№2-3677/2021
Решение
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года пл. Ленина, д. 5, г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Малинычевой Т.А.,
при помощнике судьи Комаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпакова ФИО8 к Администрации городского округа Щелково о признании дома жилым, пригодным для постоянного проживания,
Установил:
Шпаков И.В. обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к Администрации городского округа Щелково о признании дома жилым, пригодным для постоянного проживания. В обоснование требований указал, что истцу на праве собственности принадлежит строение - нежилой дом площадью 127,2 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый №. Указанный не жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым №, разрешенный вид использования для садоводства. ДД.ММ.ГГГГ Истцом получено заключение по обследованию технического состояния объекта капитального строительства, в котором указано, что объект капитального строительства c кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, соответствует параметрам требования к жилому дому, пригодному для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ истцом получено решение Администрации городского округа Щёлково об отказе в признании садового дома жилым домом, в связи с тем, что отсутствуют отступы от границ земельного участка в пределах которого разрешается строительства жилого дома менее 3м. Учитывая, что со стороны земельного участка с кадастровым № отступ от строения составляет 1.3 м, истцом было получено письменное заявление от собственника по которому отсутствуют претензии к истцу. Таким образом, в добровольном порядке невозможно признать нежилой дом-жилым домом. Просит суд признать нежилое здание, общей площадью 127, 2 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый №, жилым домом, пригодным для постоянного проживания.
В судебное заседание Шпаков И.В. не явился, извещен надлежащим образом. Его представитель ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель Администрации городского округа Щелково ФИО3, действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв (л.д. 73-76), в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст.8, 218 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подп.2 п.1 ст.40 и п.1 ст.41 ЗК РФ, арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст.40 данного Кодекса, за исключением прав, установленных пп.2 п.2 указанной статьи.
Согласно пп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, из совокупного анализа вышеуказанных норм следует, что лица, которым земельные участки предоставлены на законных основаниях, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое строение - дом, площадью 127,2 кв.м., по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый №, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.13-19). Указанное строение расположено на земельном участке с кадастровым №, разрешенный вид использования для садоводства, право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается, представленным в материалы дела Свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ истцом получено заключение по обследованию технического состояния объекта капитального строительства, в котором указано, что объект капитального строительства c кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, соответствует параметрам требования к жилому дому, пригодному для постоянного проживания (л.д 26-41).
ДД.ММ.ГГГГ истцом получено решение Администрации городского округа Щёлково (л.д. 43-44) об отказе в признании садового дома жилым домом, в связи с тем, что отсутствуют отступы от границ земельного участка в пределах которого разрешается строительства жилого дома менее 3м. Учитывая, что со стороны земельного участка с кадастровым № отступ от строения составляет 1.3 м, истцом было получено письменное заявление (л.д. 42) от собственника по которому отсутствуют претензии к истцу. Таким образом, в добровольном порядке невозможно признать нежилой дом-жилым домом.
Пункт 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяет земли в Российской Федерации по целевому назначению на ряд категорий, выделяя в качестве самостоятельной категории земли особо охраняемых территорий и объектов.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом предусмотрено, что разрешенное использование определяется в результате зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) предусмотрено, что для создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, разрабатываются правила землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии со ст.37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
ст.. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Местом жительства на основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статья 2 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусматривает, что место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом проживание гражданина в принадлежащим ему на праве собственности помещении, не являющимся жилым, не может умалять его конституционное право на жилище только ввиду того, что у него отсутствует законное право на проживание и пользование любым другим жилым помещением и имеются все правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом - нежилым строением или иным помещением.
Статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Однако, дачные земельные участки, так же, как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 7 Постановления от 02 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" устанавливает требования, которым должно отвечать жилое помещение. При этом запретов на расположение жилых домов на садовых земельных участках данное Положение также не содержит.
Согласно данному Положению уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия, создаваемая в этих целях и принимающая решение на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям. По окончании своей работы комиссия составляет заключение в трех экземплярах о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме.
Часть 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ определяет понятие жилого помещения - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 16 ЖК РФ жилым помещением признается жилой дом, квартира или комната. Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В силу статей 17 и 18 Жилищного кодекса РФ жилое помещение должно быть пригодным для проживания граждан и право собственности на жилые помещения подлежит государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена строительно-техническая экспертиза производство которой поручено эксперту ФИО4
Из заключения эксперта следует, что Объект исследования расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 773 кв.м. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Виды разрешенного использования: для садоводства.
Застройка земельного участка, предназначенного для садоводства регламентируется сводом правил СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения».
Согласно разделу 6.4 данного свода правил: «На садовом земельном участке могут возводиться садовый дом или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе - теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж (гараж-стоянка) для автомобилей». Таким образом, возведение жилого дома на садовом участке разрешено.
Параметры жилого дома, возводимого на земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п.39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п.39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ «объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости».
В результате проведенного осмотра было установлено, что обследуемое здание имеет два этажа, высоту 5,2 м, в доме имеются помещения жилого и вспомогательного использования. Требованиям соответствует.
Согласно разделу 6.6 СП 53.13330.2019 «Расстояние от садового или жилого дома должно устанавливаться в проекте планировки территории с учетом местных условий: до красной линии улиц - не менее 5 м; до красной линии проездов - не менее 3 м. Расстояния от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должны быть не менее 5 м». В результате проведенных измерений было установлено, что расстояние от стен дома до улицы превышает 5м (26,9м), расстояние от стен дома до границ участка по двум сторонам более 3м (3,2м и 4,3м). По одной стороне имеется снижение нормативного расстояния: расстояние от стен дома до границы участка с юго-западной стороны (КН № составляет 1,4м. Учитывая незначительную высоту строения, угол наклона скатов крыши, материал кровли, сход осадков полностью приходится на «свой» земельный участок. В материалах дела имеется заявление владельца земельного участка с КН №, о согласии на размещение строения истца со снижением нормативного расстояния до границы участка. (л.д. 42).
Согласно ст. 1. п. 9 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства.
Согласно ст.1 п. 8 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки.
Застройка земельного участка, на котором расположен объект исследования, регламентируется Правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Медвежье-Озерское Щелковского муниципального района Московской области, утвержденными Советом депутатов Щелковского муниципального района Московской обл. от 28.11.2017 г. №607/66-152-НПА
Объект исследования расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который согласно Правилам землепользования и застройки, находится в территориальной зоне СХ-2 – зоне, предназначенной для ведения садоводства и дачного хозяйства. Согласно СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» назначение строения (жилой дом) соответствует градостроительному регламенту земельного участка.
На основании проведенного исследования экспертом сделан вывод, что возведенный жилой дом, общей площадью, равной 127,2 кв.м, по своим объемно-планировочным, конструктивным и техническим решениям соответствует санитарно- гигиеническим и градостроительным нормам, нормам технической, пожарной безопасности, правилам землепользования и застройки территории, не нарушает права и интересы третьих лиц, не угрожает безопасности граждан, по своему размещению на земельном участке относительно его границ, жилой дом не соответствует требованиям свода правил СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», имеется снижение нормативного расстояния по одной из сторон. Учитывая параметры дома, угол наклона скатов крыши, было установлено, что подобное расположение строения не угрожает безопасности граждан.
Учитывая согласие собственника смежного участка на подобное размещение спорного строения был сделан вывод, что подобное расположение объекта исследования не нарушает права и интересы третьих лиц.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Суд доверяет заключению эксперта и принимает его как допустимое доказательство, поскольку заключение полностью согласуется с материалам дела, научно обосновано, аргументировано, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, экспертиза назначена в соответствии с требованиями ст. 79 - 80 ГПК РФ, проведена при осмотре недвижимого имущества, что также подтверждается фотографическим материалом.
Суд находит заключение эксперта объективным, а выводы обоснованными и достоверными, оснований сомневаться в компетентности эксперта у суда не имеется, поскольку заключение эксперта содержит исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, являются определенными и не имеют противоречий, выводы экспертизы научно аргументированы, обоснованы и достоверны, оснований сомневаться в компетентности экспертов не имеется.
Заключение эксперта судебном заседании не оспорено, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено, заключение соответствует материалам дела, данных о какой–либо заинтересованности эксперта в исходе дела нет, сведения соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах в связи, с чем суд признает заключение эксперта допустимым доказательством и полагает возможным положить его в основу решения суда.
С учётом изложенных обстоятельств суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Шпакова ФИО9 удовлетворить.
Признать нежилое здание общей площадью127.2. кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый № жилым домом, пригодным для постоянного проживания.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щёлковский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Малинычева