г. Клин 30 марта 2016 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,
при секретаре Булыгиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-637/16 по иску Морозовой О. В., Морозовой А. С. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
В 2-комнатной квартире, расположенной по /адрес/, зарегистрированы истцы Морозова О.В., /дата/ рожд., и Морозова А.С., /дата/. рожд.
Данная квартира предоставлена 201 КЭЧ района по договору социального найма жилого помещения № от /дата/.
Истцы обратились в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указали, что /дата/ истцы обратились в Департамент имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России с заявлениями о передаче в собственность в порядке приватизации указанного жилого помещения, однако, до настоящего времени Министерством обороны РФ не урегулирован вопрос передачи квартир в порядке приватизации.
Таким образом, по независящим от них причинам истцы не могут реализовать право на приватизацию указанного жилого помещения.
Истцы просят признать за ними право собственности на указанную квартиру по 1/2 доле за каждым в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истцов поддержал заявленные исковые требования.
Представитель Минобороны России представил в суд отзыв на иск с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие Минобороны России, просит в иске отказать и указал следующее:
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда»), передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан данный жилищный фонд.
В соответствии с пп. 3, 4 ст. 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений п. 1 ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1053 от 29 декабря 2008 г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
С этой целью в п. 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан, в порядке приватизации.
Более того, данный перечень не предусматривает полномочий Министерства обороны Российской Федерации по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц.
В порядке ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Существенными доказательствами по данной категории дел являются: технический паспорт жилого помещения, подтверждающий наличие жилого помещения с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи; справки из Управления Росреестра, подтверждающие неиспользование своего права на приватизацию из соответствующих субъектов Российской Федерации; наличие договора социального найма.
Таким образом, в Конституции Российской Федерации закреплено право каждого «иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».
Кроме того, граждане, в условиях рыночной экономики, обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допустимые законом способы.
ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России и Департамент имущественных отношений Минобороны России своевременно и надлежаще уведомлены о месте и времени судебного заседания, их представители в судебное заседание не явились, возражений по иску не представили.
Проверив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 217 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений - бесплатная передачи в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В статье 2 указанного Закона сказано, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренным настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Согласно выписке из домовой книги, истцы с /дата/ зарегистрированы в спорной квартире, предоставленной им 201 КЭЧ района по договору социального найма жилого помещения № от /дата/
Данных о том, что истцы ранее приватизировали другое жилое помещение, суду не представлено. Квартира не является служебной.
Таким образом, правовых оснований для отказа в приватизации занимаемого истцами жилого помещения не имеется.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.08.1993 года за N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», исходя из преамбулы к ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Согласно п. 5 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или нескольких из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возлагается обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Учитывая, что другой возможности приватизировать жилое помещение, кроме как путем обращения в суд, не имеется, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
Иск - удовлетворить.
Признать за Морозовой О. В., Морозовой А. С., в равных долях, в 1/2 доли каждый, право общей долевой собственности, в порядке приватизации, на жилое помещение, расположенное по /адрес/
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 01 апреля 2016 года.
Судья - подпись