Дело № 12-656/2021 (УИД 53RS0022-01-2021-004006-26)
РЕШЕНИЕ
06 июля 2021 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Калмыкова Е.А. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15),
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – адвоката Булановой С.В., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Севастьянова Д.С. на постановление
№ 12-01/2021/205/078694, вынесенное 07 апреля 2021 года старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области Брежневым А.А. в отношении
Севастьянова Д.С., <данные изъяты>
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
установил:
28 марта 2021 года заместителем начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области Фокиным А.Ю. в отношении Севастьянова Д.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, за нарушение Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 06 ноября 2014 года № 427.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Не соглашаясь с постановлением, Севастьянов Д.С. обратился в Новгородский районный суд Новгородской области с жалобой, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, в обоснование жалобы указывая, что должностным лицом он не является, в его обязанности не входит распределение обязанностей между работниками юридического лица. Кроме того, указал, что он не должен был 28 марта 2021 года при установлении орудия лова обозначать его положение с помощью буев с информацией о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем добычу (вылов) водных биоресурсов, это было вменено в обязанности другому работнику.
Истребованные из отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 20 мая 2021 года.
Изучив материалы дела, судья приходит к выводу, что срок обжалования постановления Севастьяновым Д.С. соблюден.
Севастьянов Д.С., старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области Брежнев А.А. в судебное заседание не явились, о его времени и месте надлежащим образом извещены, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судьей принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Защитник Севастьянова Д.С. – адвокат Буланова С.В. поддержала жалобу Севастьянова Д.С. по доводам, приведенным в жалобе и письменных пояснениях по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ (в полном объеме), изучив доводы жалобы, выслушав защитника Севастьянова Д.С. – адвоката Буланову С.В., судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются в том числе Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна в соответствии со ст. 43.1 указанного Федерального закона.
Деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих рыболовство на водных объектах рыбохозяйственного значения, в том числе Новгородской области, регламентируют Правила рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России от 06 ноября 2014 года N 427 (далее - Правила рыболовства N 427).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Севастьянова Д.С. к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица выводы о допущенном при осуществлении промышленного рыболовства нарушении требований Правил рыболовства N 427, выразившемся в том, что 28 марта 2021 года в 13 часов 20 минут на <адрес>, Севастьянов Д.С., будучи звеньевым, ответственным за добычу (вылов) биоресурсов согласно разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов № от 06 января 2021 года, при осуществлении промышленного рыболовства установил орудия лова (ставную якорную сеть), не обозначив ее положение с помощью буев с информацией о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем добычу (вылов) водных биоресурсов, чем нарушил Правила рыболовства N 427
В соответствии с п. 14.3 Правил рыболовства № 427 при осуществлении рыболовства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается использовать ставные (якорные) орудия добычи (вылова), не обозначая их положения с помощью буев или опознавательных знаков, на которые нанесена информация о наименовании юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего добычу (вылов) водных биоресурсов, и номере разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов;
Пунктом 9.2 Правил рыболовства N 427 предусмотрено, что при осуществлении видов рыболовства, указанных в пункте 3 Правил рыболовства (за исключением любительского и спортивного рыболовства), капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, указанные в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов:
организует работу по добыче (вылову) водных биоресурсов на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков);
распределяет обязанности между работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя и обеспечивает соблюдение Правил рыболовства.Принимая решение о привлечении Севастьянова Д.С. к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, исходило из того, что Севастьянов Д.С., будучи назначенным на должность звеньевого приказом руководителя ООО «<данные изъяты>» № 34 от 29 декабря 2020 года, и состоящим в должности звеньевого, ответственного за добычу (вылов) водных биоресурсов, установил орудия лова (ставную якорную сеть), не обозначив ее положение с помощью буев с информацией о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем добычу (вылов) водных биоресурсов, при этом назначение Севастьянова Д.С. на указанную должность дает основания рассматривать Севастьянова Д.С. как должностное лицо.
Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
При рассмотрении дела в суде защитником Севастьянова Д.С. представлена копия его трудового договора, должностной инструкции, из которых не следует, что Севастьянову Д.С. вменено в обязанности выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
Согласно трудовому договору № 09 от 01 декабря 2020 года Севастьянов Д.С. принят на работу в должности бригадира, ответственного за добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Полномочия, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в его служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, Севастьянову Д.С. не предоставлялись. Права по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах юридического лица, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием), руководством ООО «Агентство ВБР», Севастьянову Д.С. не предоставлялись.
Согласно п. 2.3 должностной инструкции распределение действий во время лова между членами бригады осуществляется генеральным директором путем издания соответствующего приказа (распоряжения). При отсутствии такого приказа (распоряжения) распределение действий во время лова между членами бригады может осуществляться бригадиром.
Обязанности в составе рыболовецкой бригады распределены приказом генерального директора ООО «<данные изъяты>» № 15 от 01 декабря 2020 года, который действовал по состоянию на 28 марта 2021 года.
Следовательно, обязанности между членами бригады распределялись генеральным директором юридического лица, а не бригадиром.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у Севастьянова Д.С. признаков, в соответствии с которыми его следовало считать должностным лицом.
Кроме того, согласно указанному приказу генерального директора ООО «<данные изъяты>» обязанность по обозначению орудия лова (бирки) вменено в обязанности рыбака, а не бригадира.
Следовательно, осуществление действий, неисполнение которых вменено Севастьянову Д.С., входило в обязанности другого работника.
На основании ст.1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление № вынесенное 07 апреля 2021 года старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области Брежневым А.А. в отношении Севастьянова Д.С., подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление 12-01/2021/205/078694, вынесенное 07 апреля 2021 года старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Новгородской области Брежневым А.А., в отношении Севастьянова Д.С. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении Севастьянова Дмитрия Сергеевича прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5.1 КоАП РФ, и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Калмыкова