РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2020 года г. Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Айнулина Г.С.,
при секретаре Голышевой О.П.,
рассмотрев административное дело №2а-364/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Дюлиной С.В. об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Дюлиной С.В. об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Дюлина С.В., являясь налогоплательщиком, обязана оплачивать законно установленные налоги.
Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в соответствии со ст. ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации в виду отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика – Дюлиной С.В., в адрес ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области направлено Постановление №225 от 26.03.2019 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
На основании данного постановления судебным приставом ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области ФИО5 в отношении Дюлиной С.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП от 02.04.2019 по взысканию задолженности в размере 36019 рублей 96 копеек в отношении должника Дюлиной С.В., ей установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
До настоящего времени обязательства по уплате страховых взносов, налога, пеней по исполнительному производству Дюлиной С.В. не исполнены.
Ссылаясь на положения ст. ст. 64, 67 Федерального закона от 2.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ст. ст. 124 – 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец просил установить Дюлиной С.В., являющейся должником по исполнительному производству №-ИП от 02.04.2019 о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС №3 по Самарской области страховых взносов, налога и пеней в общей сумме 36019 рублей 96 копеек, временное ограничение на выезд из Российской федерации до исполнения обязательств по названному исполнительному производству.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по Самарской области Нагорнова М.А., действующая по доверенности № от 13.11.2019, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело без ее участия, административный иск поддерживает.
Административный ответчик Дюлина С.В., надлежащим образом извещенная о дне и времени рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления, в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявляла, отзыв на административное исковое заявление в суд не представила. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица Отдела судебных приставов №1 г. Сызрани и Сызранского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Эти гарантированные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 5 ст. 15 вышеназванного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также иных исполнительных документов, выданных не на основании судебных актов, в том числе совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, регулируются специальным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с ч.11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Положениями ст. 67 Закона об исполнительном производстве установлено, что судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин, содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований: 1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей; 2) требований неимущественного характера; 3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более (ч.1).
В случае неисполнения должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) превышает 10 000 рублей (ч.2). Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи (ч. 3).
По смыслу приведенных выше норм права, возможность применения такой меры воздействия на должника как ограничение на выезд за пределы Российской Федерации связано с установлением факта неисполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, и отсутствием уважительных причин, не позволивших эти требования исполнить.
К исполнительным документам относятся акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (подпункты 5 и 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве).
Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы в силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506, осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
При рассмотрении требований об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации суд, исходя из положений пункта 5 статьи 4 Закона об исполнительном производстве, должен устанавливать соразмерность временного ограничения выезда из Российской Федерации требованиям, содержащимся в исполнительном документе.
Судом установлено, что 31.12.2004 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о регистрации Дюлиной С.В. в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с этим Дюлина С.В. была обязана уплачивать страховые взносы на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование.
Поскольку административным ответчиком Дюлиной С.В. страховые взносы, налоги, пени не были уплачены в установленные законом сроки, Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области в порядке ст. ст. 69-70 Налогового кодекса РФ выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов: №700 от 17.01.2019, срок исполнения которого истек 06.02.2019. Общая задолженность составила 36019 рублей 96 копеек. Данное требование налогоплательщиком не исполнено.
В связи с чем, налоговым органом, в порядке ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение № 371 от 17.02.2019 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов), пеней налога за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 36019 рублей 96 копеек (л.д. 11) и постановление №225 от 26.03.2019 о взыскании налогов (сборов, страховых взносов), пеней на общую сумму 36019 рублей 96 копеек (л.д. 12), которое направлено для исполнения в Федеральную службу судебных приставов.
Судебным приставом-исполнителем ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района на основании исполнительного документа - постановления Межрайонной ИФНС России по Самарской области №225 от 26.03.2019 в отношении должника Дюлиной С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возбуждено исполнительное производство №-ИП по взысканию 36019 рублей 96 копеек. Данным постановлением Дюлиной С.В. установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований (л.д. 8 - 10).
Судом установлено, что задолженность, подлежащую взысканию, должник Дюлина С.В. не оплачивает.
На исполнении в ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района имеется исполнительное производство №-ИП от 02.04.2019, возбужденное на основании Акта органа, осуществляющего контрольные функции №225 от 26.03.2019, выданного МИФНС №3 по Самарской области по делу №297 от 26.03.2019 по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных: в требовании (в уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, не перечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) в размере 36019 рублей 96 копеек в отношении должника Дюлиной С.В. в пользу взыскателя МРИ ФНС №3 по Самарской области. Остаток долга составляет — 36019 рублей 96 копеек. 10.07.2020 вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, что следует из сообщения судебного пристава-исполнителя ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области ФИО7
Доказательств наличия уважительных причин длительного неисполнения должником указанных выше требований, суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд делает вывод о том, что фактически имеет место уклонение должника от погашения задолженности.
Оценив в соответствии со ст. 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что в материалы дела стороной административного истца, являющегося взыскателем по исполнительному производству, представлены доказательства наличия у административного ответчика Дюлиной С.В., являющейся должником по исполнительному производству, задолженности по уплате страховых взносов и пени, размер которых превышает 30000 рублей.
При этом суд не усматривает наличие каких-либо уважительных причин для неисполнения должником исполнительного документа и погашения задолженности в течение длительного периода времени, а доказательств обратного со стороны административного ответчика не представлено.
Суд приходит к выводу, что вышеуказанные обстоятельства, безусловно указывают на уклонение должника Дюлиной С.В. от исполнения своих обязательств по погашению задолженности, о которых последней известно в рамках исполнительного производства.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что у должника отсутствуют уважительные причины для неисполнения требований исполнительного документа, а принятые меры со стороны судебного пристава-исполнителя не привели к фактическому их исполнению, в связи с уклонением должника от погашения задолженности, суд считает, возможным и целесообразным, в целях побуждения должника к своевременному и полному исполнению требований исполнительного документа, длительное время находящегося на исполнении, установить для должника Дюлиной С.В. временное ограничение на выезд из Российской Федерации, до исполнения обязательств по исполнительному производству о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области налогов, пеней в общей сумме 36019 рублей 96 копеек.
Применение такой меры, являющейся одной из мер принудительного исполнения, допускается законом и не противоречит конституционным принципам, принципам разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области удовлетворить.
Установить Дюлиной С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, ИНН №, являющейся должником по исполнительному производству №-ИП о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области страховых взносов, налогов, пеней в общей сумме 36019 рублей 96 копеек, временное ограничение на выезд из Российской Федерации до исполнения обязательств по указанному исполнительному производству.
Взыскать с Дюлиной С.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района Сызранский Самарской области в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03.08.2020.
Судья-