Решение по делу № 2-1434/2020 ~ М-1758/2020 от 05.08.2020

№ 2-1434/2020

50RS0046-01-2020-003766-18

ЗАОЧНОЕ     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Ступино Московская область                             15 октября 2020 года

     Ступинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Середенко С.И., при помощнике судьи Сорокиной А.И.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Знамина Бориса Юрьевича к администрации городского округа Ступино Московской области, ГБУ города Москвы «Психоневрологический интернат № 13»Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

        Знамин Б.Ю. обратился в суд с иском обратились в суд с иском к администрации городского округа Ступино Московской области, ГБУ города Москвы «Психоневрологический интернат № 13»Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании права собственности на жилое помещение квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.

К участию в деле в качестве соответчика привлечены Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы и администрация городского округа Ступино Московской области.

В обоснование заявленных требований ссылаются на то, ему на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение- квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Ч ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в спорной квартире.

С целью приватизации жилого помещения обратился с заявлением в ГБУ ПНИ № 13, поскольку именно с ним заключен договор найма жилого помещения, на что получил ответ, что не являются собственниками и балансодержателем данного жилого помещения.

Обратился с аналогичным заявлением о приватизации данного жилого помещения в администрацию г.о. Ступино, на что получил ответ, что жилое помещение по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности не значится.

Иного порядка оформления данного жилого помещения в собственности не имеется.

Истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Представитель истца по доверенности Сыроватская О.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик администрация городского округа Ступино Московской области представителя в судебное заседание не направила, ходатайств об отложении не заявили.

ГБУ города Москвы «Психоневрологический интернат № 13»Департамента труда и социальной защиты населения города Москва, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Департамент имущества города Москвы представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении не завили, ранее представляли возражения по иску.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статьёй 6 вышеназванного Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В силу ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 18 указанного Закона РФ, при переходе государственных и муниципальных предприятий и учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений ( если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" закреплено: К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

     К спорному жилому помещению после передачи в собственность городского округа Ступино Московской области применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его в собственность городского округа Ступино Московской области, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имели право приобрести его в собственность.

Истец постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ГБУ ПНИ № 13 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в лице начальника жилищного сектора жилищно-хозяйственного отдела Симонова С.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Знаминым Б.Ю. заключен Договор найма жилого помещения в соответствии с которым нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передается изолированное жилое помещение, находящееся в ведомственной собственности-квартира по адресу: <адрес> (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ между Кондрашовым М.Е. и Знаминым Б.Ю. заключен договор мены принадлежащих им квартир. В соответствии с которым истцу передана квартира, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>.

Согласно ответа ГБУ ПНИ Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> жилой дом по адресу: <адрес> стоит на балансе ГБУ ПНИ № 13 и в настоящее время не оформлен в собственность Москвы и в оперативное управление ГБУ ПНИ не передан, дать согласие на приватизацию квартиры не представляется возможным (л.д.29).

Согласно ответа администрации городского округа Ступино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ .07 жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> реестре собственности муниципального образования «Городской округ Ступино Московской области» не значится (л.д.30).

Согласно выписок ЕГРН сведения о собственнике спорной квартиры, а также собственнике жилого <адрес> <адрес>, <адрес> городской округ Ступино Московская область отсутствуют, отсутствуют сведения об ограничении прав.

Департамент городского имущества г. Москвы предоставил возражения, указывая на то, что в настоящее время жилое помещение к собственности г. Москвы не относится, в Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере не учтено.

В силу п. « Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Спорное имущество является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона. Оснований для оформления права собственности города Москвы на квартиру по адресу: <адрес> не имеется.

Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы указал, что Согласно Устава п.1.3 ГБУ г. Москвы Психоневрологического интерната № 13 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы» собственником имущества Учреждения является город Москва. Не может являться надлежащим ответчиком. Жилое помещение не является собственностью г. Москвы, не было оформлено в оперативной управление ГБУ ПНИ-13, однако находится на балансе ГБУ ПНИ-13.

Истец была зарегистрирован по месту жительства на основании представленных на вселение документов. Отсутствие в уполномоченных органах договора социального найма не может служить основанием отказа в предоставлении в собственность жилого помещения.

Договор социального найма отсутствует, но истец проживает в жилом помещении, вселен в установленном порядке, оплачивает коммунальные услуги.

Доводы о том, что жилое помещение, а также дом не включены в реестр муниципальной собственности городского округа Ступино Московской области, а также реестр объектов собственности г. Москвы не может служить ограничением прав истца в оформлении права собственности на указанное жилое помещение. К спорной квартире применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Иного ответчиками не предоставлено.

Истец право на приватизацию не использовал.

В соответствии с техническим паспортом жилого помещения (квартиры), составленным Ступинским филиалом ГУП Московской области «МОБТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорное жилое помещение –не является аварийным, не подвергалось самовольному переустройству и (или) перепланировке.

Из представленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования отсутствуют.

Доказательств того, что в настоящее время спорная квартира имеет статус «Служебная» и отнесена к специализированному жилищному фонду ответчиком не представлено.

     Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В настоящее время установить собственника жилого дома не представляется возможным

Спорное жилое помещение относилось к объектам государственной собственности, было расположено на территории, находящейся в ведении исполнительных органов власти (местной администрации), то есть в силу прямого указания закона отнесено к муниципальной собственности (п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и абз. 2 п. 1 Приложения N 3 к названному Постановлению)

в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

    Указанные обстоятельства не могут ограничивать право истца на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, спорного жилого помещения.

При указанных обстоятельствах суд читает, что заявленные требования к администрации городского округа Ступино Московской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

     Требования ГБУ города Москвы «Психоневрологический интернат № 13»Департамента труда и социальной защиты населения <адрес>, Департаменту имущества <адрес>, Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес> заявлены излишне

      На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 94, 195-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Признать за Знаминым Борисом Юрьевичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение –квартиру инвентарный общей площадью 41,0 кв.м, жилой площадью 25,9 кв.м, расположенную по адресу – <адрес> <адрес>

    Исковые требования к ответчикам ГБУ города Москвы «Психоневрологический интернат № 13»Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в Ступинский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

судья                 Середенко С.И.

в мотивированном виде решение суда изготовлено 20 октября 2020

                             судья:                           Середенко С.И.

2-1434/2020 ~ М-1758/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Знамин Борис Юрьевич
Ответчики
Департамент имущества г. Москвы
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
ГБУ г. Москвы ПНИ -13
Другие
Администрация г\о Ступино
Суд
Ступинский городской суд Московской области
Судья
Середенко С. И.
Дело на странице суда
stupino--mo.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2020Передача материалов судье
07.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.03.2021Копия заочного решения возвратилась невручённой
22.03.2021Дело оформлено
18.05.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее