
Из сообщения генерального директора ООО «ЭкоСервис» от 19.09.2018 г. следует, что вывоз твердых коммунальных отходов от контейнерной площадки по адресу: г.Минусинск, ул.Вокзальная, 22 и ул.Вокзальная, 24 производится два раза в неделю, каждый вторник и четверг (л.д.7).
Согласно выписки № 78 из реестра муниципального имущества муниципального образования город Минусинск, контейнерная площадка, расположенная между домами №22 и № 24 по ул. Вокзальной (1 контейнер) является муниципальной собственностью (л.д. 30-36).
Поскольку вопросы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по охране окружающей среды в границах городского округа, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурором обоснованно предъявлены к Администрации г.Минусинска.
При таких обстоятельствах, поскольку деятельность Администрации г. Минусинска по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в данном случае не отвечает требованиям, изложенным в СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года № 64, суд удовлетворяет требования прокурора.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчика совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, суд полагает возможным определить ответчику данный срок – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Минусинска о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Администрацию города Минусинска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку с одним баком для сбора твердых коммунальных отходов, расположенную между многоквартирными жилыми домами № 22 и № 24 по ул. Вокзальной г. Минусинска, бордюром; обеспечить уборку места сбора твердых коммунальных отходов и контейнерной площадки, расположенной между многоквартирными жилыми домами № 22 и № 24 по ул. Вокзальной г. Минусинска, в соответствии с нормами СанПиН 42-128-4690-88.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.