Дело № 12-49/2015
РЕШЕНИЕ
с. Усть-Кулом 08 июня 2015 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми под председательством судьи Федоровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
Общества с ограниченной ответственностью «Севлес Форест Логистик», расположенного по юридическому адресу: <адрес>, ОГРН №, ИНН №, КПП №,
на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Комитета лесов Республики Коми ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Севлес Форест Логистик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Комитета лесов Республики Коми ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Севлес Форест Логистик» (Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Считая данное постановление незаконным, ООО «Севлес Форест Логистик» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить. В обоснование заявленного требования указало, что административным органом неверно определен субъект ответственности, а именно ответственность за допущенное правонарушение должен нести арендатор лесного участка; неверно квалифицированы действия (бездействия) Общества; нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности – акт осмотра мест рубок от ДД.ММ.ГГГГ № составлен без участия представителя ООО «Севлес Форест Логистик» и без его извещения о дате, времени и месте осмотра.
Участники, извещенные надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела не явились. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя и представителя административного органа.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Комитета лесов Республики Коми рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Севлес Форест Логистик» с вынесением обжалуемого постановления.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном указанном Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в лесах они устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 38 Правил пожарной безопасности в лесах лица, виновные в нарушении требований указанных Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно пп. 4, 5 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № «Об утверждении правил заготовки древесины» наряду с положениями данных Правил, требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины. Заготовка древесины осуществляется в соответствии с указанными Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
Из оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между Комитетом лесов Республики Коми и ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным договором аренды арендатору передан лесной участок с целью заготовки древесины площадью <данные изъяты> га.
В соответствии с пунктом 63 Правил заготовки древесины после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения указанных Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (далее осмотр мест рубок).
Осмотр мест рубок лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
В соответствии с пунктом 21 Правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр мест рубки в квартале №, делянка №, выделы № <адрес>.
В ходе осмотра мест рубок выявлено оставление древесины в объеме <данные изъяты> кбм, в плотных штабелях, при площади складирования <данные изъяты> га, при этом расстояние до стены хвойного леса составляло <данные изъяты> м, минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метров вокруг штабелей отсутствовала.
По итогам осмотра мест рубок был составлен акт осмотра мест рубок № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов административного дела следует, что арендодатор заключил договор подряда на лесозаготовительные работы № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Финансовая лесная компания», которое в свою очередь заключило договор субподряда на заготовку древесины № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Севлес Форест Логистик».
Согласно указанному договору ООО «Севлес Форест Логистик» выполняло комплекс работ по заготовке древесины (валку леса, обрубку сучьев, раскряжевку, трелевку древесины, сортировку древесины, штабелевку лесоматериалов на верхнем складе) на делянке № (выделы №) в квартале № <адрес> (акт передачи от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 2.3.5 Договора субподряда № на заготовку древесины от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Севлес Форест Логистик» при выполнении работ обязано соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и проводить необходимые противопожарные мероприятия.
Таким образом, ООО «Севлес Форест Логистик» допущено использование лесов в квартале № на делянке № выделы № <адрес> с нарушением пп. 19, 21 Правил пожарной безопасности выразившееся в складировании заготовленной древесины в объеме <данные изъяты> кбм от прилегающего хвойного леса до <данные изъяты> гектар, на расстоянии <данные изъяты> метров, отсутствие противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метров вокруг мест складирования заготовленной древесины.
Следовательно, административным органом правильно был определен субъект состава административного правонарушения – ООО «Севлес Форест Логистик».
Таким образом, утверждения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что административным органом неверно определен субъект ответственности, судья признает несостоятельным.
Доводы жалобы заявителя о том, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности и акт осмотра мест рубок составлен без участия представителя ООО «Севлес Форест Логистик», без его извещения о дате, времени и месте осмотра, подлежат отклонению.
Согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за исключением случаев, предусмотренных п. 36 и 37 ст. 81 Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 Кодекса.
Пунктами 36 и 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 указанного Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 2 ст. 83 Кодекса (ч. 2.1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании п. п. 2, 6, 8 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение.
Пунктами договора аренды предусмотрена обязанность комитета как арендодателя осуществлять проверки соблюдения арендатором лесного законодательства. Проверка проводилась в рамках исполнения обязательств сторон по договору аренды.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц.
В ходе осмотра мест рубок ДД.ММ.ГГГГ не требовалось, не осуществлялось взаимодействие ГУ «Пруптское лесничество» и ООО «Севлес Форест Логистик», на ООО «Севлес Форест Логистик» не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований лесной охраны, следовательно, не требовалось применение норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Осмотр мест рубок проводился в рамках заключенного между Комитетом лесов Республики Коми и ОАО «Монди Сыктывкрский ЛПК» договора аренды лесного участка, ООО «Севлес Форест Логистик» стороной данного договора не является.
При проведении осмотра присутствовал представитель ОАО «Монди Сыктывкрский ЛПК», который с выявленными нарушениями согласился, о чем свидетельствует отсутствие каких-либо замечаний в акте.
Кроме того, при проведении ДД.ММ.ГГГГ повторного осмотра выявленные ранее нарушения подтвердились. Представитель ОАО «Монди СЛПК» с актом согласился, указав, что нарушение правил противопожарной безопасности допущено подрядчиком по заготовке ООО «Севлес Форест Логистик».
Вместе с тем, доводы заявителя относительно неправильной квалификации действий ООО «Севлес Форест Логистик», заслуживают внимания.
Статья 30 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В силу ст. 2 Закона РК «О некоторых вопросах в области пожарной безопасности на территории РК» организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, установление особого противопожарного режима на соответствующих территориях Республики Коми относится к полномочиям Правительства Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 28.04.2014 N 167 «Об особом противопожарном режиме на территории Республики Коми» с 30.04.2014 на территории Республики Коми был введен особый противопожарный режим.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судам разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Рассматриваемое правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ при осмотре мест рубок в делянке № квартала № <адрес>, однако, административным органом не представлено информации, что складирование заготовленной древесины совершено во время пожароопасного периода.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, а также отсутствие возможности для устранения сомнений в виновности ООО «Севлес Форест Логистик» в нарушении пп. 19,21 Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, суд приходит к выводу о недоказанности совершения ООО «Севлес Форест Логистик» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Поэтому действия ООО «Севлес Форест Логистик» следует квалифицировать по части 1 ст. 8.32 КоАП РФ как нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Принимая указанное решение, судья руководствуется также положениями пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым по результатам рассмотрения жалобы на постановлением по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица Комитета лесов Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № изменить - переквалифицировать действия ООО «Севлес Форест Логистик» с части 3 статьи 8.32 на часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред.Федерального закона от 29.10.2010 №442-ФЗ) и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его вручения или получения.
Судья - И.В. Федорова