Дело № 2-345/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации11 марта 2013 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Нечепуренко Д.В.,
при секретаре Курлович В.И.,
представителя истца Гуслова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению Барановой С.В. к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское государственное управление имущественных отношений» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Барановой С.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней в порядке приватизации право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ....
В обоснование заявленных требований указала, что она уволена с военной службы 25.01.2011 по состоянию здоровья, ей и членом ее семьи С.В. и А.С. предоставлена двухкомнатную квартира по адресу: .... С.В. и А.С. дали нотариально заверенное согласие на прватизацию квартиры без их участия. Истец в приватизации не участвовала. Данное жилое помещение находится в государственной собственности, однако при обращении с заявлением о приватизации данного жилого помещения, она получила отказ.
В судебное заседание истец Баранова С.В., уведомленная о месте и времени разбирательства по делу надлежащим образом, не явилась, в деле имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель истца Гуслов А.Н., действующий на основании доверенности от 31.10.2012, р№ 7597, в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени разбирательства по делу, в судебное заседание не явилась, причин неявки суду не сообщили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истцов, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (далее – Закон) установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст. ст. 6, 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно положениям пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 21.04.2011) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В судебном заседании установлено, что Баранова С.В. уволена с военной службы в отставку 25.01.2011 по состоянию здоровья, календарная выслуга лет по состоянию на 26.08.2010 составляет 15 лет 10 месяцев. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой от 03.09.2010 №625, выпиской из послужного списка.
Из материалов дела следует, что Барановой С.В., по договору социального найма было предоставлено жилое помещение по адресу: ..., совместно с ней в данное жилое помещение вселяются члены ее семьи: С.В. и А.С., о чем свидетельствует соответствующий договор социального найма от 27.12.2010 № 162.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.02.2013 № 01/098/2013-26, собственником квартиры по вышеуказанному адресу является Российская Федерация, зарегистрировано право оперативного управления ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Ранее Баранова С.В. жильем не обеспечивались, в приватизации не участвовала, недвижимого имущества в собственности не имеет, что подтверждается справками Администрации Плотниковского сельсовета от 29.10.2012 №873, Новосибирского отдела ОГУП «Техцентр НСО» от 29.10.2012 №4145, войсковой части 71599 от 03.09.2010 №630, Толмачевской КЭЧ района от 6.05.2010 №958, Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 7.11.2012 №12689401, уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 30.08.2010 №01/496/2010-894.
Согласно нотариально заверенному согласию от 14.01.2013 р... и р... члены семьи истца А.С. и С.В. дали согласие на приватизацию квартиры, находящейся по адресу: ..., Барановой С.В. без их участия.
Таким образом, оценив исследованные доказательства, в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что истец имеет право безвозмездно получить в собственность рассматриваемое жилое помещение.
Согласно ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Судом установлено, что истец Баранова С.В. обращалась с заявлением в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и в ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ с просьбой на приватизацию указанной квартиры, однако ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ рекомендовано истцу обратиться по данному вопросу ФГКУ «Центррегионжилье», а ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ рекомендовано обратиться в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» разъяснил (п. 5), что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В силу подпункта «б» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В соответствии с пунктом 2.2. Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 № 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны.
До настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана, в соответствии с выпиской из ЕГРП от 20.02.2013 №01/098/2013-26 на квартиру, расположенную по адресу: ..., зарегистрировано право собственности Российской Федерации, так же зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Следовательно, Министерство обороны РФ и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ являются надлежащими ответчиками по данному иску.
На основании исследованной в судебном заседании совокупности доказательств, суд полагает, что требования Барановой С.В. о признании за ней права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ..., подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Барановой С.В. к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Сибирское государственное управление имущественных отношений» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Барановой С.В. право собственности на квартиру, общей площадью 61.1 кв.м., расположенную по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г.Томска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Д.В.Нечепуренко
Мотивированное решение составлено 18.03.2013