Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2016 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при секретаре судебного заседания Кондратенко А.А., с участием адвоката Чаленко Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столяровой Е. Н. к Администрации ... муниципального района ... области, Министерству строительного комплекса ... области о признании постановления незаконным, обязании восстановить семью в числе участников государственной программы с даты первоначального признания участниками, обязании включить в список молодых семей-участников государственной программы, обязании внести семью в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат
У С Т А Н О В И Л:
Истец, обратилась в суд с иском уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просит признать незаконным постановление Администрации ... муниципального района ... области № от (дата), обязать Администрацию ... муниципального района ... области восстановить молодую семью, состоящую из супругов Столяровой Е.Е., Столярова Г.А., Столяров М., Столяров М., в числе участников государственной программы ... области «...» подпрограммы «...» федеральной целевой программы «...» на (дата) годы с даты первоначального признания участниками, то есть с (дата) года. Включить указанную молодую семью в список молодых семей – участников государственной программы ... области «...», изъявивших желание получить социальную выплату в (дата) году. Обязать Министерство строительного комплекса ... области внести семью Столяровых в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в ... год.
Требования мотивированы тем, что постановлением Главы Рузского муниципального района ... области № от (дата) семья истца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «...» государственной программы ... области «...» на (дата) гг. С (дата) года по (дата) год Администрацией ... муниципального района ... области, семье истца, в соответствии с данной программой, не были предоставлены социальные выплаты для приобретения жилья, кроме того не была предоставлена никакая информация по исключению их из программы. В (дата) году Администрация вновь запросила документы в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства ... области от (дата) №. И в соответствии с предоставленными истцом документами Администрация ... муниципального района ... области вновь вынесла постановление № от (дата) о внесении семьи истца в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату. На момент признания семьи истца нуждающейся в получении данной выплаты с (дата) года истцу было ... лет, мужу истицы было ... лет. На момент вынесения постановления Администрацией № от (дата) истице было 32 года, мужу 34 года. В сентябре (дата) года специалист Администрации по телефону сообщил об исключении семьи из программы, на основании достижения мужа истицы предельного возраста. Постановлением ... муниципального района ... области № от (дата). семью исключили из состава участников подпрограммы «...» государственной программы ... области «...» по следующим основаниям: 1. Намеренное ухудшение жилищных условий. 2. Достижение предельного возраста. Данное постановление считаем незаконным и необоснованным в связи с тем, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлениям Правительства ... области от (дата) № возраст каждого из супругов на день приятия решения о включении семьи в список нуждающихся, истице и её супругу не было ... лет. Ухудшения жилищных условий на момент вынесения постановления Администрацией от (дата) так же не было выявлено. На сегодняшний день условия жизни истца не изменились, семья состоит из четырех человек, имеет двух разнополых детей, проживает в однокомнатной квартире общей площадью ... кв.м., что подтверждает право семьи истца на получение дополнительной площади по основаниям, установленным законодательством РФ.
Представитель истца на исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ... муниципального района ... области с иском не согласен, считает иск необоснованным и незаконным, просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика Министерства строительного комплекса МО в судебное заседание не явился, просил судебное заседание провести в его отсутствие, с иском не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо Столяров Г.А. иск поддерживает.
Выслушав стороны, проверив и изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; Постановлением Правительства Российской Федерации от 13мая 2006года №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17декабря 2010года №1050 о федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015годы» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015годы». Данная программа также включала в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и правила реализации подпрограммы.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Аналогичные положения содержатся в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 года № 655/34 (пункт 5).
В силу части2 статьи51 ЖКРФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт6 части1 статьи56 ЖКРФ).
В соответствии со статьи53 ЖКРФ, предусматривающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Аналогичное положение содержится в статье 1.1 Закона Московской области № 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
По делу установлено, что Постановлением Главы ... муниципального района ... области от (дата). № семья Столяровой Е.Н. ( состав семьи ... человека) были признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий и включены в книгу регистрации молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «...» областной целевой программы «...» на (дата) годы.
Право семьи истца на получение субсидии в указанные годы не было реализовано, поскольку выделенные из бюджета денежные средства были распределены и субсидии предоставлены другим молодым семьям в порядке очередности, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства..
Постановлением руководителя ... муниципального района ... области от (дата). № в соответствии с федеральной целевой программой «...» на (дата) года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.08 2013г. №655/34, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012г. №1064/32, семья истца (состав семьи 4 человека) включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015г. на 2015г..
Постановлением руководителя ... муниципального района ... области от (дата). № семья истца (состав семьи ... человека) исключена из состава участников подпрограммы «...» государственной программы «...» в связи с достижением возраста ... лет Столяровым Г.А., намеренным ухудшением жилищных условий (ст.53 ЖК РФ).
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Согласно представленным в дело доказательствам и материалам учетного жилищного дела Столяровой Е.Н. на момент принятия решения о признании молодой семьи истца в качестве нуждающихся в жилых помещениях семья истца в составе ...-х человек (она, супруг Столяров Г.А., дочь Столярова М. (дата) года рождения) проживали и были зарегистрированы в квартире по адресу (адрес).
Вышеуказанная квартира принадлежит на праве долевой собственности (доля в праве по ...) Григорьевой Н. С. (матери истца) и Григорьевой Н.С. (сестре истца), которые также зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении. Согласно материалам дела (свидетельств о государственной регистрации права от (дата).) общая площадь квартиры, расположенной по адресу (адрес) составляет ... кв.м..
Кроме того, Столяровой Е.Н. принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 32,8 кв.м., расположенная по адресу (адрес), что подтверждается договором купли-продажи квартиры от (дата) и свидетельством о государственной регистрации права от (дата)..
В квартире по адресу (адрес), семья истца из ...-х человек зарегистрированы только с (дата) года, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с Решением Совета депутатов Рузского муниципального района Московской области « О нормах и условиях предоставления муниципального жилья по договору социального найма» от 29.03.2005г. №73/12 учетная норма площади для принятия на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий составляла в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, на момент постановки семьи истца на учет в качестве нуждающихся обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Столяровой Е.Н. была более учетной нормы (53,20кв.м./5х3=31,92 кв.м.; 31,92 кв.м. +32,8кв.м.=64,72 кв.м./3 человека=21,57 кв.м.)
(дата)г. у истицы родился сын- Столяров М.. Семья истицы (из ...-х человек с учетом сына, который проживал также по адресу родителей) была обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Столяровой Е.Н. более учетной нормы (53,20кв.м./6х4=35,46 кв.м.; 35,46 кв.м. +32,8кв.м.=68,26 кв.м./4 человека=17,06 кв.м.)
Установлено, что семья Столяровых Е.Н. стала обеспечена общей площадью жилого помещения на каждого члена молодой семьи менее учетной нормы только после регистрации семьи в составе ...-х человек (истец, муж, дочь,сын) в квартире, расположенной по адресу: (адрес) (дата)
Суд, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, учитывая, что вопрос признания семьи Столяровой Е.Н. нуждающейся в жилых помещениях Администрацией ... района ... области был рассмотрен в нарушении требований ст.51 ЖК РФ и п.6 Правил,с учетом действий истца по регистрации, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы, суд приходит к выводу о правомерном исключении семьи истца из числа участников Подпрограммы на основании п.6 ч.2 ст.56 ЖК РФ, п.14 Правил. Установлено и не оспорено истцом, что до регистрации в жилое помещение по адресу (адрес), семья заявителей имела обеспеченность общей площадью жилых помещений более установленной учетной нормы. Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о намеренном ухудшении жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После чего и с учетом определения размера субсидии, предоставляемых бюджету субъектов Российской Федерации на планируемый (текущий) год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 22).
Из указанных норм следует, что списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, или иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 18 указанных Правил несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы.
Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285, в соответствии с пунктом 5 которых участником Подпрограммы могла быть молодая семья, возраст каждого из супругов в которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В настоящее время предоставление мер социальной поддержки для обеспечения жильем молодых семей на территории Рузского района Московской области осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020гг.», включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, подпрограммой «обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 №655/34.
В соответствии с Правилами федеральной подпрограммы (п.20) орган местного самоуправления для участия в подпрограмме до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта РФ формирует и утверждает сводный список молодых семей –участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, который представляет государственному заказчику программы. На основании сводного списка и с учетом объема предоставляемых в установленном порядке субсидий орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей –претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Суд учитывает, что возраст супруга истца-Столярова Г.А. ((дата) года рождения) превышает, установленный п.6 Федеральных Правил подпрограммы и п.3 Правил - 35 лет, то есть на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году, семья истца не соответствовала указанным выше требованиям, в связи с достижением Столяровым Г. 36летнего возраста, семья истца перестала соответствовать требованиям, предъявляемым к претендентам для участия в подпрограмме на 2011-2015г., что также послужило основанием не включения семьи в список претендентов.
Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья"
Таким образом, семья Столяровой Е.Н. обоснованно не включена в список претендентов на получение субсидий в рамках вышеназванной Подпрограммы в планируемом году.
На основании вышеизложенного, не основанным на законе является довод истцов о том, что молодая семья должна соответствовать требованиям для признания ее участницей подпрограммы лишь на момент первоначального принятия решения о включении в состав участников подпрограммы, поскольку законодательство РФ предусматривает порядок ежегодного формирования списка участников подпрограммы на получение социальной выплаты в планируемом году, то есть ключевым моментом является возраст на момент принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Суд, проанализировав представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, с учетом вышеизложенных норм закона и обстоятельств дела, приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял решение об исключении из льготного списка на участие в подпрограмме семьи истцов, так как данная семья перестала отвечать предусмотренным условиям, что возраст участников подпрограммы в планируемом году не превышает 35 лет.
Суд, отказывая истцам в удовлетворении требований о признании решения незаконным, обязании включить семью в новую подпрограмму не усматривает правовых оснований для удовлетворения требования истцов о включении их в сводно-учетный список молодых семей, подавших заявления для участия в подпрограмме в той же хронологической последовательности, в какой находились ранее на учете.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Столяровой Е. Н. к Администрации ... муниципального района ... области, Министерству строительного комплекса ... области о признании постановления незаконным, обязании восстановить семью в числе участников государственной программы с даты первоначального признания участниками, обязании включить в список молодых семей-участников государственной программы, обязании внести семью в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Рузский районный суд в течение месяца.
Решение изготовлено в окончательной форме 01 апреля 2016 года.
Судья Н.Ю.Ануфриева