РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2019г. г. Усть-Илимск Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Егиазарян А.Ф.,
с участием истца Коваленко Т.А.,
представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности № от ** ** **** года с ограниченным объемом процессуальных прав сроком по ** ** **** года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2953/2019 по иску Коваленко Татьяны Андреевны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Коваленко Т.А. обратилась в Усть-Илимский городской суд с исковым заявлением к ГУ - УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе, в обоснование которого указала, что с ** ** **** является неработающим пенсионером по старости. С 20.10.2019 по 15.11.2019 находилась на отдыхе в г. Минске. По приезду обратилась в Пенсионный фонд в г. Усть-Илимске с заявлением о компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 37856,98 рублей. Решением № 048-677180/19 от 29.11.2019 ей было отказано в оплате проезда к месту отдыха и обратно по причине отдыха за пределами РФ. С учетом заявления об уточнении требований от 20.12.2019 просит суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе № 048-677180/19 от 29.11.2019 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; взыскать с ответчика оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Усть-Илимск – Братск в сумме 730 рублей, Братск – Минск – Братск по территории РФ в сумме 35691,76 рубль, Братск – Усть-Илимск в сумме 730 рублей, всего 37151,76 рублей (л.д. 4,27).
В судебном заседании истец Коваленко Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме с учетом заявления об уточнении размера исковых требований.
Представитель ответчика Макарова Ю.А. в судебном заседании возражала по иску, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая, что оспариваемое решение пенсионного органа является законным и обоснованным, поскольку пенсионеры имеют право на компенсацию только в том случае, если отдыхают на территории РФ.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.
В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы 01.04.2005 года Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».
Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правила определяют размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1).
Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов,
выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9).
В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем определенного минимального уровня затрат на проезд транспортом в перечисленных в нем случаях. Так, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Как следует из пенсионного удостоверения № от ** ** **** (л.д. 6), трудовой книжки № от ** ** **** (л.д. 7-10), паспорта гражданина РФ серии <данные изъяты> № (л.д. 5), истец является неработающим пенсионером по старости, проживает в г. Усть-Илимске Иркутской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, имеет право на компенсацию расходов по проезду к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года.
Из анализа пояснений истца и представленных подлинных проездных документов судом установлено, что Коваленко Т.А. в период с 20.10.2019 по 15.11.2019 находилась на отдыхе в городе Минске и к месту отдыха следовала по маршруту: Усть-Илимск – Братск, Братск – Москва - Минск, Минск - Москва – Братск, Братск – Усть-Илимск.
Как следует из заявления Коваленко Т.А. от 18.11.2019, адресованного в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области, она просила оплатить расходы на проезд к месту отдыха (Белоруссия г. Минск) и обратно по маршруту: Усть-Илимск – Братск, Братск – Москва - Минск, Минск - Москва – Братск, Братск – Усть-Илимск в виде фактически произведенных расходов (л.д. 31).
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 29.11.2019 № 048-677180/19 в удовлетворении заявления Коваленко Т.А. отказано по причине нахождения места отдыха за пределами территории РФ (л.д. 30,11).
Суд не может согласиться с выводами ответчика о наличии достаточных оснований для отказа в выплате компенсации по представленным проездным документам.
Доводы истца о том, что она имеет право на компенсацию оплаты стоимости проезда по маршруту: Усть-Илимск - Братск - Москва - Минск - Москва – Братск – Усть-Илимск по территории Российской Федерации согласно отношению ортодромии по РФ к общей ортодромии по представленным проездным документам суд находит обоснованными.
Как упоминалось ранее, согласно пункту 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 176 от 01.04.2005г., компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.
Статьями 37 и 39 Конституции РФ, установлены гарантии права человека и гражданина на социальное обеспечение.
Пунктом 7 разъяснений Минздравсоцразвития России от 11.08.2008 № 408н (ред. от 03.05.2012 года) «О применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 года № 176», зарегистрированных в Минюсте России 11.11.2008 года № 12607, предусмотрено, что возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении, предусмотренном пунктом 6.1 настоящих разъяснений, и обратно.
Суд, соглашаясь с доводами истца, считает, что выплата компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера на отдыхе, в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации.
Толкование действующих норм права, как позволяющих не компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, по указанным пенсионным органом основаниям, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения требований статей 19, 27, 39, 45 Конституции Российской Федерации, приводило бы к неправомерному ограничению данного права пенсионеров.
Отсутствие в вышеуказанных Правилах прямого указания о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых за пределами Российской Федерации, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.
Нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 Закона № 4520-1 и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха, в том числе и за пределами Российской Федерации.
Таким образом, суд находит, что решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области об отказе в компенсации истцу расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно является незаконным. Коваленко Т.А. достоверно подтверждены фактически понесенные ею расходы на проезд к месту отдыха и обратно по маршруту: Усть-Илимск - Братск – Москва – Минск – Москва – Братск – Усть-Илимск.
Определяя размер компенсации понесенных истцом расходов, суд исходит из следующего.
Согласно билету на автобус от 08.10.2019 Коваленко Т.А. выехала автобусом категории МАЗ 19.10.2019 по маршруту Усть-Илимск – Братск с прибытием 19.10.2019. Стоимость проезда составила 730 рублей (л.д. 13).
Согласно электронному билету (маршрут/квитанция) № 421 6145153607 от 10.10.2019 следует, что стоимость перелета по маршруту Братск-Москва-Минск на 20.10.2019 составила 18618 рублей (л.д. 17).
Согласно электронному билету (маршрут/квитанция) № 421 6145153659 от 10.10.2019 стоимость перелета по маршруту Минск – Москва – Братск на 14.11.2019 составила 19574 рубля (л.д. 22).
При этом в стоимость указанных билетов включены сборы, не подлежащие оплате в соответствии с Правилами компенсации расходов на оплату расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 (аэропортовый сбор ZZ на сумму 370 рублей - такса транспортно-клиринговой палаты).
В соответствии со справкой ООО «Компания Сибирь» от 05.07.2019 по маршруту аэропорт г. Братск – аэропорт г. Москва (Домодедово) – аэропорт г. Минск на дату вылета 20.10.2019 и обратно аэропорт г. Минск – аэропорт г. Москва (Домодедово) – аэропорт г. Братск на дату вылета 14.11.2019 общая стоимость перелета на одного пассажира составляет 38192 рубля. Отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии составляет 95,30%; общая ортодромия 4493 км., ортодромия по территории РФ – 4282 км. Стоимость перелета по территории Российской Федерации согласно отношению ортодромии по РФ к общей ортодромии составляет на пассажира Коваленко Т.А. 36396,98 рублей (л.д. 12).
При этом судом установлено, что указанная стоимость перелета была определена с учетом включенных в цену билетов такс ZZ. При вычислении стоимости перелета без расходов на оплату указанного сбора транспортно-клиринговой палаты с учетом процентного отношения ортодромии по территории РФ результат составит не 36396,98 рублей, а 35691,76 рублей ((18618-370+19574-370)х95,3% = 35691,76).
Согласно билету на автобус от 16.10.2019 Коваленко Т.А. выехала автобусом категории МАЗ 15.11.2019 по маршруту Братск - Усть-Илимск с прибытием 15.11.2019. Стоимость проезда составила 730 рублей (л.д. 18).
С учетом представленных истцом подлинных доказательств, суд находит установленным, что понесенные Коваленко Т.А. расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно, в пределах территории Российской Федерации, составили 37151,76 рубль (730+35691,76+730).
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма 37151,76 рубль в счет компенсации оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика в доход городского бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в соответствии с ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 1614,55 рубля (1314,55 рублей по имущественным требованиям ((37151,76-20000)*3%+800) + 300,00 рублей по требованиям неимущественного характера).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Коваленко Татьяны Андреевны удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 048-677180/19 от 29.11.2019 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу Коваленко Татьяны Андреевны компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 37151,76 рублей (Тридцать семь тысяч сто пятьдесят один рубль 76 копеек).
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области государственную пошлину в доход бюджета города Усть-Илимска в размере 1614,55 рублей (Одна тысяча шестьсот четырнадцать рублей 55 копеек).
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Курахтанова
Резолютивная часть решения объявлена 20.12.2019
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2019