Дело № 2-4885/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2019 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Малиновской И.Э.
при секретаре Арбузовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова Владимира Николаевича к Администрации г. Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда и возложении обязанности по выделению денежных средств,
у с т а н о в и л:
Романов В.Н. обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании приказа Управления опеки попечительства Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Смоленска, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в связи с чем, в иске поставлен вопрос о возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, на Департамент Смоленской области по образованию и науке - обязанность по осуществлению финансирования исполнения Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Романова В.Н. жильем в г. Смоленске.
Романов В.Н., и его представитель Фролова И.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель Администрации г. Смоленска – Шарапова Е.Д. в судебном заседании исковые требования не оспаривает, заявка на денежные средства в Департамент Смоленской области по образованию и науке отправлена.
Департамент Смоленской области по образованию и науке, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, возражений на иск не представил.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п/п.14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств (в частности, при достижении совершеннолетия).
Согласно ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 3 Закона Смоленской области от 29.11.2007 № 114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что проживающий в г. Смоленске Романов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ, мать которого ФИО8 решением <данные изъяты> лишена в отношении сына родительских прав, отец - ФИО9 решением <данные изъяты> также лишен в отношении него родительских прав, в настоящее время жилого помещения в собственности не имеет.
Приказом Управления опеки попечительства Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ Романов В.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Смоленска.
До настоящего времени Романов В.Н., достигший ДД.ММ.ГГГГ возраста <данные изъяты> лет, жилым помещением в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ не обеспечен.
Учитывая то обстоятельство, что гарантированное законом право Романова В.Н. на жилое помещение не реализовано не по его вине, имеются установленные законом основания для возложения на Администрацию г. Смоленска обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения в г. Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления, которая должна быть исполнена органом местного самоуправления за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в течение трех месяцев после перечисления из бюджета Смоленской области необходимых для этого денежных средств (ч. 1 ст. 2 Закона Смоленской области от 29.11.2007 №114-з).
Исходя из того, что главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке, на который согласно п. 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 202, а также п. 3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 № 820, возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в целях своевременной реализации жилищных прав Романова В.Н. суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию и науке обязанность по осуществлению финансирования исполнения Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению истца жилым помещением.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Романова Владимира Николаевича, удовлетворить.
Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией города Смоленска государственных полномочий по обеспечению Романова Владимира Николаевича, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в городе Смоленске общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Обязать Администрацию города Смоленска в течение <данные изъяты> месяцев после перечисления из бюджета Смоленской области необходимых денежных средств предоставить Романову Владимиру Николаевичу, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в городе Смоленске общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий судья И.Э. Малиновская
М.р.и.13.12.2019