дело № 21-70/2022
РЕШЕНИЕ
22 февраля 2022 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Гришине К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Анисимова О.И. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 июля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 21 июля 2021 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 октября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург» (далее – ООО «Газпромнефть-Оренбург», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Анисимов О.И. просит об отмене вынесенных актов. В обоснование жалобы указывает, что судьей районного суда допущены нарушения норм материального и процессуального права, поскольку мотивировочная часть содержит неполные и недостоверные сведения, не дана оценка доказательствам по делу. Согласно результатам расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе приземные концентрации загрязняющих веществ на границе предприятия не превышают 0,1 ПДК, поэтому таблицы 2.1 и 2.2 заполнены не были. Общество не скрывало информацию о количестве источников и величине выброса, что подтверждается представленной декларацией за негативное воздействие на окружающую среду. Полагает возможным применить ст. 2.9 КоАП РФ или снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 20000 рублей.
В возражениях, должностное лицо, вынесшее постановление – государственный инспектор ФИО3 полагает, что постановление и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле: законный представитель ООО «Газпромнефть-Оренбург», защитник Анисимов О.И., надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились. Ходатайств об отложении не заявлено, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и возражений, заслушав пояснения защитников Клетушкина А.С. и Бесаевой К.В., поддержавших доводы жалобы, допросив государственного инспектора ФИО3, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ административным правонарушением является сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.5.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом
В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года № 74, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, предоставляют отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в период с 24 мая по 21 июня 2021 года проведена плановая выездная проверка юридического лица (приказ от 30 апреля 2021 года №-П о проведении проверки получен Обществом 30 апреля 2021 года).
В ходе проверки установлено, что основными видами деятельности Общества являются: разработка и эксплуатация нефтегазоконденсатных месторождений; добыча и подготовка сырой нефти и нефтяного (попутного) газа; оптовая торговля жидким и газообразным топливом.
У Общества имеется объект добычи нефти и газа, расположенный на территории Новосамарского месторождения.
Объект добычи нефти и газа, расположенный на территории Новосамарского месторождения ООО «Газпромнефть-Оренбург» поставлен на государственный учет в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) 6 февраля 2018 года (свидетельство о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № № от 6 февраля 2018 года).
Лицензия на пользования недрами ОРБ № НЭ Новосамарского лицензионного участка, предоставлена для разведки и добычи полезных ископаемых в Сорочинском районе Оренбургской области.
До 14 марта 2021 года для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения, действовал разработанный в 2018 году проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ).
Согласно проведенной инвентаризации, предприятием на промышленной площадке эксплуатируются 15 источников выбросов, 1 из которых - организованный, 14 - неорганизованные.
23 июля 2018 года управлением Росприроднадзора по Оренбургской области для объекта добычи нефти и газа выдано разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух №. Срок действия разрешения с 23 июля 2018 года до 22 июля 2020 года. Объем утвержденных нормативов выбросов вредных веществ по предприятию на существующее положение и перспективу составил: на 2018 год – 5,298 т/г; на 2019 год – 5,957 т/г; на 2020 год – 5,957 т/г.
Согласно Письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 7 октября 2020 года № РН-09-03-32/33402 о продлении действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов I и II категории, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ № продлено до 31 декабря 2021 года.
В 2020 году для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения ООО «Газпромнефть-Оренбург» разработан новый проект нормативов ПДВ.
По результатам проведенной инвентаризации выявлено, что общее число источников выбросов загрязняющих веществ на существующее положение составляет 22 единицы, в том числе 8 организованных, 14 неорганизованных; на 2021 год - 24 источника, из них 8 организованных, 16 неорганизованных.
Согласно сведениям, представленным в государственном реестре учёта объектов негативного воздействия на окружающую среду (актуализация учетных сведений проведена 17 июня 2021 года), на объекте добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения Общества находятся 22 стационарных источника выбросов загрязняющих веществ, валовый выброс по объекту составляет 13,23 т.г.
25 апреля 2021 года Управлением Росприроднадзора ООО «Газпромнефть-Оренбург» для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух №. Срок действия разрешения - с 15 марта 2021 года до 31 декабря 2024 года. Объем утвержденных нормативов выбросов вредных веществ по предприятию на существующее положение и перспективу составил: на 2021 год – 14,064 т/г; на 2022 год – 17,614 т/г; на 2023 год – 21,163 т/г; на 2024 год – 24,712 т/г.
Согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух), представленной Обществом, в 2020 году источниками для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения в атмосферный воздух выброшено 10,997 т. загрязняющих веществ, в том числе: - летучие органические соединения (ЛОС) - 10,983 т.; - прочие газообразные и жидкие - 0,014 т.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год источниками для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения, осуществлены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включенных в разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №, в количестве 5,484 т., из них 2,662 т. выброшено сверх установленных разрешением нормативов.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду составила 70166,99 руб., из которых: 69923,75 руб. - сверх ВРВ, ВДВ ТН.
Таким образом, в 2018 году программой производственного экологического контроля (ПЭК) предусматривалось, что в результате проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на площадке № Новосамарского месторождения установлено 15 источников выбросов загрязняющих веществ, из них 14 неорганизованных и 1 организованный. Выявлено 7 наименований загрязняющих веществ. Валовый выброс загрязняющих веществ в целом по предприятию составил - 5,957 т/год.
По результатам проведенной инвентаризации в 2020 году выявлено, что общее число источников выбросов загрязняющих веществ на существующее положение составляет 22 единицы, в том числе 8 организованных, валовый выброс по объекту составил 12,8 т/год (без учета резервных источников НВОС).
Таким образом, по результатам проверки должностным лицом выявлены следующие нарушения:
- программа производственного экологического контроля Обществом для объектов Новосамарского месторождения в период с 24 мая 2020 года по 1 июня 2021 года не скорректирована с учетом изменения технологического процесса, замены технологического оборудования, изменения объема выбросов загрязняющих веществ, а именно: изменением объема выбросов загрязняющих веществ с 5,957 т/год до 12,8 т/год (114 %);
- в нарушение требований ч. 3 ст. 16.4, ч. ч. 7, 8 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года № 74 отчет Общества об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения за 2020 года (представлен в Управление Росприроднадзора 24 марта 2021 года) содержит недостоверные сведения в разделе 2 (отсутствуют сведения об организованных источниках загрязнения атмосферы на объекте Новосамарского месторождения, что привело к отсутствию таблиц 2.1 и 2.2).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Газпромнефть-Оренбург» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу на постановление должностного лица от 21 июля 2021 года, судья районного суда пришел к выводу об оставлении вынесенного акта без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Фактические обстоятельства совершения Обществом вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 30 апреля 2021 года; актом проверки от 24 июня 2021 года; протоколом об административном правонарушении от 24 июня 20121 года; отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год; свидетельством об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду о 17 июня 2021 года: разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № и другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Не оспаривая тот факт, что программа производственного экологического контроля Обществом для объектов Новосамарского месторождения не скорректирована, защитник ссылается на то, что отчет Общества об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения, за 2020 года представлен в полном объеме. Указывает на то, что оснований для заполнения таблиц 2.1 и 2.2 не имелось, поскольку согласно результатам расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе приземные концентрации загрязняющих веществ на границе предприятия не превышают 0,1 ПДК.
Доводы защитника заслуживают внимание.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена приказом Минприроды России от 14 июня 2018 года № 261. Раздел 2 данной формы содержит результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха. В таблице 2.1 указывается перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов; в таблице 2.2 – результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктами 6 и 7 Приказа Минприроды России от 16 октября 2018 года № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», таблицы 2.1 и 2.2 предполагается к заполнению респондентов в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение контроля стационарных источников выбросов.
Пунктом 9.1.1 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее – Требования) предусмотрено, что в план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.
Согласно п. 9.1.2 Требований в план-график контроля включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе территории объекта.
Для выявления таких источников следует по результатам инвентаризации провести расчет рассеивания по каждому источнику выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В случае, если источники, выбрасывающие маркерные вещества, по результатам расчетов рассеивания создают на границе территории предприятия максимальные приземные концентрации, не превышающие 0,1 ПДК, такие источники не включаются в план-график контроля. В случае, если на источнике выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух только одно загрязняющее вещество из выбрасываемых равно или превышает 0,1 ПДК, то контроль проводится только по этому веществу.
В случае, если выбросы загрязняющих веществ от источника по веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (перечень данных веществ утвержден распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р), а также маркерным веществам превышают 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия, дынный источник выброса и выбрасываемые им загрязняющие вещества необходимо включить в План-график контроля.
Как следует из материалов дела, на всем протяжении производства по делу защитником указывалось на то, что у Общества на объекте добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения, отсутствуют источники, выброс от которых по результатам рассеивания превышает 0,1 ПДКмр.
Между тем ни акт проверки, ни протокол об административном правонарушении не содержит сведений о том, в чем выразилось обвинение, в части незаполнения Обществом в отчете таблиц 2.1 и 2.2.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть изложено событие административного правонарушения, то есть в чем конкретно выразилось нарушение. В протоколе об административном правонарушении не указаны какие именно источники и по каким загрязняющим веществам не были указаны Обществом в отчете в таблицах 2.1 и 2.2. Данные обстоятельства не смог пояснить в судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление – государственный инспектор ФИО3
При этом суд учитывает, что источники по веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (диоксид азота, серы диоксид, сероводород, углерод оксид, метан, смесь предельных углеводородов СН4-С5Н12) включены Обществом в план-график контроля. Сведения о перечне загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, а также результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха представлены в отчете в таблицах 2.3 и 2.4 (л.д. 107-108 административного материала) и в этой части нарушений требований законодательства должностным лицом установлены не были.
Таким образом, полагаю, что событие административного правонарушения в этой части в протоколе об административном правонарушении, не описано, а потому оно подлежит исключению из обвинения.
Кроме того, при назначении Обществу административного наказания должностным лицом учтены наличие смягчающих (ранее за аналогичное правонарушение ООО «Газпромнефть-Оренбург» к административной ответственности не привлекалось) и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Санкция ст. 8.5 КоАП РФ влечет на юридических лиц наложение административного штрафа от 20 тысяч до 80 тысяч рублей.
С учетом исключения объема обвинения, а также имущественного положения юридического лица, прихожу к выводу о наличии оснований для снижения назначенного общества наказания в виде административного штрафа до 20 000 рублей.
Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения, является несостоятельным.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 года № 248-О-О, из ст. 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В рассматриваемом случае из материалов дела указанную совокупность обстоятельств должностное лицо и судья первой инстанции не усмотрели. Учитывая характер совершенного правонарушения и роль Общества, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Состав административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий, либо вреда, в связи с чем, довод жалобы об отсутствии доказательств причинения вреда окружающей среде и наступления каких-либо вредных последствий не влечет отмену оспариваемых актов.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника Анисимова О.И. удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 июля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Оренбург» изменить:
- исключить из обвинения указание на предоставление Обществом отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля для объекта добычи нефти и газа, расположенного на территории Новосамарского месторождения, за 2020 года содержащего недостоверные сведения в разделе 2 (отсутствуют сведения об организованных источниках загрязнения атмосферы на объекте Новосамарского месторождения, что привело к отсутствию таблиц 2.1 и 2.2);
- снизить назначенное юридическому лицу наказание в виде административного штрафа до 20 000 рублей.
В остальной части постановление должностного лица от 21 июля 2021 года и решение судьи районного суда от 20 октября 2021 года оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина