Судья: Абштырь В.Д. Дело №(012)
Категория дела:
ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА НОВОРОССИЙСК
РЕШЕНИЕ
Г.Новороссийск 17 февраля 2016 года.
Октябрьский районный суд города Новороссийск Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Керасова М.Е.,
с участием
представителя Уласевича Е.В. по доверенности - Марунич Р.В.,
помощника прокурора г.Новороссийск Ильдризовой Н.Л.,
при секретаре Запуняне З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции протест заместителя прокурора <адрес> на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг., производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> ОАО «Новороссийская управляющая компания» (далее по тексту - ОАО «НУК») Уласевича Е.В. было прекращено за отсутствием в действия привлекаемого лица состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, заместитель прокурора <адрес> Сушков О.В. обжаловал постановление мирового судьи и указал, что ОАО «НУК» является управляющей организацией в жилом <адрес>. В ходе проведения совместно с Государственной жилищной инспекцией (далее по тексту - ГЖИ) <адрес> проверки установлено, что в ОАО «НУК» отсутствует договор предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, заключенный с ресурсоснабжающей организацией, а также отсутствует решение собственников жилого дома об оплате за электроснабжение напрямую ресурсоснабжающей организацией, что является нарушением действующего законодательства. Заявитель находит довод мирового судьи о том, что общим собранием собственников жилого дома при согласовании условий договора управления домом ОАО «НУК» не вменено задание на предоставление коммунальной услуги по электроснабжению, не свидетельствующим об отсутствии в действиях ОАО «НУК» состава административного правонарушения, поскольку обязанность заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями возложена на управляющую компанию законом. В связи с этим, заместитель прокурора просит постановление мирового судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> доводы жалобы поддержала, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ОАО «НУК» против удовлетворения жалобы возражал, пояснил, что в решении собственников <адрес>, оформленном протоколом от ДД.ММ.ГГГГг., утверждены условия договора управления, в котором ОАО «НУК» предоставляет только следующие виды коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение, при этом коммунальная услуга «электроснабжени» не утверждена в договоре управления общим собранием собственников дома. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, предусмотрена возможность внесения собственниками и нанимателями платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию до момента заключения договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией. На основании изложенного, полагает постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ наступает в случае нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч.7.1 статьи 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Исходя из ч.1 и ч.3 ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.12 ст.161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч.1 ст.157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п.9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №, - условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
В силу п.13 этих же Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использовании таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании пп.2, 3 ч.3 ст.162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Как следует из п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Собственники жилых помещений проверяемого многоквартирного жилого дома приняли решение вносить плату напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Согласно п.27 указанного выше Постановления №, в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно рееурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Из этого следует, что принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Аналогичная вышеизложенному позиция содержится в Определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. по делу №-КГ14-8259.
При указанных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях <данные изъяты> ОАО «НУК» Уласевича Е.В. состава административного правонарушения противоречит действующему законодательству, в связи с чем, обжалуемое постановление мирового судьи подлежи отмене, а административное дело - возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд—
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг., которым производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> ОАО «Новороссийская управляющая компания» Уласевича Е.В. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения - отменить, административное дело направить мировому судье судебного участка № <адрес> на новое рассмотрение.
Решение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его оглашения, и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Председательствующий: судья М.Е. Керасов