Решение по делу № 2а-342/2017 ~ М-82/2017 от 17.01.2017

Дело № 2а-342/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«01» марта 2017 года                                г. Ейск

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                Сухановой А.В.,

при секретаре                             Пидченко О.С.,

с участием административного истца Чешуиной А.В.., ее представителя Павловой Л.А., представителя административного ответчика Спичак О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чешуина А.В. к Федеральной налоговой службе РФ МИ ФНС России № 2 по Краснодарскому краю, Федеральной налоговой службе Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю о признании незаконными и отмене решения Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Краснодарскому краю № 50919 от 07.10.2016 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Чешуина А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, обосновывая его тем, что решением Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 2000 руб., согласно п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы и п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации с учетом положений п.п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, доначислен налог в размере 308 851 руб., начислена пеня в сумме 45 371,5 руб., всего 356 222,5 рублей. Решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю № 22-14-1361 от 13.12.2016 апелляционная жалоба Чешуиной А.В. оставлена без удовлетворения, решение Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Краснодарскому краю № 50919 от 07.10.2016 оставлено без изменения.

Считает данные решения незаконным и необоснованным, поскольку в подтверждение обстоятельств административные ответчики ссылаются на п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с рассмотрением главы 23 Налогового кодекса РФ, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 21.10.2015 г. и требуют уплату налога на доход исходя из кадастровой стоимости недвижимости в размере 308851 рублей и пеню в сумме 45371,5 руб. Однако договор дарения заключен 05.12.2014 г., Чабаненко Ю.С. подарила Чешуиной А.В. 53/100 доли жилого дома, стоимость указанной доли согласована сторонами в размере 30000 рублей. Налоговая декларация была подана в МИФНС России № 2 по Краснодарскому краю, с указанием налоговой базы исходя из стоимости доли жилого дома определенной соглашением сторон, размер налога, подлежащий уплате составил 3900 руб., данная сумма уплачена в полном объеме.

Считает указание административного ответчика на занижение налоговой базы необоснованной, поскольку в силу ст. под. 7 п. 1,2 ст. 228 НК РФ при получении от физических лиц, доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения, гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет. Поскольку гл. 23 НК РФ прямо не предусматривает, какие данные о стоимости имущества гражданин обязан использовать при исчислении налога в случае получения имущества в дар, а также при отсутствии недостоверности официальных сведений об инвентарной стоимости имущества, достаточных оснований у налогового органа перерасчета налога не имеется.

Указывает что на территории Краснодарского края установлена единая дата применения порядка определения налоговой базы на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения только с 1 января 2017 г., а в обзоре практики рассмотрения судами дел связанных с применением главы 23 НК РФ на который ссылается административный ответчик указывается на официальные данные о кадастровой стоимости. Данные обстоятельства, по мнению административного истца указывают на незаконность исчисления налога на основании кадастровой стоимости, применительно в сделки совершенной в 2014 г., доводы административного ответчика сводятся к иному толкованию норм налогового законодательства.

Просит суд признать полностью незаконными и отменить решения Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Краснодарскому краю № 50919 от 07.10.2016 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю № 22-14-1361 от 13.12.2016 об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.

В судебном заседании административный истец Чешуина А.В. и ее представитель доводы административного иска поддержали, просили административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Спичак О.В. считает оспариваемые решения налогового органа законными и обоснованными, поскольку в соответствии с п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ от 21.10.2015 г. в целях обеспечения единообразных подходов по данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации определены правовые позиции, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения. К числу таких сведений об объектах налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости.

Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2014 составила 4539204,59, руб. исходя из данных сведений налоговым органом был исчислен налог с дохода, полученного по договору дарения, исходя из кадастровой стоимости полученного в дар имущества. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного ответчика Федеральной налоговой службы Управления ФНС РФ по <адрес> в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, не облагаются налогом, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев между лицами, которые не являются членами семьи и (или) близкими родственниками.

В соответствии с под. 7 п. 1, 2 ст. 228 НК РФ при получении от физических лиц, доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения, гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет.

Как установлено в судебном заседании, 05.12.2014 г. Чабаненко Ю.С. и Чешуина А.В. заключили договор дарения, согласно которому даритель подарил одаряемой 53/100 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, дар оценен сторонами в 30000 (тридцать тысяч) рублей (л.д. 13-14). Право собственности на вышеуказанную долю недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д. 15).

Административным истцом в налоговый орган была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц, в которой указана налоговая база исходя из стоимости доли жилого дома определенной соглашением сторон при принятии дара, размер налога, подлежащий уплате составил 3900 рублей, данная сумма уплачена в полном объеме (л.д. 16-17).

Межрайонной ИФНС России № 2 по Краснодарскому краю была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц Чешуиной А.В., по результатом которой составлен акт от 10.08.2016 № 42487 (л.д. 49-52) принято решение от 07.10.2016 № 50919 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в общей сумме 2000 рублей, согласно п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации и п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, доначислен налог в размере 308 851 руб., начислены пени в сумме 45371,5 руб., всего предложено уплатить сумму в размере 356222,5 руб. (л.д.40-43).

В отношении привлечения Чешуиной А.В. к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, доначислении налога в размере 308 851 руб., пени в сумме 45371,5 руб., суд находит решение налогового органа незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В вышеуказанном решении налоговый орган, руководствуется п.6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ от 21.10.2015 г., согласно которому в целях обеспечения единообразных подходов по данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации определены правовые позиции, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения. К числу таких сведений об объектах налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости.

Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2014 составила 4539204,59, руб., (л.д. 19) налоговым органом была исчислена стоимость 53/100 доли жилого дома равна 2405778,43 руб., налог составляет 312751 руб. Таким образом, налоговым органом был исчислен налог с дохода, полученного по договору дарения, исходя из кадастровой стоимости полученного в дар имущества.

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика об исчислении налога с дохода, полученного по договору дарения от 05.12.2014 г. исходя из кадастровой стоимости полученного в дар имущества.

В соответствии со ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В соответствии с Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" в случае утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Краснодарского края от 4 апреля 2016 г. N 3368-КЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.

В соответствии с п. 6 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации» утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 октября 2015 г. главой 23 НК РФ прямо не определено, на основании каких именно документально подтвержденных данных о стоимости имущества гражданин обязан исчислять налог в случае получения имущества в дар от другого физического лица. Поэтому в рассматриваемой ситуации надлежит исходить из положений пункта 3 статьи 54 Кодекса, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения. К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, полученные из органов технической инвентаризации, одной из целей определения которой является налогообложение физических лиц (пункт 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301).

В ситуации, когда не установлена недостоверность официальных сведений о стоимости имущества, на основании которых гражданином был исчислен и уплачен налог, достаточные основания для взыскания с него недоимки отсутствуют.

Налоговым органом на основании вышеуказанной позиции Верховного Суда Российской Федерации был исчислен налог с дохода, полученного по договору дарения от 05.12.2014 г. исходя из кадастровой стоимости полученного в дар имущества, на основании данных содержащихся в Кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.10.2016, согласно которой кадастровая стоимость объекта по состоянию на 01.01.2014 г., составляет 4539204, 59 руб. (л.д. 19). Однако в соответствии с графой 9 вышеуказанной справки, дата определения кадастровой стоимости отсутствует, сведения об указанных датах отсутствуют в реестре объектов недвижимости, и не являются сведениями государственного кадастра недвижимости, носят справочный характер, в связи с тем, что включение указанных сведений в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых внесена до 30 июня 2014 г., не предусмотрено действующим законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения Законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 июля 2016 г. N 03-05-04-01/40388 в соответствии с положениями статей 402 и 403 Налогового кодекса Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации, не перешедших к исчислению налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, налогообложение осуществляется по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Учитывая вышеизложенное, решение налогового органа об исчисление налоговой базы при дарении недвижимого имущества за 2014 г. исходя только из кадастровой стоимости, необоснованно, поскольку дата начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц установлена с 1 января 2017 г., таким образом, решения налоговых органов подлежат отмене.

Суд считает, что при исчислении налоговой базы в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества, налоговой орган должен был налогообложение осуществлять по инвентаризационной стоимости имущества, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

При таких обстоятельствах, поскольку административным ответчиков не были доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Чушуиной А.В. к налоговой ответственности в том числе не подтверждена правильность расчета сумм налоговой недоимки, пени и штрафов, исходя из кадастровой стоимости объекта, административное исковое заявление Чешуиной А.В. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 50919 ░░ 07.10.2016 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 22-14-1361 ░░ 13.12.2016 ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 06.03.2017 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2а-342/2017 ~ М-82/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чешуина Анастасия Васильевна
Ответчики
МИФНС России № 2 по КК
Управление ФНС России по КК
Суд
Ейский городской суд
Судья
Суханова Анастасия Витальевна
17.01.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
17.01.2017[Адм.] Передача материалов судье
18.01.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.01.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2017[Адм.] Судебное заседание
01.03.2017[Адм.] Судебное заседание
14.03.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее