№5-199/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 декабря 2018 года г.Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Свинкина М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП Российской Федерации, в отношении Администрации Медвежьегорского городского поселения,
у с т а н о в и л :
22.10.2018 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП Российской Федерации, по тем основаниям, что Администрация Медвежьегорского городского поселения при организации содержания муниципального жилого фонда и участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Медвежьегорского городского поселения на территории домовладения №9 по ул.Володарского г.Медвежьегорска допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В судебное заседание представитель Администрации Медвежьегорского городского поселения не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Ранее в судебном заседании допущенные нарушения не признал, пояснил, что в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, такое участие в пределах полномочий Администрацией осуществлено надлежащим образом. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязанность по вывозу твердых бытовых отходов возложена на регионального оператора по договору с управляющей организацией. График вывоза мусора определен по предложению регионального оператора. Генеральная схема рациональной системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза твердых бытовых отходов на территории Медвежьегорского городского поселения отменена в 2013 году на основании представления прокурора Медвежьегорского района.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах Гусева Е.С. полагала привлечение Администрации Медвежьегорского городского поселения к административной ответственности законным и обоснованным.
Заслушав представителя органа государственной власти, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП Российской Федерации нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения»).
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения»).
Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (пункт 3 статьи 23 Федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения»).
Пунктами 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
По результатам проведенного Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах 17.09.2018 осмотра установлено, что на территории домовладения №9 по ул.Володарского г.Медвежьегорска и на расстоянии не более 100 метров от него не выделена специальная площадка для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, открытая, с водонепроницаемым покрытием и ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, тем самым нарушены требования пунктов 2.2.1, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», пункта 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Доводы представителя Администрации Медвежьегорского городского поселения относительно того, что установка специальной площадки является обязанностью организации по обслуживанию жилищного фонда, судья отвергает, поскольку они не основаны на законе.
Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов. Данный нормативный акт не устанавливает обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда по оборудованию также площадки для размещения контейнеров.
В соответствии с приведенными нормами оборудование площадок для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями п. 8.2.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, входит в обязанности не управляющей организации, а органа местного самоуправления.
По результатам проведенного Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах 17.09.2018 осмотра установлено, что на месте выгребной ямы (помойницы), предназначенной для сбора жидких бытовых отходов от домовладения №9 по ул.Володарского в г.Медвежьегорске, образована свалка мусора, состоящая в том числе из твердых бытовых отходов; обезвреживание твердых бытовых отходов в данном случае не производится на специально отведенных участках (полигонах), бытовые отходы, в том числе твердые, находятся на территории селитебной зоны г.Медвежьегорска, созданы условия их разложения и загнивания, тем самым допущено нарушение пунктов 2.2.1, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов».
Доводы представителя Администрации Медвежьегорского городского поселения относительно того, что указанная обязанность должна быть выполнена региональным оператором судья отвергает, поскольку указанная несанкционированная свалка, как следует из показаний свидетеля Карху А.С., являющегося жителем дома №9 по ул.Володарского г.Медвежьегорска, данных в судебном заседании 13.11.2018, образовалась на этом месте еще в 2003 году, летом стоит запах гниющих бытовых отходов, жители неоднократно жаловались в различные организации, однако результата это не дало.
Из представленного технического паспорта домовладения №9 по ул.Володарского г.Медвежьегорска следует, что в указанном месте место для сбора твердых бытовых отходов не предусмотрено.
Кадастровый учет в отношении земельного участка под домом №9 по ул.Володарского г.Медвежьегорска не проведен, право собственности на него не разграничено.
По результатам проведенного Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах 17.09.2018 осмотра установлено, что от домовладений по ул.Володарского в г.Медвежьегорске не организован ежедневный вывоз твердых бытовых отходов (при температуре воздуха свыше +5 градусов по С): согласованный Администрацией Медвежьегорского городского поселения график вывоза твердых бытовых отходов предусматривает вывоз бытовых отходов 2 раза в неделю (по вторникам и пятницам), тем самым нарушены требования пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов».
Доводы представителя Администрации Медвежьегорского городского поселения относительно того, что Администрация Медвежьегорского городского поселения является ненадлежащим субъектом правонарушения, опровергается утвержденным Администрацией Медвежьегорского городского поселения графиком сбора твердых коммунальных отходов, которым предусмотрен вывоз мусора от домовладений по ул.Володарского два раза в неделю (8.30 во вторник и пятницу).
Кроме того, Администрации Медвежьегорского городского поселения вменяется, что ею в нарушение пункта 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» не разработана генеральная схема или другая определенного вида схема рациональной системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза твердых бытовых отходов на территории Медвежьегорского городского поселения, данная схема по Медвежьегорскому городскому поселению отсутствует. В протоколе об административном правонарушении указано, что данное нарушение выявлено 07.09.2018.
В силу части 5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Отсутствие генеральной схемы очистки г.Медвежьегорска или другой определенного вида схемы, предусматривающей рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов было выявлено Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах 24.11.2016, за данное нарушение Администрация Медвежьегорского городского поселения была привлечена к административной ответственности постановлением судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 26.12.2016, принятым по делу №5-112/2016.
Аналогичное нарушение вменено Администрации Медвежьегорского городского поселения протоколами об административном правонарушении от 22.10.2018 и от 08.11.2018.
Повторное вменение одного и того же нарушения судья полагает недопустимым, в связи с чем оснований для привлечения Администрации Медвежьегорского городского поселения за данное нарушение не имеется.
В силу статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по выполнению требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разработке и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; обеспечению безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, предусмотрены вышеназванной статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Доказательств объективной невозможности соблюдения Администрации Медвежьегорского городского поселения санитарно-эпидемиологических требований в материалах дела не имеется, какие-либо иные обстоятельства, исключающие ее вину в совершении вменяемого правонарушения, судьей не установлены.
Действия Администрации Медвежьегорского городского поселения судья квалифицирует по статье 6.3 КоАП Российской Федерации как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания юридическому лицу судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным с учетом обстоятельств дела и степени общественной опасности правонарушения судья не усматривает, поскольку затронуты права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, со стороны Администрации Медвежьегорского городского поселения не представлено доказательств принятия всех зависящих мер по недопущению выявленного нарушения.
Принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного правонарушения, его тяжесть и общественную опасность, обстоятельства, влияющие на меру ответственности, судья считает необходимым назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном статьей 6.3 КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП Российской Федерации, судья
п о с т а н о в и л :
Администрацию Медвежьегорского городского поселения признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП Российской Федерации, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Штраф перечислять по следующим реквизитам:
УИН 14104100002300022405
Плательщик: Администрация Медвежьегорского городского поселения
ИНН 1003100238 КПП 101301001
ОГРН 1051002568341
Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030)
ИНН 1001048857
р/с 40101810600000010006 отделение НБ Республики Карелия г.Петрозаводск КПП 100101001 ОКТМО 86624000 БИК 048602001, код 14111628000016000140
Разъяснить, что сумма штрафа должна быть уплачена лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить право лица, обязанного уплатить административный штраф, обратиться к судье с заявлением о предоставлении отсрочки уплаты штрафа на срок до одного месяца либо о рассрочке уплаты штрафа на срок до трех месяцев при наличии обстоятельств невозможности уплаты штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2018 года