ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2015 года Промышленный районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи - Абдурахмановой И.В.,
при секретаре - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1, ФИО2, ФИО6, к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6, 2009 г.р., обратились в суд к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с иском о признании права собственности в порядке приватизации, на два жилых помещения : <адрес>, расположенную в <адрес> В, по <адрес>, в равных долях, на ФИО3, и их дочь ФИО4, 02.11.2009 года рождения, а также о признании права собственности в порядке приватизации за ФИО1 на <адрес> расположенную в <адрес> в <адрес>, в обоснование требований ссылаются на следующие обстоятельства.
В период с 07.09.2007 г. по 15.01.2011г. ФИО1 проходил военную службу в военном следственном отделе по Самарскому гарнизону, в воинском звании полковник юстиции.
В соответствии с п.37 Приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000г. №80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» - распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности, решение комиссии оформляется протоколом.
В соответствии с решениями жилищной комиссии военного следственного отдела по Самарскому гарнизону от 20.06.2008г., протокол № 5, и от 15.09.2010г. согласно протокола № 12, ФИО1 и совместно проживающие с ним члены семьи были признаны нуждающимися в получении жилья, на основании чего им выделены два жилых помещения : отдельная 3-х комнатная квартира, общей площадью 83,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> «В», <адрес> отдельная 1 - комнатная квартира общей площадью 34 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, Седьмая просека, <адрес>.
16 декабря 2010г. ФГУ «Самарская КЭЧ района», со ФИО1 были заключены договора социального найма на указанные жилые помещения, за номерами 933 и 932, в соответствии с которыми ФИО1 и члены его семьи: жена-ФИО2, дочери ФИО5, 1992 г.р., и ФИО6, 2009 г.р., получили, в бессрочное владение и пользование жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес> просека <адрес>, которые находятся в федеральной собственности.
В феврале 2012 г. ФИО1 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и 12.05.2012 г. исключен из списков личного состава воинской части. ФИО1 и члены его семьи не участвовали и не реализовали ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации.
В целях реализации своего права на приобретение в собственность жилых помещений, полученных по договорам социального найма, в силу ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» и п.6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ФИО1 13.07.2013г. обратился в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просил передать ему и членам его семьи бесплатно в собственность квартиры по адресам: <адрес> <адрес>, <адрес>.
На данное обращение из Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации поступил ответ, исх. № 14 юр.-12/15214 от 05.11.2013г., из которого следует, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010г. № 1455 уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. При этом Приказом установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых отнесено ФГКУ «Центррегионжилье». Также в данном ответе сообщалось, что ФИО1 не представил документ, подтверждающий сдачу служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, пер. <адрес>, <адрес>., в связи с чем для рассмотрения обращения по передаче жилого помещения в порядке приватизации, возможно после представления в адрес ФГКУ «Центррегионжилье» документа о сдаче служебного жилого помещения.
В связи с изложенным, 03.04.2014г. ФИО1 было направлено обращение, вх. № от 18.04.2014г., в ФГКУ «Центррегионжилье» в котором он информировал ФГКУ «Центррегионжилье» о том, что жилое помещение по адресу: <адрес>, пер. <адрес>, <адрес>, ему никогда не предоставлялось, и он в нем не проживал, приложив к данному обращение копии подтверждающих документов, в связи с чем повторно просил, в соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передать ему и членам его семьи бесплатно в собственность квартиры по адресам: <адрес> <адрес>, <адрес>., о результатах рассмотрения данного обращения просил сообщить письменно.
Заявление удовлетворено не было, ответ не получен.
Поскольку по независящим от ФИО1, ФИО2 и ФИО6 причинам они не могут реализовать свое право на приватизацию жилых помещений, полученных по договорам социального найма, и, учитывая, что ранее они в приватизации жилья не участвовали, ФИО1, ФИО2, ФИО6 вынуждены обратиться в суд с заявлением о признании за ними права собственности в порядке приватизации.
В судебном заседании истец ФИО1 лично и как представитель истицы ФИО8, представитель третьего лица ФИО5, по доверенности, требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по изложенным основаниям.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, об отложении не просили, о рассмотрении в свое отсутствие не просили в связи с чем судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Заслушав истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 17, 18, 40, 45 Конституции РФ право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством
Согласно п.1 ст. 49 ЖК РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.
