Решение по делу № 2-1193/2021 ~ М-1266/2021 от 19.10.2021

Дело № 2-1193/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2021 года                                                                           г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего судьи                                             Терновой Ю.В.,

при секретаре                                                                           Батоболотовой А.Б.,

с участием истца                                                                      ТДВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТДВ к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, МЧС России по Забайкалького края, УМВД России по Забайкальскому краю о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что он проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, иного жилья в собственности не имеет. 08 июля 2018 года на территории г.Шилка муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края произошло наводнение, в результате чего дом и имущество в нем пострадали. Администрацией ГП «Шилкинское» в выплате компенсации ему было отказано. Просит признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2018 года. Установить факт постоянного проживания в жилом доме по адресу: <адрес> для получения материальной и финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. Признать за ним право на получение материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. Обязать ответчиков включить его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате ЧС, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2018 года на территории Забайкальского края. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ему единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.

В судебном заседании истец ТДВ исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> он проживает с 1992 года. Данное жилое помещение принадлежит его бабушке. В период с 21.11.2016 года и до сентября 2021 года он отбывал наказание в местах лишения свободы. Освободившись, он вернулся для проживания в жилое помещение по указанному адресу, где также имеет регистрацию. В июле 2018 года произошло наводнение, в результате которого было полностью утрачено принадлежащее ему имущество первой необходимости. В этот период он отбывал наказание в исправительной колонии г.Нерчинск Забайкальского края и знал о том, что на территории Шилкинского района произошло наводнение и дом попал в зону затопления. С заявлением в орган местного самоуправления и в суд о включении его в списки граждан, пострадавших от паводка он не обращался, поскольку находился в изоляции от общества и не знал о такой необходимости.

Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому исковые требования не признает, просит отказать в их удовлетворении по причине отсутствия у истца обязательного условия для предоставления предусмотренных законом выплат – постоянное проживание в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором привел нормы законодательства, устанавливающие критерии возникновения у граждан, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, права на получение компенсаций, просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. Согласно базы данных Министерства, по адресу: <адрес> зарегистрированы ПАИ и ЕАВ, которым предоставлена единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека и финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей на человека. ТДВ числится как временно выбывший. Времени до дня подтопления до обращения с иском в суд (октябрь 2021 года) прошло достаточно, более трех лет, невозможность эксплуатации имущества первой необходимости ничем не подтверждена. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности для обращения с иском в суд, указав на то, что в сети интернет и в справочных правовых системах в свободном доступе находится вся необходимая информация для составления и подачи иска в суд по признанию права на получение компенсации гражданами, пострадавшими ч результате чрезвычайной ситуации. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, свидетелей МКШ, ЕСА, подтвердивших факт проживания истца по указанному адресу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).

Правительством Забайкальского края нормативного акта об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц. Которым указанные выплаты будут осуществлены, в связи с произошедшим наводнением на территории Забайкальского края в июле 2018 года. не принято.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года №110 (в ред от 30.05.2018 года) "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (далее Правила).

В силу п.1 Правил, они устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В силу п.1 (1) Правил понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: "имущество первой необходимости" - минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

Согласно п.2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).

В соответствии с п.2(1) Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В силу п. 2(2) Правил критериями утраты имущества первой необходимости являются: а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 года №45 с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 11.07.2018 года №299 на территории МР «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация». Город Шилка отнесен к зоне №4.

Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 08 июля 2018 года.

Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 09.07.2018 года №293 создана межведомственная комиссия по оценке размера ущерба и последствий чрезвычайной ситуации.

Согласно ответу Администрации ГП «Шилкинское» от 13.10.2021 года, ТДВ не включен в список на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>, поскольку режим действия ЧС в июле 2018 года снят.

Из акта обследования жилищно-бытовых условий ПАИ от 23.07.2018 года, акта обследования утраченного имущества первой необходимости в результате ЧС пострадавшего ПАИ по адресу: <адрес> от 23.07.2018 года следует, что имущество первой необходимости утрачено частично.

Истец ТДВ зарегистрирован по адресу: <адрес> с 17.07.2003 года.

Согласно справке ФКУ СИЗО-1 от ДД.ММ.ГГГГ ТДВ отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобожден по отбытию срока.

Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку суду не представлено достоверных, допустимых и бесспорных доказательств полной утраты истцом имущества первой необходимости в связи с паводком, произошедшем в июле 2018 года. Так, из акта обследования жилищно-бытовых условий следует, что имущество первой необходимости у пострадавших граждан, проживающих в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> утрачено частично, иного суду не представлено.

Оснований для включения истца в списки граждан, пострадавших в результате паводка, произошедшего в июле 2018 года, на получение единовременной материальной помощи не имеется, поскольку как установлено судом, в июле 2018 года истец по месту своего жительства не находился, отбывал наказание в исправительной колонии, соответственно, условия его жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации нарушены не были.

В ходе судебного заседания представителем ответчика Министерством труда и социальной защиты населения <адрес> сделано заявление о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.

В силу ч.1 ст.196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ч.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ).

Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления ответчика о применении к требованиям истца положений о сроке исковой давности, исходя из следующего. Как пояснил истец, ему было известно о произошедшем на территории городского поселения «Шилкинское» паводке 08.07.2018 года. 23.07.2018 года был составлен акт обследования утраченного имущества первой необходимости по месту регистрации истца и установлена частичная его утрата. Таким образом, о нарушении своего права истец должен был узнать не позднее 23.07.2018 года. С иском в суд истец обратился 19.10.2021 года, то есть с пропуском срока исковой давности.

    При этом, доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности суду не представлено. Факт нахождения истца в местах лишения свободы не лишало истца возможности обратиться в компетентные органы с заявлением о включении его в списки и в суд за защитой нарушенного права либо выдать доверенность на представление его интересов представителю.

    С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст.194, 198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                     ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                     ░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку
19.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2021Передача материалов судье
21.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее