УИД63RS0039-01-2022-006529-52
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 ноября 2022 г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Турбиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-5457/2022 по административному исковому заявлению Яндукова Е. А., Сорокина А. С., Ериной М. А. к Администрации г. о. Самара о признании действий незаконными об обязании согласовать публичное мероприятие в форме митинга,
установил:
Административные истцы Яндуков Е.А., Сорокин А.С., Ерина М.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия в форме митинга на площади Чапаева в <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ административными истцами в Администрацию г.о.Самара представлено уведомление о согласовании проведения ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга на территории <адрес> на площади <адрес> с заявленной численностью до № часов. Из ответа и.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа - заместителя руководителя Аппарата Администрации городского округа Самара Ю.Н. Выборнова от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № следует, что в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> ограничено до особого распоряжения проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. Также представитель администрации указывает на постановление Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращения распространения на территории городского округа Самара заболеваний гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV». На основании вышеизложенного, по мнению Администрации г.о. Самара, согласовать проведение публичного мероприятия не представляется возможным. Административные истцы полагают отказ в согласовании публичного мероприятия в форме митинга на площади Чапаева в <адрес> не соответствующим законодательству Российской Федерации, нарушающим их право на проведение публичных мероприятий. Митинг планируется провести на открытом воздухе с учетом социальной дистанции и обеспечением всех мер предосторожности. Какие-либо претензии к формулировке, полноте необходимых сведений, отраженных в уведомлении, у администрации не имеется, уведомление соответствует требования п. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и времени, администрацией не представлено, в связи с чем Администрация препятствует жителям г.о.Самара реализации принципа свободы выражения мнения. В ответе администрации нет никаких данных, подтверждающих сложившуюся на территории городского округа Самара неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, в том числе сведений об ее ухудшении, позволяющих говорить о невозможности проведения в обозначенном месте заявленного мероприятия. Более того, в ответе на депутатский запрос Лескина А.В. Избирательная комиссия <адрес> приводит факты положительной санитарно-эпидемиологической обстановки, указывает на завершение эпидемического подъема по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и о приостановке мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в период распространения коронавирусной инфекции. В ответе администрации не содержится предложения провести публичное мероприятие в конкретное время (дата и часы), позволяющие организатору публичного мероприятия принять (или не принять) данное предложение и проинформировать об этом орган исполнительной власти не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия. В ответе отсутствуют данные, подтверждающие обстоятельство направления истцу обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения запланированного митинга либо наличие оснований для отказа в его согласовании. Указанное, по мнению истцов, свидетельствует о несоблюдении администрацией требований законодательства при рассмотрении уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичного мероприятия, учитывая, что организатору публичного мероприятия не предложен вариант, который позволил бы реализовать цели заявленного мероприятия. Ссылаясь на изложенное выше, просят признать действия Администрации г.о. Самара, выразившиеся в отказе в проведении заявленного на ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга на площади <адрес> в <адрес> неправомерными; обязать Администрацию г.о. Самара согласовать публичное мероприятие в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ на площади <адрес> в <адрес>; судебные расходы по оплате государственной пошлины возложить на административного ответчика.
В судебном заседании административный истец Яндуков Е.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дал пояснения, аналогичные изложенным выше, настаивал на его удовлетворении.
Административные истцы Ерина М.А., Сорокин А.С. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, о причинах неявки не сообщили.
Представитель Администрации г.о.Самара Володина С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения требований по мотивам и доводам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на невозможность проведения публичного мероприятия, в связи с введенными вышеуказанными нормативными актами ограничениями.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
В силу пункта 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 12 Закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели. С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства (пункт 9).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы г.о.Самара представлено уведомление о проведения ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга на площади <адрес> в <адрес> согласно прилагаемой схеме движения, с № часов (л.д.12-13).
Целью публичного мероприятия указано: «в 105-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции отметить роль и значение Великого Октября в жизни общества, продемонстрировать солидарность и единство нашей страны».
Митинг планируется с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций, флагов, плакатов, транспарантов, с раздачей агитационных материалов, сбором подписей, с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Предполагаемое количество участников: № человек.
Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан предполагается осуществлять совместно с уполномоченным представителем органа местного самоуправления и органа внутренних дел в соответствии с законодательством.
Для оказания неотложной (первой) медицинской помощи уполномоченные на проведение публичного мероприятия в тесном взаимодействии с уполномоченным представителем Администрации буду поддерживать связь с ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи». Организатор публичного мероприятия: Ерина М.А. Лица, уполномоченные организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия: Сорокин А.С., Яндуков Е.А.
Из ответа и.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа - заместителя руководителя Аппарата Администрации городского округа Самара Ю.Н. Выборнова от ДД.ММ.ГГГГ № постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>" на территории <адрес> ограничено до особого распоряжения проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. Кроме того, постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращения распространения на территории городского округа Самара заболеваний гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» запрещается до особого распоряжения в городском округе Самара проведение спортивных, культурных и иных массовых мероприятий. В связи с изложенным согласовать проведение публичного мероприятия не представляется возможным (л.д.10-11).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
К числу таких законов на территории Российской Федерации относится, в частности, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу части 2 статьи 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>" введен комплекс ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе ограничено до особого распоряжения проведение на территории <адрес> театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий (подп. 4 п. 2.12).
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № "О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения на территории городского округа Самара заболеваемости гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-nCoV" установлен запрет до особого распоряжения на проведение в городском округе Самара спортивных, культурных и иных массовых мероприятий (п.1).
В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Из чего усматривается, что Закон связывает проведение публичных мероприятий с массовым присутствием или массовым прохождением граждан. Понятие «массовость» участников публичных мероприятий презюмирует невозможность точного (арифметического) подсчета возможного количества участников этих акций.
Таким образом, заявленное административными истцами количество участников публичного мероприятия в виде митинга предполагает массовое присутствие граждан, соответственно является публично-массовым мероприятием.
Согласно положениям действующего законодательства необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия. Указанные требования по обеспечению общественного порядка и безопасности адресованы как к органам государственной власти и органам местного самоуправления, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.
Доводы административных истцов об избирательном подходе стороны администрации в вопросе согласования публичных мероприятий со ссылкой на то обстоятельство, что в тот же день на территории города запланировано проведение иных массовых мероприятий, в том числе «парад памяти», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сведений, подтверждающих согласование административным ответчиком проведение какого-либо иного публичного мероприятия в порядке Федерального закона № 54-ФЗ, в материалы дела не представлено.
Не может служить основанием для признания оспариваемых действий незаконными и то обстоятельство, что отказывая в согласовании публичного мероприятия, административный ответчик не привёл данных о неблагоприятной эпидемиологической ситуации, которая не позволяет провести заявленное мероприятие, поскольку закон не содержит обязательного требования к уполномоченному органу при рассмотрении соответствующих обращений приводить данные, из содержания которых возможно сделать вывод об отсутствии предпосылок для проведения заявленного мероприятия.
Кроме того, доводы административных истцов о не предложении администрацией альтернативного способа реализации целей заявленного мероприятия, не являются основанием для признания действий административного ответчика незаконными, поскольку невозможность согласования публичного мероприятия обусловлена установленным запретом на проведение массовых мероприятий на всей территории <адрес> до его отмены особым распоряжением, что объективно не позволяет предложить иное место или время проведения публичного мероприятия.
Ссылки стороны истцов о положительной санитарно-эпидемиологической обстановке и приостановке мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в период распространения коронавирусной инфекции, о чем сообщается в ответе на депутатский запрос Лескина А.В. избирательной комиссией <адрес>, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых действий административного ответчика, поскольку на момент рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия в виде митинга ограничения на проведение на территории <адрес> массовых мероприятий не отменены.
При таких обстоятельствах, поскольку в силу действующего законодательства на административного ответчика возложена обязанность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан, в том числе и при проведении публичных мероприятий, учитывая, что на момент рассмотрения уведомления о проведения публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение массовых мероприятий не принято, суд приходит к выводу о том, чтодействия Администрации г.о.Самара, выразившиеся в отказе в согласовании публичного мероприятия, соответствует требованиям законодательства.
Как следствие, правовых оснований для удовлетворения акцессорных требований истца о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей у суда не имеется (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Яндукова Е. А., Сорокина А. С., Ериной М. А. к Администрации г. о. Самара о признании действий незаконными об обязании согласовать публичное мероприятие в форме митинга - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А.Турбина
Мотивированное решение изготовлено 01.11.2022