№12-60/2017
№ 12 – 5/2018
РЕШЕНИЕ
г. Красновишерск 16 января 2018 г.
Судья Красновишерского районного суда Пермского края Кокоулин С.Г.,
при секретаре Дьяковой М.С..
рассмотрев жалобу конкурсного управляющего МУП «Водоканала-1» г. Красновишерска Мажова А.Б. на постановление от 08 ноября 2017 года, вынесенное заместителем главного инспектора в области окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 08 ноября 2017 года о привлечении юридического лица МУП «Водоканал-1» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением, вынесенным 08 ноября 2017 года заместителем главного инспектора в области окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края юридическое лицо Муниципальное унитарное предприятие «Красновишерское водопроводно – канализационное хозяйство – 1», (далее МУП «Водоканал-1») привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, к административному штрафу в размере 50000 руб.
Конкурсный управляющий МУП «Водоканала-1» г. Красновишерска Мажов А.Б. обратился в Красновишерский районный суд, с жалобой, в которой оспаривает законность постановления от 08 ноября 2017 года №, полагая, со ссылкой на ст. 2.1 КоАП РФ, что у юридического лица не имелось возможности из-за отсутствия денежных средств принять все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Заявителем в жалобе указывается, что 12 мая 2015 года определением Арбитражного суда Пермского края в отношении юридического лица было введено наблюдение, а 29 мая 2017 года решением Арбитражного суда Пермского края МУП «Водоканал-1» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
Денежные средства у юридического лица отсутствовали, как на дату возникновения обязательств, так и на момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении МУП « Водоканал-1».
Также заявитель ссылается на положения ст.ст.133,142 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон) указывая, что порядок удовлетворения требований об уплате обязательных платежей предусматривает, что конкурсный управляющий производит выплаты денежных средств с основного счета должника в соответствии с реестром требований кредиторов.
Просит учесть, что очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 134 указанного Закона, в связи с чем, минуя очередность, удовлетворение требований отдельных кредиторов, в том числе и по инициативе должника, противоречат положениям Закона.
Полагает, что в связи с вышеизложенным, в бездействии юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, поскольку у МУП «Водоканал - 1» отсутствовали денежные средства на оплату за негативное воздействие на окружающую среду, а так же не имелось оснований для изменения очередности удовлетворения требований кредитора.
В судебное заседание конкурсное лицо – Мажов А.Б., а так же должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении не явились, были извещены надлежащим образом.
Исследовав представленные материалы административного дела, иные представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение;
- захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-Ф, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно ст. 16.3 этого же Закона предусматривается, что плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Исходя из положений ст. 16.4 вышеуказанного Закона, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с ч.5,6 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-Ф "Об охране окружающей среды", не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что предприятием не была внесена плата в соответствующие бюджеты Российской Федерации за негативное воздействие на окружающую среду.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении предприятия дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях и проведения административного расследования с принятием решения о привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем, при вынесении постановления о привлечении МУП «Водоканал -1» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, должностным лицом не было учтено следующее.
В конкурсном производстве требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке очередности, установленной статьей 134 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 данной статьи вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Очередность удовлетворения требования кредиторов по текущим платежам предусмотрена пунктом 2 статьи 134 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве), согласно которому (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 186-ФЗ) требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, удовлетворяются во вторую очередь.
В пункте 4 статьи 134 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) установлена очередность удовлетворения требования кредиторов, требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);
в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
При этом в силу пункта 2 статьи 142 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.
Исходя из положений приведенных норм, несвоевременная плата в соответствующие бюджеты Российской Федерации за негативное воздействие на окружающую среду в процессе конкурсного производства непосредственно не обусловлена нарушением законодательства, так как конкурсный управляющий действует в пределах специальных полномочий, определенных законодательством о банкротстве, нормами которого регулируются возникшие в данном случае правоотношения.
В соответствии частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно справки ПАО «Сбербанк России», МУП «Водоканал-1» не имело возможности производить оплату с расчетного счета в связи с картотекой, при этом задолженность юридического лица МУП «Водоканал -1» составляет более 7 миллионов рублей.
Определением Арбитражного суда Пермского края 12 мая 2015 года, вступившим в законную силу, в частности, постановлено:
признать требования МУП «Водокала-1» о признании него несостоятельным (банкротом) обоснованными и ввести в отношении МУП «Водоканала-1» наблюдение, назначить к слушанию по результатам наблюдения на 27.06.2015 ( л.д. 73-77) ;
Определением Арбитражного суда Пермского края от 10 ноября 2016 года в отношении вышеуказанного юридического лица введено внешнее управление сроком на 12 месяцев, которое впоследствии продлевалось.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 мая 2017 года МУП «Водоканал -1» признано банкротом с открытием в отношении него конкурсного производства.
После введения внешнего управления, снятия ареста со счета, при поступлении на расчетный счет МУП «Водоканала-1» денежные средства должны списываться со счета в порядке очередности, установленной Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).
При этом по утверждению заявителя, на расчетном счете МУП «Водоканал-1» отсутствовали денежные средства для удовлетворения требований кредиторов. Неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
Юридическое лицо, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из постановления от 08 ноября 2017 года № следует, что должностным лицом сделан вывод, что юридическое лицо имело возможность, но не приняло всех возможных мер, направленных на недопущение нарушения природоохранного законодательства РФ, не внося платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, материалы административного производства, представленные в судебное заседание, не свидетельствуют, на основании каких документов должностным лицом был сделан данный вывод.
Также и в судебное заседание надзорным органом не было представлено доказательств того, что по состоянию на 2017 год были погашены текущие платежи МУП «Водоканал-1» первой-четвёртой очередей, и, соблюдая, очередность платежей в рамках законодательства о банкротстве, предприятие имело возможность приступить к исполнению платежей пятой очереди.
Изложенные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины МУП «Водоканал-1» по невнесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, исключают наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Следовательно, постановление, вынесенное 08 ноября 2017 года заместителем главного инспектора в области окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края которым юридическое лицо МУП «Водоканал-1» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, к административному штрафу в размере 50000 руб, в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу конкурсного управляющего МУП «Водоканала-1» г. Красновишерска Мажова А.Б. удовлетворить.
Постановление от 08 ноября 2017 года, вынесенное заместителем главного инспектора в области окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края о привлечении юридического лица МУП «Водоканал-1» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд, через Красновишерский районный суд, в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья С.Г. Кокоулин.