РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2022 года Советский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Селезневой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-210/2022 по административному исковому заявлению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Матвеева ФИО11 к ОП № 3 УМВД России по г. Самаре, Управлению МВД России по г. Самаре о признании незаконными действий сотрудников полиции,
УСТАНОВИЛ:
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Матвеев ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением к ОП № 3 УМВД России по г. Самаре, Управлению МВД России по г. Самаре, в котором просил установить должностных лиц, осуществивших изъятие агитационных материалов зарегистрированного кандидата в депутаты Матвеева М.Н. ДД.ММ.ГГГГ., обязать должностных лиц Отдела полиции № 3 УМВД России по г. Самаре немедленно вернуть истцу изъятые агитационные материалы.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с постановлением избирательной комиссии Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа Самарская область – Промышленный одномандатный избирательный округ № № от ДД.ММ.ГГГГ. Матвеев ФИО11 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному округу Самарская область – Промышленный одномандатный избирательный округ №.
В соответствии с законодательством зарегистрированный кандидат в депутаты имеет право вести свою избирательную кампанию, в том числе путем размещения агитационных материалов на территории избирательного округа.
Несмотря на это ДД.ММ.ГГГГг. около 16:30 – 17:00 часов сотрудниками отдела полиции № 3 УМВД России по г. Самаре был изъят и вывезен принадлежащий Матвееву М.Н. агитационный материал – сборно-разборная конструкция с размещенной на ней зарегистрированной в установленном порядке наглядной агитацией (баннерами), установленный по адресу: <адрес> пересечение с <адрес>, на тротуаре. Этими действиями сотрудников полиции были созданы препятствия в реализации избирательного права Матвеева М.Н., установленного ст. 9 Федерального закона РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Изъятие агитационного материала по указанию должностного лица – и.о. начальника полиции Отдела полиции № 3 силами трех не представившихся и неизвестных заявителю полицейских – женщины майора, мужчин капитана и сержанта. Описанные обстоятельства подтверждаются свидетелем ФИО3 – помощником Матвеева М.Н., прибывшим на место по звонку волонтера, который следил за наглядной агитацией.
При этом возле стенда с наглядной агитацией кандидата в депутаты Матвеева М.Н. никто не находился, раздача агитационных материалов не производилась, то есть публичного мероприятия не было. Осуществлялась только наглядная агитация путем установки сборно-разборных конструкций с агитационным баннером.
На требования Матвеева М.Н. вернуть агитационную продукцию, обращенную к заместителю начальника полиции общественной безопасности УВД г. Самары, поступил отказ.
Таким образом, в действиях сотрудников ОП № 3 УМВД России по г. Самаре усматривается злоупотребление должностными полномочиями и воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, т.е. состав преступления, предусмотренного ч.1 ст. 141, ч. 1 ст. 285 УК РФ.
На основании изложенного административный истец просил установить должностных лиц, осуществивших изъятие агитационных материалов зарегистрированного кандидата в депутаты Матвеева М.Н. ДД.ММ.ГГГГ., обязать должностных лиц Отдела полиции № 3 УМВД России по г. Самаре немедленно вернуть истцу изъятые агитационные материалы.
В ходе судебного разбирательства административным истцом изменен предмет административного иска, Матвеев М.Н. просил признать незаконными действия сотрудников ОП №3 УМВД России по г. Самаре, выразившиеся в изъятии (демонтаже) сборно-разборной конструкции для раздачи агитационных предвыборных материалов ДД.ММ.ГГГГ., установленной по адресу: <адрес> пересечение с <адрес>, на тротуаре.
В судебном заседании представитель административного истца – Круглов А.Г., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Согласно объяснениям представителя, изъятая органами полиции конструкция капитальной не являлась, согласования с Департаментом градостроительства по правилам Градостроительного кодекса РФ для ее установления не требовалось. Избирательная комиссия Самарской области такую агитацию незаконной не признала, у полиции не имелось законных оснований изымать и препятствовать Матвееву М.Н. законной агитации в депутаты. Данными действиями нанесен существенный вред кандидату в депутаты Матвееву М.Н., поскольку агитационные материалы изъяты за месяц до даты выборов, и он не мог их использовать по назначению. Департамент управления имуществом г.о. Самара исков к собственнику данной конструкции не подавал.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области - Лапицкая Е.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, исковые требования не признала, указала, что конструкция размещалась в месте, не отнесенном в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. №, к выделенным местам для размещения печатных и агитационных материалов в связи с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва ДД.ММ.ГГГГг., просила в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица – Департамента управления имуществом г.о. Самара – ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №, оставила разрешение спора на усмотрение суда, указала, что обращений со стороны Департамента управления имуществом г.о. Самара к истцу не имеется.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Матвеев ФИО11 являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному округу Самарская область – Промышленный одномандатный избирательный округ №.
Выборы в Государственную Думу VIII созыва проходили с 17 сентября по 19 сентября 2021г.
ДД.ММ.ГГГГ. в ОП № 3 Управления МВД России по г. Самаре поступило сообщение о размещении сборно-разборной конструкции с изображением кандидата в депутаты Матвеева М.Н. вне специальных мест, выделенных для размещения печатных агитационных материалов на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №, а именно у памятника «<данные изъяты>», расположенного в <адрес> на пересечении <адрес> и <адрес>.
Указанное сообщение зарегистрировано в Книге учета сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях ОП № 3 Управления МВД России по г. Самаре за № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведенной проверки указанная конструкция изъята сотрудниками ОП № 3 Управления МВД России по г. Самаре.
Производство по административному делу по ст. 5.12 КоАП РФ в отношении неустановленного лица прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В ходе рассмотрения настоящего спора обозревался отказной материал №. Лицо, разместившее данную конструкцию, не установлено. В ходе проверки опрошены ФИО7, согласившийся на охрану конструкции, и помощник депутата Матвеева М.Н. - ФИО3
В ответе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ. № УМВД по городу Самаре Департамент управления имуществом г.о. Самара сообщил, что исходя из адресных характеристик и представленного фотоматериала указанная быстровозводимая сборно-разборная конструкция расположена в границах земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, занимаемого объектом дорожного хозяйства – <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию городскому округу Самара (запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №). Департаментом разрешение на установку данной конструкции не выдавалось.
В силу п. 7 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.
Согласно п. 8 ст. 54 названного закона печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Принимая во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ. документы о согласии собственника на размещения данной конструкции у названного памятника, расположенного в <адрес> на пересечении <адрес> и <адрес>, сотрудникам полиции не были представлены, к выделенным местам для размещения агитационных материалов в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №, указанное место, где находилась конструкция, не относится, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий сотрудников ОП№ 3 УМВД России по г. Самаре по изъятию сборно-разборной конструкции незаконными. Нарушения норм действующего законодательства не допущено. В материалах дела имеется расписка от ДД.ММ.ГГГГ., написанная ФИО3 о получении данной конструкции после обращения в полицию. Ранее собственник конструкции за её выдачей в отдел полиции не обращался. Само по себе отсутствие претензий со стороны собственника земельного участка, на котором располагалась конструкция, не может служить основанием для признания действий сотрудников полиции незаконными с учетом установленных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Матвеева ФИО11 к ОП № 3 УМВД России по г. Самаре, Управлению МВД России по г. Самаре о признании незаконными действий сотрудников полиции оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 26.01.2022г.
Судья Селезнева Е.И.