Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1023/2012 ~ М-865/2012 от 24.04.2012

Дело № 2-1023/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 июня 2012 года г.Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Сюремовой Н.Н.,

с участием помощника прокурора Федосеева А.Н.,

представителя ответчика главы Соколовского сельского поселения – Миненко К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Соколовского сельского поселения о возложении обязанности по постановке артезианской скважины на учет как бесхозяйной,

УСТАНОВИЛ:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Соколовского сельского поселения о возложении обязанности по постановке артезианской скважины на учет в качестве бесхозяйной.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ходе проверки по обращению об обнаружении бесхозяйной водозаборной скважины установлено, что администрацией Соколовского сельского поселения обществу с ограниченной ответственностью «Аква-Сервис» для добычи артезианской воды из скважин, предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером По данным реестра Управления Росреестра по Пермскому краю сведения о правах на выявленную артезианскую скважину отсутствуют. Из объяснений главы администрации спорная скважина пробурена войсковой частью. При этом, в инвентаризационной ведомости имущества, принадлежащего войсковой части, скважина отсутствует. Земельный участок, на котором скважина находится, является собственностью поселения. Добровольно администрация не обращается с заявлением о постановке на учет артезианской скважины в качестве бесхозяйной. Не принятие на учет артезианской скважины в качестве бесхозяйной влечет нарушение требований законодательства об охране окружающей среды. Просит обязать ответчика обратиться в Пермский отдел Управления Росреестра Пермского края с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной – артезианскую скважину без номера, расположенную в Пермском районе, на земельном участке с кадастровым номером

Помощник прокурора Федосеев А.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика глава администрации Соколовского сельского поселения в судебном заседании возражал по заявленным исковым требованиям, пояснил, что поскольку скважина пробурена войсковой частью, то и отвечать за нее должно Министерство обороны России.

Заслушав помощника Пермского транспортного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. … Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года «О недрах» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся: - участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование; - контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В соответствии с подпунктами 7, 9 части 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: - охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; - предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод.

В силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: - обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; - обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; - обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; - развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; - систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; - обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; - создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; - организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; - поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; - осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; - содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; - совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; - финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно сообщению Управления Росприроднадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ адресованного в адрес Пермского природоохранного прокурора, в пределах водозабора «Сокол» выявлена бесхозяйная водозаборная скважина в зонах санитарной охраны строго режима (ЗСО 1 пояса). Бесхозяйная скважина к сетям водоснабжения не подключена, забор воды не производится. ООО «Аква-Сервис» арендует земельный участок в пределах горного отвода у поселения. Скважины и земельный участок водозабора «Сокол» ранее находились в Федеральной собственности (Министерства обороны России). При передаче земель и имущества в муниципальную собственность обнаружена бесхозяйная скважина, которая муниципалитету не передавалась (л.д. 17).

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Представленной выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт регистрации права собственности за Муниципальным образованием «Соколовское сельское поселение» в отношении артезианских скважин находящихся в аренде ООО «Аква-Сервис» (л.д. 5-10).

Право муниципальной собственности на указанные скважины (четыре штуки) зарегистрированы на основании Распоряжения Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом Территориального управления по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче имущества в федеральную собственность и закрепленного на праве оперативного управления за ГУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района», Акта приема-передачи имущества в муниципальную собственность Соколовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные артезианские скважины, находятся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности администрации Соколовского сельского поселения, площадью <данные изъяты>., кадастровый номер , расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выпиской из ЕГРП (л.д. 5-10, 11, 12).

Согласно объяснению главы администрации Соколовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, находящемся в собственности администрации сельского поселения, находятся 4 водозаборные скважины, кроме этого на участке находится одна бесхозяйная скважина, которая была пробурена для нужд Министерства обороны (л.д. 13).

В соответствии с инвентаризационной ведомостью утвержденной в ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части 69806-2, согласованной начальником ФГКЭУ 2-ой Екатеринбургской КЭС района, артезианские скважины на балансе войсковой части отсутствуют (л.д. 14-16).

Сообщением ФГУ «Приволжско-Уральскоге ТУИО» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что сведения о принадлежности артезианской скважины, расположенной в <адрес> отсутствуют. В передаточном акте ФГКЭУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района и ФГУ Приволжско-Уральскоге ТУИО» Минобороны России указание на данный объект также отсутствует.

Справкой по итогам проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что водозабор «Сокол» состоит из пяти артезианских водозаборных скважин Все пять скважин переданы в аренду ООО «Аква-Сервис» и эксплуатируются в соответствии с лицензией на право пользования недрами. Скважины № имеют отдельные зоны санитарной охраны. В нескольких метрах от скважины пробурена скважина (без номера), которая находится в будке, оголовок закрыт, не обслуживается. В результате выезда выявлена одна бесхозяйная водозаборная скважина, без номера.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что спорная артезианская водозаборная скважина без номера не имеет собственника, расположена на территории Соколовского сельского поселения.

Учитывая, что отсутствие собственника скважины может привести к ее разрушению, загрязнению окружающей природной среды (недр), причинение вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории Соколовского сельского поселения, суд считает необходимым возложить на администрацию Соколовского сельского поселения обязанность по обращению с заявлением в Управление Росреестра Пермского края по постановке артезианской скважины на учет бесхозяйного имущества.

В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание характер спорных правоотношений, отсутствие у истца возможности самостоятельно исполнить решение суда, с учетом принципа разумности, суд приходит к выводу о необходимости установить срок для исполнения решения суда для ответчика в течение трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края к администрации Соколовского сельского поселения о возложении обязанности по постановке артезианской скважины на учет как бесхозяйной – удовлетворить.

Возложить на администрацию Соколовского сельского поселения обязанность, в течение трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Пермский отдел) о постановке на учет в качестве бесхозяйной артезианской скважины без номера, расположенной в Пермском районе, на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, расположенным по адресу: <адрес>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Р.В. Буланков

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1023/2012 ~ М-865/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
администрация Соколовского сельского поселения
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Буланков Р. В.
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
24.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2012Передача материалов судье
26.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.05.2012Предварительное судебное заседание
13.06.2012Судебное заседание
22.06.2012Судебное заседание
27.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее