№ 2-1316/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2021 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Тетерлевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1316/2021 по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора к администрации МО ГП «поселок Кичера» о возложении обязательств,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, установлено, что на территории городского поселения п. Кичера жилые помещения маневренного фонда отсутствует. Вместе с тем, имеется необходимость предоставления гражданам жилых помещений маневренного фонда, отвечающих строительным, санитарно-эпидемиологическим правилам, о чем свидетельствует наличие на территории поселения 18 аварийных домов и 49 непригодных жилых помещений, проживание граждан в аварийных домах и непригодных жилых помещениях создает угрозу их жизни и здоровью, является опасным, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. При указанных обстоятельствах, существование реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации является основанием для переселения граждан из аварийных жилых домов с предоставлением им жилого помещения маневренного фонда до предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Ненадлежащее осуществление органами местного самоуправления полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий в соответствии с жилищным законодательством, привело к отсутствию муниципального маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования. Просит признать бездействие администрации МО ГП «п. Кичера», выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного фонда сельского поселения, незаконным, обязать администрацию МО ГП «п. Кичера» создать на территории МО ГП «п. Кичера» маневренный жилищный фонд.
Представитель истца Северобайкальского межрайонного прокурора Васильева В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО ГП «п. Кичера» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, суд посчитал возможным рассмотреть дело без участия ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, выслушав участника процесса, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положений пунктов 3, 6, 8 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Судом установлено, что в октябре 2021 года Северобайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО ГП «п. Кичера» жилищного законодательства в части создания маневренного фонда на территории муниципального образования, в ходе которой установлено, что маневренный жилищный фонд на момент проведения проверки на территории городского поселения отсутствует.
Данные обстоятельства вытекают из представления прокурора, направленного в адрес администрации МО ГП «п. Кичера» от 22.10.2021, ответа главы администрации МО ГП «п. Кичера», из которого следует, что действительно, на территории поселения расположено 18 аварийных домов и 49 непригодных жилых помещений, расположенных в зоне БАМ, в которых проживают 215 граждан. Помещения включены в программу по переселению. Граждане будут обеспечены жильем в порядке установленной очередности за счет средств Федерального, Республиканского бюджетов. В муниципальном жилищном фонде муниципального образования городского поселения «поселок Кичера» отсутствуют жилые помещения специализированного жилищного фонда (в том числе маневренного), в связи с отсутствием в бюджете поселения статей финансирования по созданию и содержанию данного фонда. Тем не менее, жилье, освободившееся после выезда граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (4 квартиры) были отнесены к служебным и предоставлены специалистам образования, культуры. Заявлений на предоставление жилья маневренного фонда от граждан в АМО ГП «поселок Кичера» не поступало. Должностные лица Администрации поселения прилагают все возможные меры для создания условий реализации прав граждан на жилище.
Таким образом, судом установлено отсутствие необходимого маневренного жилищного фонда на территории МО ГП «п. Кичера», что создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения, в том числе для граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1. статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ).
Направленный к судебному заседанию по электронной связи отзыв администрации МО ГП «п. Кичера», содержащий, в том числе сведения о присвоении распоряжением ответчика одному жилому помещению статуса маневренного, судом не принимается во внимание, направленные в электронном виде данные документы ответчика рассмотрению не подлежат, поскольку поданы с нарушением порядка представления документов в электронном виде, а именно не подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно ч. 1.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с п. 2.1.1 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 251, документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе "Подача процессуальных документов в электронном виде" официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС "Правосудие" (www.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В силу п. 2.3.5 названного Порядка электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Электронные подписи, которыми подписаны обращения в суд и прилагаемые к ним документы, должны соответствовать требованиям усиленной квалифицированной электронной подписи, установленным законодательством Российской Федерации. Электронная подпись должна содержаться в отдельном файле (отсоединенная электронная подпись).
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории МО ГП «п. Кичера» специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из необходимых жилых помещений, в связи с чем удовлетворяет иск в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО ГП «п. Кичера», выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного фонда сельского поселения, незаконным.
Обязать администрацию МО ГП «п. Кичера» создать на территории МО ГП «п. Кичера» маневренный жилищный фонд в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда составлено 28.12.2021 года.
Судья: А.И. Болдонов