Дело № 2- 2156/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2011 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Космачевой О.В.,
при секретаре Вороновой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова В.Г. к ГУ МЧС России по Смоленской области о взыскании недополученного пособия при увольнении, процентов,
установил:
Фролов В.Г. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Смоленской области о взыскании недополученного пособия при увольнении в сумме <данные изъяты> коп., процентов за несвоевременную выплату причитающихся денежных сумм в размере <данные изъяты> коп. в связи с его увольнением с должности главного специалиста отдела поиска и спасения на водах профессиональной аварийно-спасательной службы Смоленской области. В обоснование иска указал, что работал в ГУ МЧС России по Смоленской области, при его увольнении в связи с сокращением штата выходное пособие за февраль и март 2011 года (т.е. второй и третий месяц) ему не выплачено.
По делу в качестве соответчиков были привлечены Аппарат Администрации Смоленской области и Департамент бюджета и финансов Смоленской области.
Фролов В.Г. в судебном заседании требования о взыскании задолженности по выходному пособию поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. От исковых требований о взыскании процентов за несвоевременную выплату пособия отказался.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Смоленской области Фомин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, приведенным в представленных возражениях на иск (л.д. 15-19).
Представители соответчиков Аппарата Администрации Смоленской области Казаков А.А. и Департамента бюджета и финансов Смоленской области Казаков А.В. исковые требования не признали, пояснили, что в данном случае имеет место трудовой спор, источник финансирования занимаемой истцом должности правового значения для исполнения своих обязательств перед работником правового значения не имеет.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
По правилам ст.2 ТК РФ обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
На основании ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Этому праву корреспондирует обязанность работодателя выплачивать работнику в полном размере причитающуюся ему заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст.22 ТК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Судом установлено, что соглашением между Администрацией Смоленской области и МЧС Российской Федерации последнему передано осуществление части полномочий субъекта РФ в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах. Данное соглашение утверждено постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 года № 753 и распоряжением Администрации Смоленской области № 736-р/адм от 04.09.2007 года (л.д. 38-45).
Соглашением предусмотрено, что реализация переданных полномочий осуществляется ГУ МЧС России по Смоленской области за счета средств областного бюджета, при этом ГУ МЧС России по Смоленской области было наделено полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета в отношении ассигнований, выделенных для осуществления переданных полномочий (статьи 2-3). Срок действия Соглашения определен до ДД.ММ.ГГГГ (статья 5).
В целях реализации указанного Соглашения распоряжением Администрации Смоленской области № 288-р/адм от 06.03.2008 года финансирование расходов, связанных с осуществлением переданных ГУ МЧС России по Смоленской области полномочий, предусмотрено путем перечисления средств на лицевой счет ГУ МЧС, открытый в органах УФК по Смоленской области (п. 2.2) л.д. 46-47.
В рамках данного соглашения и в соответствии с указанным распоряжением Администрации Смоленской области (п. 4.2) в ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по Смоленской области утверждено штатное расписание ГУ МЧС России по Смоленской области по должностям работников, содержащихся за счет средств областного бюджета (всего 295 должностей), в том числе в структуре ГУ МЧС России по Смоленской области был сформирован отдела поиска и спасения на водах профессиональной аварийно-спасательной службы Смоленской области (л.д. 48-56).
В ДД.ММ.ГГГГ Губернатором Смоленской области в МЧС РФ направлен проект Соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах на 2011-2016 годы. (л.д. 58-71).
Утверждено указанное Соглашение …распоряжением Правительства РФ от 21.04.2011 года № 699-Р (л.д. 74).
В тот же день Постановлением Правительства РФ № 296 было признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 03.11.2007 года N 753, которым утверждено Соглашение о передаче друг другу полномочий, действовавшее на период 2008-2010 года (л.д. 72-73).
В целях реализации Соглашения на 2011-2016 годы распоряжением Администрации Смоленской области от 01.11.2020 года № 1537-р/адм создано Смоленской областное государственное учреждение «Пожарно-спасательный центр», при этом в целях сохранения кадрового потенциала создание Учреждения предполагалось осуществить за счет специалистов ГУ МЧС по Смоленской области (п.4 распоряжения). Структура и штаты Учреждения согласно его Уставу утверждается по согласованию с ГУ МЧС России по Смоленской области (п. 5.5). л.д. 74-96.
Все должности работников ГУ МЧС России по Смоленской области, содержащиеся за счет средств областного бюджета, были введены в штатное расписание СОГУ «Пожарно-спасательный центр», утвержденное приказом его руководителя от ДД.ММ.ГГГГ №, и согласовано с начальником ГУ МЧС России по Смоленской области (л.д. 86-96).
На основании приказа начальника ГУ МЧС России по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ Фролов В.Г. был принят на работу в Главное управление на должность главного специалиста, 14 разряда отдела поиска и спасения на водах профессиональной аварийно-спасательной службы Смоленской области (л.д. 23).
Приказом начальника ГУ МЧС России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с созданием СОГУ «Пожарно-спасательный центр» должности ГУ МЧС России по Смоленской области, содержащиеся за счет средств областного бюджета, с ДД.ММ.ГГГГ были сокращены.
ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника ГУ МЧС России по Смоленской области № истец был уволен по основаниям п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ (по сокращению численности работников организации (л.д. 16-17, 24-25).
Однако, до настоящего времени истцу не выплачено выходное пособие второй и третий месяц в связи с тем, что он не был трудоустроен, в подтверждение чего представлена справка СОГУ «Центр занятости населения города Смоленска» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30,36-37). Данное обстоятельства сторонами не оспаривается.
Таким образом, задолженность по выплате Фролову В.Г. предусмотренного ст.178 ТК РФ выходного пособия при увольнении составляет 32000 руб. 09 коп., что подтверждается справкой ГУ МЧС России по Смоленской области:, в том числе <данные изъяты>. (л.д. 30). Сумма выходного пособия истцом не оспаривается.
Как следует из пояснений представителя ГУ МЧС России по Смоленской области задолженность по выплате Фролову В.Г. выходного пособия образовалась по причине того, что Главное управление, являясь распорядителем и получателем бюджетных средств, в соответствии с нормами ст. 158,162 БК РФ вправе исполнять бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, обязан обеспечить адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Однако, согласно справке УФК по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету получателя средств областного бюджета, открытому ГУ МЧС России по Смоленской области, приходные и расходные операции с ДД.ММ.ГГГГ не осуществляются, остаток средств на счете отсутствует. (л.д. 102).
Между тем, обязанность работодателя по выплате работнику заработной платы и иных выплат, связанных с трудовой деятельностью, в силу положений ст. 22 ТК РФ является безусловной и не ставится в зависимость от источника финансирования этих выплат. Следовательно, причитающееся к выплате Фролову В.Г. пособие подлежат взысканию с работодателя - ГУ МЧС России по Смоленской области.
При этом вопросы бюджетных обязательств их участниками могут быть разрешены в рамках исполнения бюджета, в рамках межбюджетных отношений, в том числе и в регрессном порядке.
Неурегулированность данных вопросов между участниками межбюджетных отношений не может быть возложена на работника как неблагоприятное последствие.
В связи с чем требования Аппарату Администрации Смоленской области и Департаменту бюджета и финансов Смоленской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Главного управления МЧС России по Смоленской области в пользу Фролова В.Г. задолженность по выплате выходного пособия при увольнении за февраль и март 2011 года в сумме 32 000 руб. 09 коп.
В иске к Аппарату Администрации Смоленской области и Департаменту бюджета и финансов Смоленской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий подпись О.В.Космачева
Копия верна О.В. Космачева