Дело № 2-9487/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Одинцовский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи: Павловой И.М.
при секретаре: Ланцовой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попова О.В. о признании незаконными действий "наименование"
У с т а н о в и л:
Попов О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными с момента их совершения действий "наименование" по формированию в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, исключением сведений из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости и об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположенного в АДРЕС.
В обоснование заявленных требований Попов О.В. пояснил, что является собственником земельного участка, общей площадью 1578 кв. м., кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства, расположенного по адресу: АДРЕС, адрес ориентира: АДРЕС находится примерно в 690 м по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным "наименование" ДД.ММ.ГГГГ.
Участок заявителя был образован в результате раздела земельного участка: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства, общей площадью 185800 кв.м., местоположение: АДРЕС, кадастровый номер № в ДД.ММ.ГГГГ году. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № составлял 192,03 руб./кв.м.
Попов О.В. указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года он получил из ИФНС России по АДРЕС налоговое уведомление № об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 11455,33 рублей.
Налоговым органом налог рассчитан исходя из налоговой базы равной кадастровой стоимости земельного участка в размере 3818444,40 рублей, которая указана в налоговом уведомлении. Кадастровая стоимость земельного участка определена ФГБУ «наименование2» по ..... области в размере 3818444,40 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 2419,80 руб./кв.м. Однако применение данного показателя к спорному участку заявитель считает неправомерным. Ранее удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка заявителя составлял 192,03 ру./кв.м.
Заявитель Попов О.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя по доверенности Газимуллина Ю.Р. в судебное заседание явилась, на заявленных требованиях настаивала, указав, что права заявителя ФГБУ «наименование2» по ..... области не нарушались и к ним претензий не имеется.
Заинтересованные лица:
Представитель ФГБУ «наименование2» по ..... области по доверенности Каситериди И.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее заявление не признала, сославшись, на то, что удельный показатель кадастровой стоимости установлен в соответствии Распоряжением Министерства экологии и природопользования ..... области от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений ..... области".
Представитель "наименование" по доверенности Букишон Ю.В. в судебное заседание явился, заявленные требования не признала.
ИФНС России по АДРЕС в судебное заседание не явились, исковой материл получило ДД.ММ.ГГГГ через сотрудника Чичайкину Е.В., о дне слушания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия, возражений не представили.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Настоящее заявление подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку спор не связан с определением вида разрешенного использования, кадастровой стоимости земельного участка заявителя, требования заявителя направлены на оспаривание действий "наименование" и ФГБУ «наименование2» по ..... области.
Из материалов дела усматривается, что Попов О.В. является собственником земельного участка площадью 1578 кв. м., кадастровый номер №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства, расположенного по адресу: АДРЕС, адрес ориентира: АДРЕС находится примерно в 690 м по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным "наименование" ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость земельного участка заявителя в настоящее время составляет 3818444,40 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости составляет 2419,80 рублей за один кв. м., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу части 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 4 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными данным Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Исходя из статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Пунктом 4 статьи 15 Закона о государственном кадастре недвижимости орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования ..... области от ДД.ММ.ГГГГ N 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений ..... области» (далее – Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 121-РМ) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений ..... области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Из приложения N 2 к Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости для дачных объединений Истринского муниципального района определена в размере 2419, 80 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 N 222 Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 названного Административного регламента, установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка из подготовленного перечня. Результатом государственной кадастровой оценки земель не может являться лишь установление среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу по виду разрешенного использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.
Согласно пункту 3.2.2. и п.4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002г. № П/307 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений» расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка объединения осуществляется путем деления кадастровой стоимости эталонного земельного участка в составе указанного объединения на площадь этого земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков объединения рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости эталонных земельных участков в составе рассматриваемого объединения.
В Распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ № указание на земельный участок заявителя отсутствует, указанным Распоряжением кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, не утверждалась, иным распоряжением удельный показатель кадастровой стоимости и сама кадастровая стоимость земельного участка заявителя не установлены.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены не кадастровая стоимость земельного участка заявителя, не удельный ее показатель, а средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, в котором расположен земельный участок заявителя.
В пункте 1.2. Методических указаний указано, что положения Методических указаний применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земель из одной категории в другую; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Земельный участок заявителя был образован в результате раздела земельного участка: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства, общей площадью 185800 кв.м., местоположение: АДРЕС, кадастровый номер № включен в государственный кадастр недвижимости с существующими характеристиками в ДД.ММ.ГГГГ году. После ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время ни площадь земельного участка, ни границы земельного участка, ни категория земельного участка, ни вид разрешенного использования земельного участка заявителя, не изменялись и новых участков не выявлялось.
Таким образом, применение Методических указаний при определении кадастровой стоимости земельного участка заявителя после ДД.ММ.ГГГГ года является неправомерным.
К земельному участку заявителя в ДД.ММ.ГГГГ году подлежал применению п. 2.1.17 Методических указаний, в котором указано, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка кадастровая стоимость образуемых участков определяется в соответствии с удельным показателем кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, в результате раздела которого в ДД.ММ.ГГГГ году образован земельный участок заявителя, составляла 35679174 руб. рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости 192,03 рублей за кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Следовательно, при определении кадастровой стоимости земельного участка заявителя должен быть применен удельный показатель кадастровой стоимости преобразованного земельного участка с кадастровым номером №.
В связи с чем, является неправомерным расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя исходя из удельного показателя кадастровой в размере 2419,80 руб./кв.м.
При таких обстоятельствах суд считает, что обжалуемые заявителем "наименование", ФГБУ «наименование2» по ..... области по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка заявителя сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости необоснованны и незаконны, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными с даты их совершения действия ФГБУ «наименование2» по ..... области по установлению в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости в размере 3818444,40 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2419,80 руб./кв.м., в отношении земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства, общей площадью 1578 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, адрес ориентира: АДРЕС находится примерно в 690 м по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка.
Обязать ФГБУ «наименование2» по ..... области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 3818444,40 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2419,80 руб./кв.м., в отношении земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного хозяйства, общей площадью 1578 кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, адрес ориентира: АДРЕС находится примерно в 690 м по направлению на АДРЕС от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательно форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья: