Дело № 2а-450/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Рывкиной М.С.
с участием прокурора Кожиной И.В., представителя административного ответчика Комитета культуры Волгоградской области Самарина А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 января 2017 года в городе Волгограде административное дело по иску прокурора Центрального района Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к комитету культуры Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об объектах культурного наследия
установил:
прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с административным иском к комитету культуры Волгоградской области (далее Облкомкультуры), указав о проведенной прокуратурой проверке исполнения требований законодательства об объектах культурного наследия. Облкомкультуры представлен список объектов культурного наследия, расположенных на территории Центрального района Волгограда, реестр охранных обязательств, а также информация об установлении границ территории объектов культурного наследия только в отношении 64 объектов (письма исх. №... от ДД.ММ.ГГГГ, исх. №... от ДД.ММ.ГГГГ). Так, в нарушение требований законодательства охранное обязательство на объект культурного наследия, расположенный на территории Центрального района Волгограда, включенный в список объектов, утвержденных Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» - Пожарная часть «Общество труд», ..., уполномоченным органом – Облкомкультуры не оформлено, а также не установлены границы территории вышеуказанного объекта культурного наследия. Указывает, что бездействие Облкомкультуры, выраженное в неисполнении требований законодательства в части установления границ территории объектов культурного наследия и оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия может привести к утрате в дальнейшем такого объекта, соответственно будут нарушены права граждан на обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений, что недопустимо.
Просил суд признать незаконным бездействие Облкомкультуры, выразившееся в неисполнении требований законодательства об объектах культурного наследия в части не установления границ территории объектов культурного наследия и не оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия, расположенные на территории Центрального района Волгограда. Возложить на Облкомкультуры обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда оформить охранное обязательство и установить границы территории на объект культурного наследия, расположенный на территории района – Пожарная часть, «Общество «Труд», ....
Кроме того, прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с административным иском к Облкомкультуры, в котором по аналогичным основаниям просил признать незаконным бездействие Облкомкультуры, выразившееся в неисполнении требований законодательства об объектах культурного наследия в части не установления границ территории объектов культурного наследия и не оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия, расположенные на территории Центрального района Волгограда. Возложить на Облкомкультуры обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда оформить охранное обязательство и установить границы территории на объект культурного наследия, расположенный на территории района – Гостиница «Интурист», ....
Кроме того, прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с административным иском к Облкомкультуры, в котором по аналогичным основаниям просил признать незаконным бездействие Облкомкультуры, выразившееся в неисполнении требований законодательства об объектах культурного наследия в части не установления границ территории объектов культурного наследия и не оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия, расположенные на территории Центрального района Волгограда. Возложить на Облкомкультуры обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда оформить охранное обязательство и установить границы территории на объект культурного наследия, расположенный на территории района – Здание гидромелиоративного колледжа, ....
Кроме того, прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с административным иском к Облкомкультуры, в котором по аналогичным основаниям просил признать незаконным бездействие Облкомкультуры, выразившееся в неисполнении требований законодательства об объектах культурного наследия в части не установления границ территории объектов культурного наследия и не оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия, расположенные на территории Центрального района Волгограда. Возложить на Облкомкультуры обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда оформить охранное обязательство и установить границы территории на объект культурного наследия, расположенный на территории района – Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...), ....
Кроме того, прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с административным иском к Облкомкультуры, в котором по аналогичным основаниям просил признать незаконным бездействие Облкомкультуры, выразившееся в неисполнении требований законодательства об объектах культурного наследия в части не установления границ территории объектов культурного наследия и не оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия, расположенные на территории Центрального района Волгограда. Возложить на Облкомкультуры обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда оформить охранное обязательство и установить границы территории на объект культурного наследия, расположенный на территории района – Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ....
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ указанные выше административные дела по искам прокурора Центрального района г. Волгограда к Облкомкультуры объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела прокурором неоднократно уточнялись административные исковые требования, в итоге просит признать незаконным бездействие комитета культуры Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований законодательства об объектах культурного наследия в части не установления границ территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории Центрального района г. Волгограда - Гостиница «Интурист», ..., Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ..., Здание гидромелиоративного колледжа, ..., Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...) ..., Пожарная часть, «Общество «Труд», ... и не оформления охранных обязательств на объекты культурного наследия, расположенные на территории Центрального района г.Волгограда - Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ..., Здание Гидромелиоративного колледжа, ..., Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...) ..., Пожарная часть, «Общество «Труд», .... 5. Возложить на комитет культуры Волгоградской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда оформить охранные обязательства на объекты культурного наследия, расположенные на территории района - Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ..., Здание гидромелиоративного колледжа, ..., Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...) ..., Пожарная часть, «Общество «Труд», .... Возложить на комитет культуры Волгоградской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда установить границы территории на объекты культурного наследия, расположенные на территории района - Гостиница «Интурист», ..., Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ..., Здание гидромелиоративного колледжа, ..., Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...) ..., Пожарная часть, «Общество «Труд», ....
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района Волгограда Кожина И.В. на удовлетворении уточненных административных исковых требований настаивала по основаниям, приведенным в исках. Пояснила, что требования о возложении на Облкомкультуры обязанности оформить охранные обязательства подразумевают под собой обязанность ответчика утвердить такие охранные обязательства собственника объекта культурного наследия. Также считала то обстоятельство, что установление границ территорий объектов культурного наследия на весь ансамбль, в который входят спорные объекты культурного наследия Гостиница «Интурист», ..., Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ..., Здание гидромелиоративного колледжа, ..., не является препятствием к установлению границ территории непосредственно данных объектов, которые отдельно поименованы в списке объектов, утвержденных Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 №62/706.
Представитель административного ответчика Облкомкультуры Самарин А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска. Пояснил, что оформление охранных обязательств на объекты культурного наследия в обязанности Облкомкультуры не входит. Поскольку охранное обязательство дается собственником объекта культурного наследия, а комитет собственником указанных в иске объектов не является, полагал требования прокурора некорректными. Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ..., Здание гидромелиоративного колледжа, ..., Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...) ... поименованы в списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, однако до настоящего времени в реестр объектов культурного наследия не включены, не имеется приказа Министерства культуры России о присвоении им реестрового номера, что препятствует подготовке и утверждению охранного обязательства на них. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия - Пожарная часть, «Общество «Труд», ..., утверждено ДД.ММ.ГГГГ. В части установления границ территории объектов культурного наследия показал, что в отношении Купеческого особняка (Музыкальная школа №... ДХШ №...) ..., границы территории установлены и утверждены приказом Облкомкультуры от ДД.ММ.ГГГГ. Границы территорий объектов культурного наследия - Гостиница «Интурист», ..., Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ..., Здание гидромелиоративного колледжа, ..., утверждены приказом от 20.02.2013 N 01-20/058 «Об установлении границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки ...» и установлении правовых режимов использования территории» и приказом от 31.01.2013 N 01-20/038 «Об установлении границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки ...», 1950-е гг. и установлении правовых режимов использования территории». Не требуется установление границ территории каждого из объектов культурного наследия, входящих в состав ансамбля, в отношении которого такие границы определены. Также пояснил, что в связи с недостаточным финансированием исполнение заявленных в иске мероприятий в срок, указанный прокурором, не представляется возможным и в случае удовлетворения требований просил определить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований прокурора Центрального района г. Волгограда по следующим основаниям.
В силу ч.3 ст. 4 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно п.1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
По смыслу п. 2 той же нормы, государственная охрана объектов культурного наследия, в числе прочего, включает в себя: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра; установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.
Исходя из п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом (далее - региональные органы охраны объектов культурного наследия).
Подпунктом 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании ст.3 Закона Волгоградской области от 14.07.2008 N 1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области», а также п. 2.1 действующего в настоящее время Положения о комитете культуры Волгоградской области, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 37-п, специально уполномоченным органом государственной власти Волгоградской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения является Облкомкультуры.
Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 N 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» утвержден список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения.
В указанный список, в числе прочих включены следующие объекты культурного наследия, находящиеся в Центральном районе Волгограда: Гостиница «Интурист», ... (№п/п 295); Пожарная часть «Общество «Труд», ... (№п/п 306); Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ... (№п/п 322); Здание гидромелиоративного колледжа, ... (№п/п 325); Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...), ... (№п/п 354).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Центрального района г. Волгограда проведена проверка исполнения требований законодательства об объектах культурного наследия, в ходе которой Облкомкультуры представлен список объектов культурного наследия, расположенных на территории Центрального района Волгограда, реестр охранных обязательств, а также информация об установлении границ территории объектов культурного наследия (письма исх. №... от ДД.ММ.ГГГГ, исх. №... от ДД.ММ.ГГГГ).
По существу рассматриваемого административного иска прокурор настаивает на незаконности бездействия Облкомкультуры в части не установления границ территории указанных объектов культурного наследия, не подготовки и не утверждения охранных обязательств собственников тех же объектов культурного наследия (за исключением Гостиницы «Интурист», ...).
Как установлено ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (п. 1).
Охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (подп. 2 п. 7).
Форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, порядок подтверждения лицом, указанным в пункте 11 настоящей статьи, выполнения содержащихся в нем требований устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (п. 9).
Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (п. 12).
Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что в отношении объектов культурного наследия: Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ...; Здание гидромелиоративного колледжа, ...; Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...), ... охранное обязательство не подготавливалось и в установленном порядке не утверждалось.
Возражая против иска представителем административного ответчика указано, что оформление охранных обязательств не является обязанностью Облкомкультуры, данные обязательства даются собственниками объектов, тогда как комитет к таковым не относится.
Однако, приведенная позиция не свидетельствует о необоснованности заявленных прокурором требований, поскольку по смыслу подп. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона
В силу прямого указания приведенного выше подп. 2 п. 7 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ утверждение охранного обязательства осуществляется актом регионального органа охраны объектов культурного наследия.
Порядок подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия утвержден Приказом Минкультуры России от 01.07.2015 N 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)».
В этой связи в рассматриваемом случае именно Облкомкультуры является лицом, ответственным за подготовку и утверждение охранных обязательств в отношении спорных объектов.
Ссылка представителя административного ответчика на то обстоятельство, что указанные объекты не включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации также не может быть положена в основу решения об отказе в иске.
Исходя из п.2 ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра.
В соответствии с настоящим Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ст. 16 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Порядок включения объектов в реестр определяется ст. 18 того же Федерального закона.
С учетом переходных положений, установленных ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ, объекты культурного наследия регионального значения: Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ...; Здание гидромелиоративного колледжа, ...; Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...), ... (№п/п 354), поставленные на государственную охрану в 1997 году в соответствии с положениями Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» на основании Постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 N 62/706, являются объектами культурного наследия, включенными в реестр.
Как следует из положений статей 15 - 20 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Закона Волгоградской области от 01.07.2009 N 1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области», Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 N 954, включение объекта культурного наследия в реестр не ставится в зависимость от проведенной регистрации в Реестре, так как основанием для регистрации объекта культурного наследия является принятое решение органа государственной власти о его включении в реестр (решение о принятии объекта культурного наследия на государственную охрану).
При этом процедура регистрации объекта культурного наследия с присвоением ему регистрационного номера, как следует из ст. 20 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, является стадией ведения реестра. Таким образом, отсутствие регистрационного номера объекта, поставленного на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», не свидетельствует о том, что он не включен в реестр.
Аналогичная позиция приведена в Определении Верховного Суда РФ от 25.03.2015 N 9-АПГ15-1.
Таким образом, Облкомкультуры не исполнена возложенная действующими нормативными актами на данный орган обязанность по подготовке и утверждению охранных обязательств в отношении спорных объектов культурного наследия: Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ...; Здание гидромелиоративного колледжа, ...; Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...), ..., в связи с чем требования прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика и о возложении обязанности осуществить подготовку и утверждение охранных обязательств в данной части являются обоснованными.
В материалах дела представлено охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия №... АРС/2013 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» выдало данное охранное обязательство Министерству культуры Волгоградской области в отношении встроенного нежилого помещения 1-го этажа общей площадью 447,6 кв.м. по адресу: Волгоград, ..., являющегося частью объекта культурного наследия регионального значения Пожарная часть, «Общество «Труд».
Однако, в оставшейся части помещений на данный объект культурного наследия охранное обязательство также не подготовлено и не утверждено, что свидетельствует о бездействии Облкомкультуры и необходимости удовлетворения рассматриваемых требований о возложении на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение в отношении объекта культурного наследия регионального значения - Пожарная часть, «Общество «Труд», ....
В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (п. 1).
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (п. 2).
Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (п. 5).
Согласно подп. 1, 3 п.1 ст. 5.1 названного Федерального закона, в границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
В рассматриваемом административном иске прокурором указано, что границы территории спорных объектов культурного наследия не установлены.
Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что до настоящего времени Облкомкультуры не принято в установленном порядке акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия - Пожарная часть, «Общество «Труд», .... В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что в 2017 году комитету выделены средства на проведение необходимых мероприятий в отношении данного объекта.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению в части признания незаконным бездействия административного ответчика по неустановлению границ территории объекта культурного наследия - Пожарная часть, «Общество «Труд», ... и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Однако, в оставшейся части заявленные прокурором Центрального района требования основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, в материалах дела представлена копия приказа Облкомкультуры от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об установлении границ и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Купеческий особняк (Музыкальная школа N 14, ДХШ N 1)», кон. XIX - нач. XX вв., расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ...».
Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.
Несмотря на то обстоятельство, что данный приказ издан после обращения прокурора с рассматриваемым административным иском в суд, исходя из целей административного судопроизводства на дату рассмотрения дела судом оснований полагать о бездействии Облкомкультуры по не утверждению границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Купеческий особняк (Музыкальная школа N 14, ДХШ N 1) не имеется.
Также суд учитывает, что в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденный Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 N 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», включены «Комплекс застройки ...», ... – 59 (№п/п 405) и «Комплекс застройки ...», ... – 26 (№п/п 407).
Объект культурного наследия Гостиница «Интурист», ..., является частью ансамбля «Комплекс застройки ...». Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ... и Здание гидромелиоративного колледжа, ..., входят в состав «Комплекса застройки ...».
При этом границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки ...» утверждены приказом Министерства культуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 01-20/058, границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки ...» - приказом от 31.01.2013 N 01-20/038.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.
Взаимосвязанные положения ст.ст. 3, 3.1, 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, позволяют сделать вывод о том, что в случае утверждения границы территорий объектов культурного наследия являющихся ансамблями (комплексами), действующие нормативные положения не требуют установления границ территории каждого из объектов культурного наследия, входящего в ансамбль в качестве его неотъемлемой части. Иное привело бы к дублированию актов, определяющих особый правовой режим одной и той же территории, а также к необоснованному расходованию бюджетных средств.
То обстоятельство, что в Постановлении Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 N 62/706 спорные объекты культурного наследия Гостиница «Интурист», ..., Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ... и Здание гидромелиоративного колледжа, ..., указаны в качестве самостоятельных объектов охраны, само по себе не свидетельствует о необходимости установления границ территории каждого из них.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что границы территории объектов культурного наследия «Комплекс застройки ...», ... – 59 и «Комплекс застройки ...», ... – 26 утверждены, у суда не имеется оснований полагать о нарушении Облкомкультуры законодательства об объектах культурного наследия и об ущемлении прав неопределенного круга лиц отсутствием утвержденных границ территорий каждого из объектов, находящихся в этих же границах.
С учетом изложенного административный иск прокурора о признании незаконным бездействия и о возложении на Облкомкультуры обязанности установить границы территории объектов культурного наследия - Гостиница «Интурист», ..., Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ..., Здание гидромелиоративного колледжа, ..., Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...) ..., не подлежат удовлетворению.
В порядке ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом положений действующих нормативных актов, в связи с необходимостью дополнительных временных и финансовых затрат на осуществление Облкомкультуры мероприятий по подготовке и утверждению охранных обязательств на объекты культурного наследия: Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ...; Здание гидромелиоративного колледжа, ...; Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...) ...; а также часть объекта Пожарная часть, «Общество «Труд», ..., и по установлению границ территории на объект культурного наследия Пожарная часть, «Общество «Труд», ..., суд считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений действующего законодательства об объектах культурного наследия до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Центрального района Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к комитету культуры Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об объектах культурного наследия – удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие комитета культуры Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований законодательства об объектах культурного наследия в части не установления границ территории объекта культурного наследия, расположенного на территории Центрального района г. Волгограда - Пожарная часть «Общество «Труд», ..., не подготовки и не утверждения охранных обязательств на объекты культурного наследия, расположенные на территории Центрального района г. Волгограда: Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ...; Здание Гидромелиоративного колледжа, ...; Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...) ...; а также части объекта культурного наследия Пожарная часть, «Общество «Труд», ....
Возложить на комитет культуры Волгоградской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и утвердить охранные обязательства на объекты культурного наследия, расположенные на территории Центрального района: Волгоградский государственный педагогический университет (главный корпус), ...; Здание гидромелиоративного колледжа, ...; Купеческий особняк (Музыкальная школа №... ДХШ №...) ...; а также часть объекта Пожарная часть, «Общество «Труд», ....
Возложить на комитет культуры Волгоградской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить границы территории на объект культурного наследия, расположенный на территории Центрального района - Пожарная часть, «Общество «Труд», ....
В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований прокурора Центрального района Волгограда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к комитету культуры Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанность устранить нарушения законодательства об объектах культурного наследия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Олейников
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...