Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-23/2022 от 10.01.2022

Судья Дульцева Ю.А. № 21-23/2022

(№ 12-1604/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., при секретаре Калинкович И.С., рассмотрев 19 января 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Любови Ивановны на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2021 года, вынесенное в отношении должностного лица главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" – руководителя администрации Хозяиновой Натальи Семёновны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением исполняющей обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Л.И. № 07-21-21/11-2021 от 27 августа 2021 года должностное лицо глава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" – руководитель администрации Хозяинова Н.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2021 года приведенное постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" – руководителя администрации Хозяиновой Н.С. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Честнова Л.И. просит отменить состоявшееся по делу решение суда и оставить в силе постановление должностного лица административного органа, указывая на наличие в действиях Хозяиновой Н.С. события и состава вмененного правонарушения.

Представители должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, Честновой Л.И. – ФИО13. в судебном заседании Верховного Суда Республики Коми доводы жалобы поддержали.

Защитник Хозяиновой Н.С. – ФИО14 просила в удовлетворении жалобы отказать, полагая решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, прихожу к следующему выводу.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.

Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Пунктом 3 части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Как следует из материалов дела, старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной     сфере Управления Федерального казначейства по Республике Коми Никитиным Р.В. в отношении должностного лица – главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" – руководителя администрации Хозяиновой Н.С. 02 августа 2021 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении <Номер обезличен> усматривается, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило ненадлежащее исполнение Хозяиновой Н.С. своих должностных (служебных) обязанностей, выразившееся в нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации, регулирующегро условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В ходе проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» выявлен факт нарушения муниципалитетом условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии.

В целях реализации мероприятий Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 31.10.2019 N 520, в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» между Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в лице главы муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - руководителя администрации Хозяиновой Н.С. заключено соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» <Дата обезличена> (далее - соглашение) на поддержку муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды (с учетом дополнительных соглашений <Дата обезличена>).

Согласно условиям соглашения администрация муниципального образования городского округа обязуется обеспечивать достижение значения(ий) результата(ов) регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 (пункт 4.3.3 соглашения), а также обеспечивать достижение показателей результатов приведенных в приложении № 5 (подпункт «а» пункт 6.1.2 соглашения).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения).

По состоянию на 01 января 2021 года администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» за 2020 год не достигнут обозначенный соглашением показатель результативности в количестве 1 единицы, а именно: общественная территория, подлежащая благоустройству за счет средств субсидий республиканского бюджета Республики Коми с софинансированием из федерального бюджета, скейт-площадка по адресу: <Адрес обезличен> не введена в эксплуатацию.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Хозяиновой Н.С. на основании постановления исполняющего обязанности руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Л.И. № 07-21-21/11-2021 от 27 августа 2021 года к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда исходил из того, что невыполнение соглашения о предоставлении субсидий в части достижения его показателей результативности не обусловлено действиями/бездействиями должностного лица администрации.

Полагаю выводы судьи городского суда обоснованными в силу следующего.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из указанных задач, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Положениями частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу требований статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Отсутствие вины является одним из обстоятельств, исключающих возможность привлечения лица к административной ответственности ввиду отсутствия одного из элементов состава административного правонарушения – субъективной стороны.

В указанном случае событием административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, будет выступать нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми утверждены Постановлением Правительства Республики Коми от 06.09.2019 N 422 «Об утверждении Правил формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми» (далее - Правила).

Подпунктом «д» пункта 4 указанных Правил предусмотрено, что результаты использования субсидий представляют собой конечные результаты исполнения расходного обязательства муниципального образования и должны быть конкретными и измеримыми.

Результаты использования субсидий, предоставляемых в целях достижения результатов региональных проектов, должны соответствовать результатам региональных проектов или контрольным точкам результатов региональных проектов.

Результаты использования субсидий, представляемых в целях реализации мероприятий государственных программ Республики Коми, не относящиеся к региональным проектам, должны соответствовать показателям (индикаторам) государственных программ Республики Коми и их структурным элементам (при наличии таких показателей (индикаторов) в указанных программах).

В соответствии с пунктом 10 Правил соглашение должно содержать, в числе иного: значения результатов использования субсидии, которые должны соответствовать: значениям результатов региональных проектов или контрольным точкам результатов региональных проектов в случаях предоставления субсидий в целях достижения результатов региональных проектов; значениям показателей (индикаторов) государственных программ Республики Коми и их структурных элементов (при наличии значений таких показателей (индикаторов) в указанных программах) в случае предоставления субсидий на реализацию мероприятий государственных программ, не относящихся к региональным проектам (подпункт «в»); обязательство муниципального образования по достижению результатов использования субсидий (подпункт «г»); сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета источником финансового обеспечения которых является субсидия, отчетности о достижении результатов использования субсидии и об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, соответствующие срокам и порядку представления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий, а также в случае предоставления субсидии на софинансирование строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках реализации региональных проектов обязательство муниципального образования по предоставлению главным распорядителям средств республиканского бюджета отчетной информации, сведений и иных документов в порядке, определенном правилами предоставления субсидии (подпункт «м»).

Объективную сторону правонарушения составляет нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Как указано выше, согласно результатам проверки, не достигнут обозначенный соглашением показатель результативности за 2020 год в количестве 1 единицы – скейт-площадка по адресу: <Адрес обезличен>.

Хозяиновой Н.С. приведены доводы о том, что муниципалитетом были приняты все зависящие от них меры по недопущению совершения правонарушения. Не достижение показателя результативности за 2020 год обусловлено недобросовестностью подрядчиков.

Приходя к выводу об отсутствии в действиях Хозяиновой Н.С. состава административного правонарушения, судья первой инстанции руководствовался тем, что с целью выполнения обязательств по соглашению <Номер обезличен> установки скейт-площадки руководителем администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в 2020 году предпринимались все возможные меры, а именно: проводился аукцион от 09 июня 2020 года, по результатам которого был определен победитель (ФИО15.), с которым <Дата обезличена> заключен муниципальный контракт <Номер обезличен> со сроком исполнения до 20 июля 2020 года, в последующем муниципальный контракт с данным победителем был расторгнут в связи с невыполнением работ к установленному сроку; проводился аукцион от 21 сентября 2020 года, который не состоялся по причине отсутствия заявок; проводился аукцион от 14 октября 2020 года, по результатам которого был определен победитель (ФИО16.). С указанным победителем <Дата обезличена> заключен муниципальный контракт сроком исполнения обязательств до 15 декабря 2020 года. По итогам выполнения контракта работы у подрядчика не приняты в связи с несоответствием изготовленной скейт-площадки условиям муниципального контракта, муниципальным заказчиком проведен комплекс мер, направленный на понуждение подрядчика к исполнению обязательств по контракту, устранение рисков использования оборудования, при эксплуатации которого создавалась бы угроза жизни и здоровью граждан.

Полагаю выводы судьи городского суда правильными, поскольку в материалах дела имеются достаточные, достоверные и допустимые доказательства, подтверждающие, что в силу объективных причин глава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" – руководитель администрации Хозяинова Н.С. не имела реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на неё обязанностей, предприняла все зависящие от неё меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Проверка законности и обоснованности постановления суда первой инстанции показала, что выводы судьи основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица Управления Федерального казначейства по Республике Коми о том, что на 01 января 2021 года целевой показатель результативности, утвержденный соглашением с администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар», не достигнут по вине главы администрации, является ошибочным и основан на формальном толковании обстоятельств выявленного правонарушения.

Доводы жалобы, сводящиеся к переоценке доказательств, не опровергают выводов суда, сделанных с соблюдением процессуальных требований на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных материалов. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не является. Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Л.И не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" – руководителя администрации Хозяиновой Натальи Семёновны, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Любови Ивановны - без удовлетворения.

Судья -                       Н.Ю.Санжаровская

21-23/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Хозяинова Наталья Семеновна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Санжаровская Н.Ю.
Статьи

ст.15.15.3 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
10.01.2022Материалы переданы в производство судье
19.01.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее