Дело № 2а-1578/2021
УИД 13RS0015-03-2021-000168-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 года город Саранск
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Парамонова С.П.,
при секретаре судебного заседания Рогудяевой О.Е.,
при участии в деле:
административных истцов: Пивкиной В. Н., Пивкина М. Н., Шестакова Д. С.,
административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия,
его представителя Сурайкиной Д. А., действующей по доверенности, имеющей высшее юридическое образование,
заинтересованного лица Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пивкиной В. Н., Пивкина М. Н., Шестакова Д. С. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия о признании не законным отказа включить квартиру <адрес> и зарегистрированных в ней лиц в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» и возложить обязанность включить административных истцов в состав участников этой программы,
установил:
Пивкина В.Н., Пивкин М.Н., Шестаков Д.С. обратились в суд к администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия с административным исковым заявлением о признании незаконными действия по невключению их в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», возложении обязанности включить в список расселяемых по указанной подпрограмме.
В обоснование административных исковых требований указано, что ПивкинаВ.Н.ДД.ММ.ГГГГ рождения с 09 июня 1990 г., ПивкинМ.Н.ДД.ММ.ГГГГ рождения с 12 апреля 1996 г., ШестаковД.С.ДД.ММ.ГГГГ рождения с 18 марта 2000 г. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Однокомнатная квартира общей площадью 33 кв.м. в четырехквартирном деревянном доме является муниципальной собственностью 1956 года постройки. В установленном законом порядке дом признан аварийным и включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной программы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. № 53.
Однако при инвентаризации аварийного жилья администрацией Старошайговского муниципального района Республики Мордовия указанная №, в которой истцы зарегистрированы и долгое время проживали, занесена в автоматизированную информационную систему (АИС) «Реформа ЖКХ», как «пустующая» в графе «состояние расселения», что привело к исключению их из списка расселяемых, чем нарушены жилищные права. Последние пять лет Пивкины не проживали в данной квартире, поскольку она находилась в аварийном состоянии и представляла угрозу жизни, несмотря на это они оплачивали коммунальные услуги, земельный налог за участок с кадастровым номером№по данному адресу. Иного жилья истцы не имеют, временно проживают у гражданского супруга истца по адресу: <адрес>.
Определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 16 июня 2021 г. производство по административному делу в части требования о признании незаконными действий администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия по невключению ПивкинойВ.Н., ПивкинаМ.Н., ШестаковаД.С.в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» государственной про-граммы Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» прекращено в связи с принятием судом отказа административных истцов от требования.
В связи с уточнением исковых требований, по ходатайству истцов, определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 16 июня 2021 г. произведена замена ответчика администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия на надлежащего ответчика - Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия. К которому заявлены требования: признать незаконным отказ Министерства включить <адрес>, и зарегистрированных в ней ПивкинуВ.Н., ПивкинаМ.Н., ШестаковаД.С.в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия», утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. № 53; возложить на Министерство обязанность включить ПивкинуВ.Н., ПивкинаМ.Н., ШестаковаД.С., <адрес> в состав участников, расселяемых по подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. № 53.
Административный истец Пивкина В.Н. в судебном заседании доводы административного иска с учётом уточнений поддержала.
Административные истцы Пивкин М.Н., Шестаков Д.С. были надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не известили.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия Сурайкина Д.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям изложенным в возражениях на иск.
Представитель заинтересованного лица Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не известил.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, проживающих в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированиюжилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона, аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Статьей16Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ предусмотрено, что региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Заявитель Пивкина В.Н. с 28.07.2006, сын Пивкин М.Н. с 28.06.2006, сын Шестаков Д.С. с 28.06.2006 постоянно зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 33 кв. м, являющемся муниципальной собственностью Старошайговского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия. Всего на данной площади зарегистрированы 3 человека.
На основании заключения Межведомственной комиссии за №04-7 от 28.04.2015., постановления Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия от №229 от 30.04.2015г., многоквартирный дом административных истцов по адресу: <адрес>, признанаварийными подлежащим сносу; на Управление строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Старошайговского муниципального района принять меры по включению многоквартирных домов в республиканскую программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. №53 утверждена подпрограмма «Переселениегражданизаварийногожилищного фонда в Республике Мордовия» в период с 2019 по 2025 годы.
Указанная подпрограмма формируется на основании данных, выгруженных программы в АИС «Реформа ЖКХ».
Согласно данным, содержащимся в АИС «Реформа ЖКХ» и внесенным администрацией Старошайговского муниципального района, многоквартирный <адрес> состоит из 4-х квартир, из которых три – пустующие (№№1, 2, 4).
В соответствии с п.3.8 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, утвержденных Приказом Минстроя России от 31 января 2019 года N 65/пр, на основании информации, полученной в результате проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, стоимости одного квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, наличия договоров развития застроенных территорий и свободного муниципального жилищного фонда, органу местного самоуправления рекомендуется провести сравнительный анализ и оценку экономической эффективности каждого из способов переселения не менее чем на ближайшие три года реализации программы переселения и направить предложения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Рекомендуемая форма предложения муниципального образования о выбранных способах реализации программы переселения представлена в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
В соответствии с п. 3.9 Методических рекомендаций уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется осуществлять формирование программы переселения с учетом предложений муниципальных образований о выбранных способах реализации программы переселения.
Согласно ответу административного ответчика от 18.09.2020 предложений от Администрации Старошайговского муниципального района о включении в Подпрограмму <адрес>, в Министерство не поступало (т. 1 л.д. 18).
Следовательно, для включения спорного жилого помещения в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия», администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия необходимо представить в Минжилкомхоз Республики Мордовия предложения по форме согласно приложению №1 к Методическим рекомендациям.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия совокупности установленных законом условий для необходимости признания незаконным оспариваемого отказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия во включении <адрес> в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» в целом, равно как ввиду не установления нарушения прав взыскателя, суд полагает необходимым в удовлетворении предъявленных требований отказать, как и в производном от него требовании включить <адрес> в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия».
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом, об отказе включении <адрес> в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» административным истцам было известно 18.09.2020, с исковыми требованиями истцы обратились 17.05.2021 года.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Истцами не представлено уважительных причин для восстановления пропущенного, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что пропущенный без уважительных причин срок для обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 188, 227 КАС РФ, суд,
решил:
Административный иск Пивкиной В. Н., Пивкина М. Н., Шестакова Д. С. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия о признании не законным отказа включить <адрес> и зарегистрированных в ней лиц в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» и возложить обязанность включить административных истцов в состав участников этой программы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2021 года
Председательствующий С.П.Парамонов