Типовой договор социального найма жилого помещения заключается со стороны наймодателя - уполномоченным органом государственной власти РФ, органом государственной власти субьекта РФ, органом местного самоуправления либо иным управомоченным собственником лица, действующим от имени собственника жилого помещения - РФ.
Как видно из материалов дела между ФИО1 и ФГУ « Самарская КЭЧ района» заключен договор социального найма № 932 от 16 декабря 2010 года на жилое помещение – однокомнатную <адрес>, на всех членов семьи : ФИО1, жена ФИО5. дочь ФИО4
16.12.2010 года между ФИО1 и ФГУ « Самарская КЭЧ района» заключен договор социального найма № 933 на жилое помещение - трехкомнатную <адрес> В по <адрес>, на всех членов семьи : ФИО1, жена ФИО2, дочь ФИО5, 1992 г.р., дочь ФИО6, 2009 г.р.
16.12.2010 года между ФИО1 и ФГУ « Самарская КЭЧ района» заключен договор социального найма № 932 на жилое помещение - однокомнатную <адрес>, на всех членов семьи : ФИО1, жена ФИО2, дочь ФИО5, 1992 г.р., дочь ФИО6, 2009 г.р.
В соответствии с п. 37 Приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000г. №80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силач Российской Федерации» (действовавшего на момент заключения договора социального найма) - распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащим производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности, решение комиссии оформляется протоколом. Судом установлено, что спорные квартиры были предоставлены истцам на законных основаниях в связи с прохождением воинской службы в порядке очередности с целью улучшения жилищных условий.
В соответствии со ст.2 Закона РСФСР от 04.07.1991г. № 1541-1«0 приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести помещения в собственность.
В силу ст.6 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд
Согласно п. 1 ст. 11 приведенного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, у истцов возникает право на бесплатную приватизацию жилого помещения, в случае нахождения жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Согласно п. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фоня - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона РФ «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 2 ст. 299 ГК РФ имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства РФ № 447 от 16.07.2007 года) подлежит учету в реестре федерального имущества При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей.
В соответствии с п. I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления II распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
В данном случае право оперативного управления возникло у ФГУ «Самарская квартирно-эксплуатацнонная часть района», однако до настоящего времени не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации. В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо а целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке,
В силу положений ст.ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
ФИО5 воспользовавшись правом, предусмотренным законом, отказалась от участия в приватизации спорных квартир.
Установлено что ранее ФИО10 не воспользовались правом приватизации что видно из справки ФГУП РТИ – Федеральное БТИ» Челябинский филиал от 13.10.2014 года, что начиная с 1998 года за ФИО1, ФИО2, ФИО6, регистрация права собственности в порядке приватизации не производилась.
На территории г Самары и <адрес> ФИО1, С.Ю., В.В. приватизированного жилья не имеют.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что истцы проживают в спорном жилом помещении с 2010 года, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, ранее истцами не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений - суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами права собственности на занимаемое жилое помещение в равных долях - обоснованными, правомерными и подлежащими безусловному удовлетворению. При этом право собственности Российской Федерации на жилое помещение прекращается при передаче в собственность жилого помещения гражданам.
В соответствии со ст.ст. 17, 28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установление решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
С учетом изложенного, признанное за истцами право собственности на указанное в решении суда жилое помещение подлежит обязательной государственной регистрации после вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за ФИО2, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации, в равных долях, по 1/2 доли за каждой, на квартиру № <адрес> расположенную в доме № <адрес>, по <адрес>, общей площадью 83, 9 кв.м..
Признать за ФИО1 право единоличной собственности в порядке приватизации на квартиру № <адрес> расположенную в <адрес> в <адрес>, общей площадью 34,0 кв.м.
Настоящее решение является основанием для прекращения регистрации права собственности Российской Федерации Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области на квартиру № <адрес> расположенную в доме № <адрес> по <адрес>, и на квартиру № <адрес> расположенную в <адрес> в <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2015 года.
Председательствующий: И.В.Абдурахманова
: