Дело № 2-1123/2020
Решение
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,
при секретаре: Хохловой И.Г.,
с участием представителя истца по доверенности Баранова С.А., представителя ответчика по доверенности Савченко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ешим Фатма Озен к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 22 о признании права на возмещение вреда,
Установил:
Истец Ешим Фатма Озен обратилась в Серпуховский городской суд Московской области с иском к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 22 и просит признать права несовершеннолетних У., <дата> рождения и Д. <дата> рождения, на назначение единовременной страховой выплаты в связи со смертью застрахованного лица С. в связи с несчастным случаем на производстве в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в размере 1000000.
Свои требования истец мотивирует тем, что ее муж С., <дата> рождения состоял в трудовых отношениях с ООО "Витра Сантехника" и в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подлежал обязательному страхованию и был застрахован.
В результате несчастного случая ее муж погиб 10.03.2017 во время служебной командировки.
Согласно ст. 184 ТК РФ в случае смерти пострадавшего право на страховые выплаты имеет его семья.
В 2017 году она обратилась с заявлением в филиал " 22 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о единовременной страховой выплате, которая осуществляется Фондом социального страхования лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае смерти застрахованного лица.
В декабре 2017 года она получила ответ с просьбой предоставить документы, перечень которых приведен в письме для решения вопроса о назначении выплаты.
В связи с тем, что после смерти мужа она и двое их несовершеннолетних детей не могли более проживать в России и были вынуждены вернуться в Турцию, она не имела возможности сразу предоставить запрашиваемые документы.
В ноябре 2019 года она предоставила запрашиваемые документы, однако 13 января 2020 года получила дополнительный запрос о предоставлении справки дипломатического представительства или Консульского учреждения Российской Федерации о постоянном месте жительства в Турецкой Республике, которые она предоставить не имеет возможности в связи с тем, что она и ее дети являются гражданами Турецкой Республики, они не состоят и не могут состоять на дипломатическом или консульском учете Консульского учреждения Российской Федерации в Турецкой Республике.
20.02.2020 она предоставила дополнительно запрашиваемые документы, а именно: заявку соискателя работы из Службы занятости Турецкой Республики и документы Службы социального страхования с приложением расшифровки периода занятости, а также еще раз пояснила, что не имеет возможности предоставить справку дипломатического представительства или Консульского учреждения Российской Федерации о постоянном месте жительства в Турецкой Республике, так как она и ее дети являются гражданами Турецкой Республики.
До сих пор она не получила подтверждения или отказа в выплате и считает действия ответчика по запросу документов, которые она не может предоставить, намеренным затягиванием решения по ее заявлению о страховой выплате.
Истец Ешим Ф.О. в судебное заседание не явилась, судом извещалась.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Баранов С.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 22 Савченко Н.С., в судебном заседании исковые требования о праве несовершеннолетних детей на единовременную выплаты не оспорила, поддержала. Пояснила, для получения выплат, необходимо представить свидетельство об удостоверении факта нахождения в живых истца и ее детей, от работодателя необходима справка о заработной плате за 12 месяцев предшествующих гибели. Выплата не была назначена, поскольку не представлены эти документы. истец с заявлением о выплате не обращалась. Обращались по вопросу необходимых документов представители работодателя, в связи с чем на имя истца были даны разъяснения. Право на выплату имеют истец и ее дети. Если истец отказывается от выплаты, отказ должен быть оформлен нотариально.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что в результате крушения вертолета, произошедшего 10.03.2017 в регионе Буйукчекмедже губернии Стамбул Турецкой Республики, находившийся на момент крушения внутри вертолета С., (идентификационный номер гражданина ТР: <номер>) скончался непосредственно на месте крушения (л.д.14). На момент смерти С. состоял в трудовых отношениях с ООО «Витра Сантехника» и находился в служебной командировке.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Сообщениями Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 22 от 11.12.2017, 13.01.2020, 03.03.2020 истцу разъяснены положения Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», указан перечень документов, который необходимо представить для страховой выплаты, в том числе справку дипломатического представительства или Консульского учреждения Российской Федерации о постоянном месте жительства в Республике Турция или свидетельство об удостоверении факта нахождения в живых, в котором должно быть указано место жительства истца и несовершеннолетних детей (л.д.16-17, 19).
По просьбе Йешим Фатма Озен ООО «Витра Сантехника» в адрес Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 22 направлено письмо с указание, что справка дипломатического представительства или Консульского учреждения Российской Федерации о постоянном месте жительства в Республике Турция не может быть выдана, поскольку Йешим Фатма Озен и ее дети являются гражданами Турецкой Республики, они не состоят и не могут состоять на дипломатическом или консульском учете Консульского учреждения Российской Федерации в Турции, следовательно, такая справка не может быть представлена (л.д.20)
03.03.2020 в адрес Директора ООО «Витра Сантехника» направлено сообщение, в котором указано, что необходимость представления справки предусмотрена п. 10б Положения об осуществлении обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы РФ. Свидетельство об удостоверении факта нахождения в живых, в котором должно быть указано место жительства заявителя, выданное консульским учреждением Российской Федерации, является документом аналогичным по содержанию справке дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о постоянном месте жительства за границей и может служить правовым основанием для назначения страховой выплаты. В связи с чем, за получением указанных выше свидетельств необходимо обратится в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. Также ООО «Витра Сантехника» необходимо представить справку о заработке С. по всем местам работы за период 12 полных месяцев работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве (л.д.31-32).
В материалы дела представителем истца представлены копии свидетельств о рождении рождения У., <дата> рождения и Д. <дата> рождения, и выписка из реестра акта гражданского состояния истца и ее детей, удостоверенная нотариусом, из которых усматривается, что родителями несовершеннолетних являются С. и Озен Йешим Фатма (л.д. 37-54).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных ст. 2 ТК РФ, предусмотрены такие, как обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и обеспечение права на обязательное социальное страхование.
Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, предоставляется в порядке обязательного социального страхования. Отношения по данному виду обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно ст. ст. 3, 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет один миллион рублей.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"право на получение единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:
дети умершего, не достигшие возраста 18 лет, а также его дети, обучающиеся по очной форме обучения, - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;
родители, супруг (супруга) умершего;
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
другой член семьи умершего независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.
Таким образом, возникновение у лица права на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" связывает с нетрудоспособностью этого лица и нахождением его на иждивении умершего.
В силу п. 6 ст. 15 названного Федерального закона, в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей), а также иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" следует, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ право на обеспечение по страхованию со дня наступления страхового случая имеют сами застрахованные, а также в случае их смерти иные перечисленные в этой статье лица.
К таким лицам относятся:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
Право нетрудоспособных иждивенцев на возмещение вреда по случаю потери кормильца не ставится в зависимость от того, состоят ли они в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем. Основополагающими юридическими фактами в этом случае являются факт состояния на иждивении и факт нетрудоспособности.
Следует учитывать, что нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются:
а) несовершеннолетние, в том числе ребенок умершего, рожденный после его смерти, до достижения ими возраста 18 лет (независимо от того, работают ли они, учатся или ничем не заняты). Происхождение ребенка устанавливается в порядке, предусмотренном статьей 48 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ). Правом на возмещение вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, пользуются также совершеннолетние дети умершего, состоявшие на его иждивении до достижения ими возраста 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме;
б) женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Достижение общеустановленного пенсионного возраста (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") является безусловным основанием для признания такого лица нетрудоспособным независимо от фактического состояния его трудоспособности;
в) инвалиды I, II или III группы.
Независимо от факта нетрудоспособности и факта иждивения право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:
один из родителей, супруг либо другой член семьи, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждений медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.
Указанные лица сохраняют право на возмещение вреда и после окончания ухода за лицом, нуждающимся в нем, если они сами стали нетрудоспособными в период осуществления такого ухода.
Необходимо иметь в виду, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Иждивенство детей, не достигших возраста 18 лет, предполагается и не требует доказательств.
Анализируя собранные доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу о наличие у несовершеннолетних У., <дата> рождения и Д. <дата> рождения права на получение единовременной страховой выплаты, предусмотренной п. 2 ст. 11 вышеуказанного ФЗ-125, ввиду смерти застрахованного в результате наступления страхового случая С., погибшего 10.03.2017.
На момент смерти застрахованного лица, его дети не достигли 18 лет, и в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ относятся к категории лиц, имеющих право на страховую выплату.
Иждивенство детей, не достигших возраста 18 лет, предполагается и не требует доказательств.
Решение о назначении страховых выплат принимается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации не позднее десяти календарных дней (в случае смерти застрахованного - не позднее двух календарных дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их копий, заверенных в установленном порядке) по определенному им перечню (абзац двадцать пятый пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Административный регламент, утвержденный Приказ ФСС РФ от 20.05.2019 N 262 "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти")
Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии с п. 6 ст. 15 названного Федерального закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Ешим Фатма Озен удовлетворить.
Признать право за несовершеннолетними Д. <дата> рождения и У., <дата> рождения на назначение единовременной страховой выплаты в связи со смертью застрахованного лица С. в связи с несчастным случаем на производстве в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Ж.Крутоус
мотивированное решение изготовлено 31.07.2020