Дело № 2-1157/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ола 29 мая 2015 года
Ольский районный суд Магаданской области
в составе: председательствующего судьи Ярославцевой Е.Н.,
при секретаре Метляевой И.Г.,
с участием помощника прокурора Ольского района Довгань Я.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по иску прокурора Ольского района в защиту интересов Соломатиной Е.В. к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа п. Ола» о взыскании понесенных расходов на оплату освещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ольского района Магаданской области обратился в суд в защиту интересов Соломатиной Е.В. с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа п. Ола» (далее – МОУ «СОШ») о компенсации расходов на оплату освещения, мотивировав заявленные требования следующим. Соломатина Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с МОУ «СОШ» в должности <данные изъяты>, и пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения в виде компенсации в размере 100 процентов расходов, понесенных на оплату данных услуг, которые должны ей предоставляться по месту работы. Однако, ответчик, являющийся работодателем истца, предоставил ей компенсацию расходов по оплате освещения за период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года не в полном объеме, так как за указанный период истцу подлежат к возмещению расходы по оплате за освещение на сумму 30477 руб. 41 коп., а работодателем возмещено расходов на сумму 6104 руб., в связи с чем, задолженность ответчика перед истцом составляет 24373 руб. 41 коп., которую прокурор просит взыскать с ответчика в пользу истца.
Истец Соломатина Е.В., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От представителя ответчика поступил отзыв, в котором он просит рассмотреть в дело в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен. Полагает, что компенсация расходов по оплате электроэнергии педагогическим работникам должна предоставлять не в размере 100 % их расходов, а по нормам потребления в соответствии с решением исполнительного комитета Магаданского областного Совета народных депутатов от 24.07.1990 года № 221 «О нормах коммунальных услуг работникам бюджетных учреждений». Указывает, что школа является казенным общеобразовательным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет бюджетных средств муниципального образования «Ольский район», в связи с отсутствием денежных средств по статье расходов лимитов бюджетных обязательств на прочие выплаты, образовалась задолженность перед истцом. В связи с тяжелым материальным положением ходатайствовал об уменьшении размера государственной пошлины до минимального, подлежащего взысканию с ответчика.
Представитель третьего лица - Управления образования муниципального образования «Ольский район», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, ходатайства представителя ответчика, мнения прокурора, судом определено рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований.
Прокурор Довгань Я.Ф. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктами «е», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, далее – Закон РФ «Об образовании») педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» изложена в новой редакции, согласно которой с 11 января 2011 года педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского тира), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
С 1 сентября 2013 года Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно статье 47 которого педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8).
Сопоставление содержания приведенной нормы действующего Закона с положениями статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» в последней редакции, также предусматривавшей право названной категории педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и предписывающей устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование прав и свобод педагогических работников на федеральном уровне в период с 01.01.2011 года по 29.02.2015 года в целом не менялось.
Законом Магаданской области от 28.12.2004 года № 528 «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области» предусматривается право педагогических работников областных и муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя: 1) плату за наем жилого помещения; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с честью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
Исходя из приведенных правовых норм, право педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и потребленных коммунальных услуг, установленные федеральным законодательством, не содержат каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе, в части оплаты за потребленную электроэнергию.
В этой связи суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что компенсация расходов по оплате электроэнергии педагогическим работникам должна предоставляться не в размере 100 % их расходов, а по нормам потребления в соответствии с решением исполнительного комитета Магаданского областного Совета народных депутатов от 24.07.1990 года № 221 «О нормах коммунальных услуг работникам бюджетных учреждений».
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Соломатина Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности <данные изъяты>, проживает по адресу: <адрес>.
Как следует из справки ответчика от 14.04.2015 года, распечатки лицевого счета абонента № №, расчета суммы исковых требований, по указанному адресу потреблено электроэнергии:
- за период с января по декабрь 2012 года на сумму 6011 руб. 05 коп., внесена плата за электроэнергию в сумме 3870 руб. 64 коп.,
- с января по декабрь 2013 года на сумму 13498 руб. 99 коп., внесена плата за электроэнергию в полном объеме,
- с января по декабрь 2014 года на сумму 13107 руб. 78 коп., внесена плата за электроэнергию в полном объеме,
- в связи с чем к возмещению подлежит сумма в размере 30477 руб. 41 коп. (3870,64 руб. + 13498,99 руб. + 13107,78 руб.).
Согласно сведениям ответчика в указанный период истцу возмещены расходы по оплате освещения на сумму 6104 руб. 00 коп.
Расчет, предоставленный прокурором, проверен в судебном заседании, признан судом обоснованным и верным.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Соломатина Е.В. имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате освещения в размере 100 %, эта мера социальной поддержки ей должна была быть предоставлена работодателем, что последним выполнено не в полном объеме.
Отсутствие денежных средств по статье расходов лимитов бюджетных обязательств «прочие выплаты» не может приводить к ущемлению прав истца на предоставление социальных гарантий, предусмотренных законом. В связи с чем, доводы ответчика в указанной части признаются судом несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования о взыскании с МОУ «СОШ», являющегося работодателем истца, в пользу истца, в возмещение расходов, связанных с оплатой освещения за период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года, денежных средств в размере 24373 руб. 41 коп., исходя из следующего расчета: 30477 руб. 41 коп. – 6104 руб. 00 коп. = 24373 руб. 41 коп.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с МОУ «СОШ» подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 931 руб. 20 коп., поскольку оснований для уменьшения размера государственной пошлины в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2012 ░░░░ ░░ 31.12.2014 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 24373 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 41 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 931 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 20 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - 03 ░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░