Судья: Тульская С.Г. Дело № 33-2616
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«10» сентября 2019 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Корневой М.А., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Шамарине А.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Гришиной Л. Н. к администрации г. Мценска и Управлению муниципальным имуществом г. Мценска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе Гришиной Л. Н. на решение Мценского районного суда Орловской области от 02 июля 2019 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав объяснения Гришиной Л.Н., ее представителя по устному заявлению Стригуновой Л.В. и Гришиной А.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения администрации г. Мценска относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Гришина Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Мценска и Управлению муниципальным имуществом г. Мценска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что по договору социального найма проживает в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>. Вместе с ней в данном жилом помещении зарегистрированы ее дети: Гришина А.О. и Гришин Н.О.
Ссылаясь на то, что занимаемое ею жилое помещение является аварийным, а также на то, что она является инвалидом второй группы по зрению, просила суд обязать администрацию г. Мценска предоставить ей на состав семьи отдельное жилое помещение во внеочередном порядке.
Определением судьи Мценского районного суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гришина А.О. и Гришин Н.О. ( л.д. 39).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Гришина Л.Н. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суду следовало назначить судебную строительно-техническую экспертизу с целью установления пригодности жилого помещения для проживания.
Обращает внимание, что она является инвалидом <...> и ей противопоказано поднимание тяжести, а она вынуждена ежедневно поднимать ведра с водой.
В судебное заседание представители администрации г. Мценска, Управления муниципального имущества г. Мценска, Гришин Н.О, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли.
В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 ( ред. от 24 декабря 2018 г.), предусмотрено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
На основании пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (ред. от 24 декабря 2018 г.), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм и положений следует, что Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Также законодатель предусмотрел право получения во внеочередном порядке по договорам социального найма жилых помещений для граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне ( пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», который действовал до 01 января 2018 г.
С 01 января 2018 г. действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (статья 17).
До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими. С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом если гражданин с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем.
Установлено и следует из материалов дела, что Гришина Л.Н. на основании договора социального найма владеет и пользуется жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 18,6 кв.м ( л.д. 12-13). Данное жилое помещение не имеет отдельной ванной комнаты и санузла, имеется общая кухня.
В данном жилом помещении вместе с Гришиной Л.Н. зарегистрированы ее дочь Гришина А.О. и сын Гришин Н.О. ( л.д. 21).
Согласно решению Мценского районного совета народных депутатов от 29 января 2015 г. № 417 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Мценского района Орловской области» установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения) в размере 11,5 квадратных метров на одного человека, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, обеспеченность общей жилой площадью на одного члена семьи Гришиной Л.Н. составляет менее учетной нормы (по 6,2 кв.м.)
Из материалов дела следует, что 05 марта 2018 г. Гришина Л.Н. подала заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, и обеспечением общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением администрации г. Мценска от <дата> № Гришина Л.Н. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях ( л.д. 89), а постановлением администрации г. Мценска от <дата> Гришина Л.Н. признана малоимущей.
<дата> на основании заявления Гришиной Л.Н. межведомственной комиссией было произведено обследование помещений, расположенных по адресу: <адрес> и по результатам обследования принято решение о соответствии помещений требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и их пригодности для проживания (л.д. 132-134).
Заключением межведомственной комиссии от <дата> установлено соответствие помещений, расположенных по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и их пригодности для проживания ( л.д. 135-136).
Таким образом, в установленном законом порядке жилое помещение, занимаемое Гришиной Л.Н., непригодным для проживания не признано, как и многоквартирный дом, в котором находится данное помещение, не признан аварийным и подлежащим сносу.
Установлено и не оспаривалось истцом, что имеющееся у Гришиной Л.Н. заболевание глаз не относится к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Установив, что жилое помещение, занимаемое Гришиной Л.Н., в установленном законом порядке не признано непригодным для проживания и ремонта или реконструкции, а также принимая во внимание, что у Гришиной Л.Н. не имеется хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что не имеется оснований для предоставления Гришиной Л.Н. жилого помещения во внеочередном порядке. Жилое помещение должно быть предоставлено Гришиной Л.Н. в порядке очередности, по состоянию на 19 февраля 2019 г. номер очереди Гришиной Л.Н. – 498 ( л.д. 141).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Гришиной Л.Н.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости проведения по делу строительно- технической экспертизы для определения пригодности жилого помещения, занимаемого Гришиной Л.Н., для проживания, не может повлечь отмену решения суда, поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд должен был проверить законность заключения межведомственной комиссии также не может повлечь отмену решения суда, поскольку решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в ином порядке, не в рамках гражданского судопроизводства. Кроме того, Гришина Л.Н. не заявляла требований об оспаривании решений межведомственной комиссии, ею заявлялись требования о праве на жилье во внеочередном порядке.
Не является основанием для предоставления Гришиной Л.Н. жилого помещения во внеочередном порядке наличие у нее инвалидности, поскольку право на внеочередное предоставление жилого помещения имеют граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 02 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришиной Любови Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Тульская С.Г. Дело № 33-2616
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«10» сентября 2019 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Корневой М.А., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Шамарине А.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Гришиной Л. Н. к администрации г. Мценска и Управлению муниципальным имуществом г. Мценска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе Гришиной Л. Н. на решение Мценского районного суда Орловской области от 02 июля 2019 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав объяснения Гришиной Л.Н., ее представителя по устному заявлению Стригуновой Л.В. и Гришиной А.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения администрации г. Мценска относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Гришина Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Мценска и Управлению муниципальным имуществом г. Мценска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что по договору социального найма проживает в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>. Вместе с ней в данном жилом помещении зарегистрированы ее дети: Гришина А.О. и Гришин Н.О.
Ссылаясь на то, что занимаемое ею жилое помещение является аварийным, а также на то, что она является инвалидом второй группы по зрению, просила суд обязать администрацию г. Мценска предоставить ей на состав семьи отдельное жилое помещение во внеочередном порядке.
Определением судьи Мценского районного суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гришина А.О. и Гришин Н.О. ( л.д. 39).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Гришина Л.Н. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суду следовало назначить судебную строительно-техническую экспертизу с целью установления пригодности жилого помещения для проживания.
Обращает внимание, что она является инвалидом <...> и ей противопоказано поднимание тяжести, а она вынуждена ежедневно поднимать ведра с водой.
В судебное заседание представители администрации г. Мценска, Управления муниципального имущества г. Мценска, Гришин Н.О, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли.
В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 ( ред. от 24 декабря 2018 г.), предусмотрено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
На основании пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (ред. от 24 декабря 2018 г.), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм и положений следует, что Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Также законодатель предусмотрел право получения во внеочередном порядке по договорам социального найма жилых помещений для граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне ( пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», который действовал до 01 января 2018 г.
С 01 января 2018 г. действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (статья 17).
До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими. С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом если гражданин с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем.
Установлено и следует из материалов дела, что Гришина Л.Н. на основании договора социального найма владеет и пользуется жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 18,6 кв.м ( л.д. 12-13). Данное жилое помещение не имеет отдельной ванной комнаты и санузла, имеется общая кухня.
В данном жилом помещении вместе с Гришиной Л.Н. зарегистрированы ее дочь Гришина А.О. и сын Гришин Н.О. ( л.д. 21).
Согласно решению Мценского районного совета народных депутатов от 29 января 2015 г. № 417 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Мценского района Орловской области» установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения) в размере 11,5 квадратных метров на одного человека, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, обеспеченность общей жилой площадью на одного члена семьи Гришиной Л.Н. составляет менее учетной нормы (по 6,2 кв.м.)
Из материалов дела следует, что 05 марта 2018 г. Гришина Л.Н. подала заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, и обеспечением общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением администрации г. Мценска от <дата> № Гришина Л.Н. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях ( л.д. 89), а постановлением администрации г. Мценска от <дата> Гришина Л.Н. признана малоимущей.
<дата> на основании заявления Гришиной Л.Н. межведомственной комиссией было произведено обследование помещений, расположенных по адресу: <адрес> и по результатам обследования принято решение о соответствии помещений требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и их пригодности для проживания (л.д. 132-134).
Заключением межведомственной комиссии от <дата> установлено соответствие помещений, расположенных по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и их пригодности для проживания ( л.д. 135-136).
Таким образом, в установленном законом порядке жилое помещение, занимаемое Гришиной Л.Н., непригодным для проживания не признано, как и многоквартирный дом, в котором находится данное помещение, не признан аварийным и подлежащим сносу.
Установлено и не оспаривалось истцом, что имеющееся у Гришиной Л.Н. заболевание глаз не относится к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Установив, что жилое помещение, занимаемое Гришиной Л.Н., в установленном законом порядке не признано непригодным для проживания и ремонта или реконструкции, а также принимая во внимание, что у Гришиной Л.Н. не имеется хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что не имеется оснований для предоставления Гришиной Л.Н. жилого помещения во внеочередном порядке. Жилое помещение должно быть предоставлено Гришиной Л.Н. в порядке очередности, по состоянию на 19 февраля 2019 г. номер очереди Гришиной Л.Н. – 498 ( л.д. 141).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Гришиной Л.Н.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости проведения по делу строительно- технической экспертизы для определения пригодности жилого помещения, занимаемого Гришиной Л.Н., для проживания, не может повлечь отмену решения суда, поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд должен был проверить законность заключения межведомственной комиссии также не может повлечь отмену решения суда, поскольку решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в ином порядке, не в рамках гражданского судопроизводства. Кроме того, Гришина Л.Н. не заявляла требований об оспаривании решений межведомственной комиссии, ею заявлялись требования о праве на жилье во внеочередном порядке.
Не является основанием для предоставления Гришиной Л.Н. жилого помещения во внеочередном порядке наличие у нее инвалидности, поскольку право на внеочередное предоставление жилого помещения имеют граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 02 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришиной Любови Николаевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи