№ 2-1434/2020
50RS0046-01-2020-003766-18
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Ступино Московская область 15 октября 2020 года
Ступинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Середенко С.И., при помощнике судьи Сорокиной А.И.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Знамина Бориса Юрьевича к администрации городского округа Ступино Московской области, ГБУ города Москвы «Психоневрологический интернат № 13»Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Знамин Б.Ю. обратился в суд с иском обратились в суд с иском к администрации городского округа Ступино Московской области, ГБУ города Москвы «Психоневрологический интернат № 13»Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании права собственности на жилое помещение квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.
К участию в деле в качестве соответчика привлечены Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы и администрация городского округа Ступино Московской области.
В обоснование заявленных требований ссылаются на то, ему на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение- квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Ч ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в спорной квартире.
С целью приватизации жилого помещения обратился с заявлением в ГБУ ПНИ № 13, поскольку именно с ним заключен договор найма жилого помещения, на что получил ответ, что не являются собственниками и балансодержателем данного жилого помещения.
Обратился с аналогичным заявлением о приватизации данного жилого помещения в администрацию г.о. Ступино, на что получил ответ, что жилое помещение по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности не значится.
Иного порядка оформления данного жилого помещения в собственности не имеется.
Истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Представитель истца по доверенности Сыроватская О.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик администрация городского округа Ступино Московской области представителя в судебное заседание не направила, ходатайств об отложении не заявили.
ГБУ города Москвы «Психоневрологический интернат № 13»Департамента труда и социальной защиты населения города Москва, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Департамент имущества города Москвы представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении не завили, ранее представляли возражения по иску.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьёй 6 вышеназванного Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 18 указанного Закона РФ, при переходе государственных и муниципальных предприятий и учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений ( если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. Ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" закреплено: К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
К спорному жилому помещению после передачи в собственность городского округа Ступино Московской области применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его в собственность городского округа Ступино Московской области, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имели право приобрести его в собственность.
Истец постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ГБУ ПНИ № 13 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в лице начальника жилищного сектора жилищно-хозяйственного отдела Симонова С.Г., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и Знаминым Б.Ю. заключен Договор найма жилого помещения в соответствии с которым нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передается изолированное жилое помещение, находящееся в ведомственной собственности-квартира по адресу: <адрес> (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ между Кондрашовым М.Е. и Знаминым Б.Ю. заключен договор мены принадлежащих им квартир. В соответствии с которым истцу передана квартира, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>.
Согласно ответа ГБУ ПНИ № Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> жилой дом по адресу: <адрес> стоит на балансе ГБУ ПНИ № 13 и в настоящее время не оформлен в собственность Москвы и в оперативное управление ГБУ ПНИ № не передан, дать согласие на приватизацию квартиры не представляется возможным (л.д.29).
Согласно ответа администрации городского округа Ступино Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №.07 жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> реестре собственности муниципального образования «Городской округ Ступино Московской области» не значится (л.д.30).
Согласно выписок ЕГРН сведения о собственнике спорной квартиры, а также собственнике жилого <адрес> <адрес>, <адрес> городской округ Ступино Московская область отсутствуют, отсутствуют сведения об ограничении прав.
Департамент городского имущества г. Москвы предоставил возражения, указывая на то, что в настоящее время жилое помещение к собственности г. Москвы не относится, в Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере не учтено.
В силу п. « Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Спорное имущество является объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона. Оснований для оформления права собственности города Москвы на квартиру по адресу: <адрес> не имеется.
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы указал, что Согласно Устава п.1.3 ГБУ г. Москвы Психоневрологического интерната № 13 Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы» собственником имущества Учреждения является город Москва. Не может являться надлежащим ответчиком. Жилое помещение не является собственностью г. Москвы, не было оформлено в оперативной управление ГБУ ПНИ-13, однако находится на балансе ГБУ ПНИ-13.
Истец была зарегистрирован по месту жительства на основании представленных на вселение документов. Отсутствие в уполномоченных органах договора социального найма не может служить основанием отказа в предоставлении в собственность жилого помещения.
Договор социального найма отсутствует, но истец проживает в жилом помещении, вселен в установленном порядке, оплачивает коммунальные услуги.
Доводы о том, что жилое помещение, а также дом не включены в реестр муниципальной собственности городского округа Ступино Московской области, а также реестр объектов собственности г. Москвы не может служить ограничением прав истца в оформлении права собственности на указанное жилое помещение. К спорной квартире применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Иного ответчиками не предоставлено.
Истец право на приватизацию не использовал.
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения (квартиры), составленным Ступинским филиалом ГУП Московской области «МОБТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорное жилое помещение –не является аварийным, не подвергалось самовольному переустройству и (или) перепланировке.
Из представленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования отсутствуют.
Доказательств того, что в настоящее время спорная квартира имеет статус «Служебная» и отнесена к специализированному жилищному фонду ответчиком не представлено.
Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В настоящее время установить собственника жилого дома не представляется возможным
Спорное жилое помещение относилось к объектам государственной собственности, было расположено на территории, находящейся в ведении исполнительных органов власти (местной администрации), то есть в силу прямого указания закона отнесено к муниципальной собственности (п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и абз. 2 п. 1 Приложения N 3 к названному Постановлению)
в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Указанные обстоятельства не могут ограничивать право истца на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, спорного жилого помещения.
При указанных обстоятельствах суд читает, что заявленные требования к администрации городского округа Ступино Московской области обоснованы и подлежат удовлетворению.
Требования ГБУ города Москвы «Психоневрологический интернат № 13»Департамента труда и социальной защиты населения <адрес>, Департаменту имущества <адрес>, Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес> заявлены излишне
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 94, 195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Знаминым Борисом Юрьевичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение –квартиру инвентарный № общей площадью 41,0 кв.м, жилой площадью 25,9 кв.м, расположенную по адресу – <адрес> <адрес>
Исковые требования к ответчикам ГБУ города Москвы «Психоневрологический интернат № 13»Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в Ступинский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
судья Середенко С.И.
в мотивированном виде решение суда изготовлено 20 октября 2020
судья: Середенко С.И.