Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-621/2016 ~ М-628/2016 от 23.06.2016

Дело № 2-621/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

пгт. Серышево                      27 июля 2016 года

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,

при секретаре – Мирюк Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова Игоря Владимировича к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

    Павлов И.В.обратился с данным иском в суд, мотивируя свои требования тем, что 25 ноября 1999 года, ему на основании ордера № 194 от 25.11.1999 года выданного КЭЧ Серышевского района Дальневосточного, военного округа, для проживания на всех членов семьи было предоставлено жилое помещение по <адрес>. В настоящее время в указанной квартире прописан и проживает он один. По данным технического паспорта жилого помещения составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изготовленного МУП «Белогорсктехинвентаризация» общая площадь данного жилого помещения составляет 76,1 кв.м. В 2010 году ФГУП Серышевская КЭЧ района» была реорганизована и связи с чем жилищный фонд перешел в ведение ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Реализуя свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, он обратился с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации указанного жилого помещения в Департамент имущественных отношений Министерства обороны, однако при обращении в Министерство обороны РФ ответа до настоящего времени не поступило. В настоящее время он проживает в спорном жилом помещении, в полном объеме выполняет все обязанности нанимателя, право на бесплатную приватизацию не использовал. Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 N 487-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» Амурская область Серышевский район пос. Серышево исключен из перечня закрытых военных городков. В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений граждане вправе обратиться в суд.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации лицо не может воспользоваться своим правом гарантированным государством. Само по себе отсутствие специального порядка приватизации жилых помещений жилого фонда Министерства обороны РФ не может влечь ущемление права граждан на приватизацию занимаемого жилого помещения, установленными вышеприведенными законоположениями. В соответствии со ст.ст. 2, 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд находящийся в хозяйственном ведении предприятия или в оперативном управлении учреждения на условиях социального найма, вправе с согласия иных членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность членов семьи либо в собственность одного из членов семьи проживающих совместно. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 131 и 132 ГПК РФ, просит признать право личной собственности в порядке приватизации на жилое помещение общей площадью 76,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> за - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>.

В судебное заседание истец Павлов И.В., будучи уведомлённый надлежащим образом о месте и времени слушания дела, не явился. В суд поступило заявление от представителя адвоката Крошка М.С. о рассмотрении дела без участия стороны истца. На заявленных требованиях настаивают в полном объеме.

Ответчик Министерство Обороны РФ, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. В своем письменном отзыве представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Бакуткина К.А. указала, что Министерство обороны Российской Федерации, ознакомившись с указанным иском, возражает против его удовлетворения по следующим основаниям. Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда») передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан данный жилищный фонд. В соответствии с пп. 3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим кодексом. Исходя из положений п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в п. 2 указанного постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Более того, этот перечень не предусматривает полномочий Министерства обороны Российской Федерации по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц. Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительской власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительской власти. Как следует из материалов дела, спорная квартира была отнесена к числу служебных в 2001 году в установленном законом порядке. В последующем, орган осуществляющий управление государственным имуществом решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимал. Постановлением Правительства РФ № 1301 от 13.10.1997 года «О государственном учете жилищного фонда в РФ», установлено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Неисполнение требований данного постановления влечет ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, а также должностных лиц БТИ. Нормативный акт не содержит положений о том, что в случае отсутствия государственного учета жилое помещение не может считаться служебным помещением. В отношении государственной регистрации прав ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Таким образом, спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке служебным, решение о его исключении из категории служебных не принималось. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации служебные жилые помещения. В порядке ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Существенными доказательствами по данной категории дел являются: технический паспорт жилого помещения, подтверждающий наличие жилого помещения с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое в качестве индивидуально-определенной вещи, справки из Управления Росреестра, подтверждающие не использование своего права приватизации из соответствующих субъектов Российской Федерации, наличие договора социального найма. Кроме того, граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищный прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, просят отказать Павлову И.В.в удовлетворении требований о признании права собственности на жилое помещение, в порядке приватизации, заявленных к Министерству обороны РФ в полном объеме, рассмотреть гражданское дело по иску Павлова И.В.в отсутствие представителя Министерства обороны РФ.

Ответчик - Департамент имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации МО РФ, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.

    Третье лицо - Федеральное Государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. В суд поступило ходатайство от представителя по доверенности Нестеренко Р.В. о рассмотрении дела без участия их представителя, при этом последний указал, что как неоднократно было разъяснено Верховным Судом Российской Федерации, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора служебного жилого помещения, право пользования им на условиях социального найма, законодательство не содержит (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2015 № 18-КГ14-173, определение ВС РФ от 17.11.2015 № 16-КГ15-27). Учитывая изложенное просил в заявленных требованиях отказать

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд приходит к следующему:

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в ЖК РФ.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Как следует из обстоятельств дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в 1999 году было предоставлено истцу ФИО2с семьей в составе жены – ФИО8, 1971 года рождения, сына Константина, 1991 года рождения, дочери Ангелины, 1996 года рождения на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ <адрес> Дальневосточного военного округа.

Полагая, что в силу действующего законодательства ФИО2имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения, требует признать за ним право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес>.

Статья 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), предусматривает, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Приказом Министра обороны РФ №1871 от 17.12.2010 года «О реорганизации Федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» было принято решение с 20 декабря 2010 года о реорганизации ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений МО РФ.

В силу ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии со ст. 58 ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Из вышеуказанных документов следует, что собственником жилого фонда, в том числе и квартиры, где проживает истец, после реорганизации Серышевской КЭЧ и передаче полномочий по управлению жилищным фондом Федеральному бюджетному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», как была, так и остается Российская Федерация в лице Министерства обороны.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: пгт. Серышево, <адрес>, является федеральной собственностью Министерства Обороны РФ и находится в оперативном управлении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны.

Как следует из п. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, военный городок пгт. <адрес>, исключен из числа закрытых военных городков.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства дела на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из поквартирной карточки, лицевого счета и справки, предоставленных Абонентским пунктом участка ООО "ГУЖФ" в спорном жилом помещении зарегистрирован постоянно и проживает один истец ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с техническим паспортом жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес>, указанная квартира изолирована, состоит из трех комнат общей площадью 75,9 кв. м, жилая площадь 52,4 кв. м.

    Из справки, предоставленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом и приватизации администрации <адрес>, следует, что ФИО2не использовал свое право на приватизацию жилого помещения.

Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес> Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> пгт. Серышево, <адрес> не относится к жилому фонду коммерческого использования, не является служебным. Суд считает, что в данном случае истцом фактически выполняются условия социального найма жилого помещения. Уполномоченным лицом собственника фактически принималось исполнение обязательств истцами условий социального найма.

Истец ФИО2 обращался к ФИО1 с заявлением с просьбой передать в собственность в порядке приватизации жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес>, однако ответа до настоящего времени не поступило.

Согласно перечня служебных жилых помещений пгт. Серышево, предоставленного Территориальным отделом Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» квартира, расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес> статуса служебной квартиры не имеет.

Из разъяснений п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что требования граждан о бесплатной приватизации жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

    В соответствии с п. 8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условиях, если они обратились с такими требованиями.

    Из материалов дела следует, что право на приватизацию истец ранее не использовал, указанное жилое помещение по адресу: <адрес> не приватизировано.

В настоящее время порядок передачи Министерством обороны РФ жилых помещений в собственность гражданам бесплатно в порядке приватизации не разработан и не утвержден, что препятствует осуществлению истцом права на жилище.

Перечень жилых помещений, которые не могут быть предметом договора передачи жилья в собственность в порядке приватизации, определен в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Из смысла Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

    В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 года № 487-р, военный городок пгт. <адрес>, исключен из числа закрытых военных городков.

Согласно Перечня жилых помещений, которые не могут быть предметом договора передачи жилья в собственность в порядке приватизации, определен в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, к числу указанных в данной правовой норме, не отнесено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец Павлов И.В.был вселен в спорное жилое помещение на основании ордера, как основной наниматель. Истец проживает в жилом помещении на законных основаниях, жилое помещение к числу не подлежащих приватизации не отнесено, своего права на приватизацию истец не использовал, суд полагает, что требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, подлежат удовлетворению.

В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Павлова Игоря Владимировича к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации- удовлетворить.

Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 75,9 кв. метров, в том числе жилой 52,4 кв. метров, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.     

Председательствующий ___________________________ Демяненко Н.А.

2-621/2016 ~ М-628/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Павлов Игорь Владимирович
Ответчики
Министерство обороны РФ
департамент имущественных отношений МО
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Судья
Демяненко Н.А.
Дело на странице суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
23.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2016Передача материалов судье
27.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2016Подготовка дела (собеседование)
12.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2016Судебное заседание
27.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее