Дело <номер обезличен> г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2015 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Полякова О.А.,
при секретаре Чаговой И.Б.,
с участием:
представителя истцов – Петросовой К.Р., действующей на основании доверенности от 23.07.2014 год №26АА1832730;
представителя ответчика – Агеева Е.А., действующего на основании доверенности от 09.09.2014 год №27451;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вакулиной С. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» об обязании обеспечить жильём на территории города Ставрополя,
установил:
Вакулина С. В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» об обязании обеспечить жильём на территории города Ставрополя.
В иске просила суд обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» обеспечить Вакулину С. В., Вакулина А. С. и Педошенко В. С. жильем жилой площадью не менее 54 кв. м. на территории г. Ставрополя.
В обоснование исковых требований истица указала, что 06 августа 1988 года между Вакулиной (Педошенко) С. В. и Педошенко С. В., обучавшимся в Ставропольском высшем военном инженерном училище связи, был заключен брак. В 1989 году у них родилась дочь Вакулина (Педошенко) В. С., в 1995 году – сын Вакулин (Педошенко) А. С.. В 1992 году в связи с окончанием Училища Педошенко С.В. вместе со своей семьей был направлен по распределению в <адрес обезличен>, в/ч.77112 для прохождения службы, где получил квартиру согласно составу семьи.
03 мая 1995 год Вакулина С.В. была принята на работу на должность техника станции ЗАС в в/ч №77112 и в последующем официально уволена только 29.09.1998 года в связи с переводом мужа к новому месту службы.
В 1995 году в связи с переводом в г. Ставрополь на новое место службы Педошенко С.В. полученную квартиру в г. Омск сдал военной части, о чем было подписано соглашение, в соответствии с которым Министерство Обороны РФ обязалось предоставить подполковнику Педошенко С.В. жилье в городе Ставрополе согласно составу семьи. Для временного проживания семье Педошенко были предоставлены две комнаты в общежитии Военного училища, где проживали курсанты.
Все документы, подтверждающие факт наличия жилья в п. Степном, соглашение о сдаче жилья и получении взамен жилья в г. Ставрополе, договор социального найма с училищем были сданы Педошенко С.В. на рассмотрение комиссии Военного училища по жилищным вопросам еще в 1995 году, поэтому предоставить их в суд не представляется возможным. Решением жилищной комиссии Педошенко С.В., его супруга Педошенко (Вакулина) СВ., дети Вакулина (Педошенко) B.C. и Вакулин (Педошенко) А.С. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и были поставлены на льготную очередь в Ставропольском высшем военном инженерном училище связи на получение 3-х комнатной квартиры в связи с тем, что Вакулин (Педошенко) А. С. был тяжело болен (бронхиальная астма 4 степени, невроз, нейро-циркулярная дистония, мистический астигматизм обоих глаз, аллергия).
17 ноября 2000 года решением Ленинского районного суда указанный брак был расторгнут, в связи с чем Вакулина (Педошенко) СВ., Вакулин (Педошенко) А.С, Вакулина (Педошенко) B.C. были лишены возможности получить положенное им жилье, в то время, как Педошенко СВ., увольняясь со службы в ВС РФ, получил сертификат на приобретение жилья и купил однокомнатную квартиру. Спустя некоторое время, Вакулина B.C. узнала, что она как бывший член семьи военнослужащего снята с очереди на получение жилья.
Вместе с тем, 15 мая 2014 года Министерством Обороны РФ в лице ФКГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» в адрес Вакулиной СВ. было направлено уведомление о необходимости [предоставления документов, подтверждающих право проживания в {занимаемых жилых помещениях (комнатах 235 и 236). В уведомлении также было указано, что в случае непредоставления указанных документов Истцами ФКГУ «Югрегионжилье» примет меры к принудительному выселению из комнат 235 и 236 общежития, находящегося по адресу: <адрес обезличен>.
В судебное заседание истцы Вакуленко С.В., Вакулин А.С., Педошенко В.С. не явились, судом были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя по доверенности.
Суд считает возможным в соответствие со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие истцов с участием их представителя.
В судебном заседании представитель истцов Петросова К.Р. на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчиков Агеева Е.А. просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, представив суду письменные возражение на исковое заявление.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Вакулиной С.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Как установлено судом из показаний сторон и материалов гражданского дела, Педошенко С. В. и Педошенко (Вакулина) С. В. состояли в зарегистрированном браке. Педошенко С. В. являлся военнослужащим. В браке у них родились дочь Педошенко В. С. 1989 года рождения и сын Педошенко А. С. 1995 года рождения. В 1995 году в связи с переводом мужа на новое место службы квартира в городе Омске по прежнему месту службы была сдана и получены две комнаты в общежитии Ставропольского военного института связи ракетных войск. 17 ноября 2000 года брак между ними был расторгнут. В настоящее время истцы проживают в комнатах № 235 и 236 общежития, где и зарегистрированы по адресу <адрес обезличен>ёма, 2. Согласно представленного в материалы гражданского дела ответа Ставропольского военного института связи ракетных войск № 872 от 03.09.2009 года майор Педошенко С.В. состоит в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на состав семьи – один человек – в связи с расторжением брака. Согласно сведений, представленных ответчиком и имеющихся в Федеральном государственном казённом учреждении регионального управления жилищного обеспечения в базе учёта выданных жилищных сертификатов Педошенко С. В. выдан Государственный жилищный сертификат серия УВ № 651560 от 28.12.2009 года на состав семьи один человек, оплачен 01.06.2010 года, приобретено жилое помещение общей площадью 43,8 кв.м. в городе Ставрополе. Данные факты истцами не оспаривались.
В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. №76-ФЗ обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Порядок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим делам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации определен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие признанные нуждающимися в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы.
В соответствии со ст.93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их договорных отношений с органом государственной власти, органом местного управления, государственным унитарным предприятием, государственным или. щипальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с значением на государственную должность субъекта Российской Федерации либо в пи с избранием на выборные должности государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Из положений п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", следует, что для военнослужащих, которые имеют общую продолжительность военной службы 10 лет и более, и уволенных по трем следующим основаниям: 1) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, 2) по состоянию здоровья, 3) в связи с организационно-штатными мероприятиями, если они в надлежащем порядке признаны нуждающимися в получении жилых помещений в связи с избранием постоянного места жительства после увольнения с военной службы, то, несмотря на обеспеченность их жилым помещением в период и по месту прохождения службы, они имеют право на обеспечение жилой площадью в избранном месте жительства. При этом учетная норма площади жилого помещения, установленная в месте прохождения службы, значения для оценки права истца на получение жилья по избранному месту жительства не имеет, ввиду того, что в силу указанных норм права имеющееся по месту военной службы жилое помещение подлежит сдаче в установленном порядке для последующего его распределения другим военнослужащим, поскольку обеспечение названных лиц жилым помещением в избранном месте жительства производится с обязательным освобождением ими занимаемых жилых помещений по прежнему месту жительства и снятием с регистрационного учета.
Статьей 3 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Этой же нормой материального права установлены правовая и социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статьей 2 Закона предусмотрено, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
Согласно п. 1 статьи 15 Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а одним из условий обеспечения военнослужащего жилым помещением с учетом членов его семьи является их совместное проживание.
Данная норма материального права корреспондирует с положениями Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 "Об утверждении Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", изданного в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 1 названной Инструкции предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому, наряду с иными документами, прикладываются копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации.
Таким образом, к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем наряду с самим военнослужащим, относятся совместно проживающие с ним члены его семьи, в данном случае, совершеннолетние дети.
Из материалов дела следует и это обстоятельство истцами не оспаривалось, что после расторжения брака супругов Педошенко, истица Вакуленко С. В. и двое совершеннолетних детей – дочь Вакулина (Педошенко) В. С. 1989 года рождения и сын Педошенко А. С. 1995 года рождения проживают с матерью по указанному адресу в общежитии, но не с отцом, с Педошенко В.С. совместно не проживают и общего хозяйства не ведут ввиду расторжения брака. В материалах дела имеются свидетельства о перемене имени детьми и смене ими фамилии с Педошенко на Вакулины.
В адрес истца Вакулиной С. В. начальником отделения заселения) по <адрес обезличен> было направлено уведомление исх. № ЮЖ/ОСТ/846 от 15.05.2014г. о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном аде Министерства обороны Российской Федерации. На указанное уведомление 15.05.2O14г.. Вакулина С.В. представила заявление и документы в соответствующее отделение (заселения), однако в представленных документах отсутствуют сведения, утверждающие наличие у истцов трудовых отношений с учреждением организацией) Министерства обороны РФ. В настоящее время истцы проживают в жилых помещениях общежития, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, 1 Ставрополь, <адрес обезличен>, комн. 325, 326 принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации без оформления договора найма служебного жилого помещения.
После прекращения брака и перемены места жительства Педошенко С.В. они перестали быть членами семьи военнослужащего, в связи с чем основания признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет Министерства обороны РФ отпали. Судом также учитывается то обстоятельство, что в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду не были представлены доказательства того, что Вакуленко С.В., Педошенко В.С. и Педошенко А.С. состояли на учёте в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью как члены семьи военнослужащего, судом данные доказательства самостоятельно также не добыты.
Более того, военнослужащий Педошенко С.В. получил жилищный сертификат исходя из семьи – один человек и уже обеспечен жилым помещением в установленном законом порядке в 2010 году, то есть спустя 10 лет после расторжения брака.
При таком положении возложение обязанности на Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» обеспечить Вакулину С. В., Вакулина А. С. и Педошенко В. С. жильём жилой площадью не менее 54 кв.м. на территории города Ставрополя не основано на законе.
Как указано выше, права членов семьи военнослужащего производны от права самого военнослужащего на получение жилья и при утрате такого статуса они не обладают самостоятельным правом быть обеспеченным жильем за счет средств Министерства обороны РФ.
Судом учитываются положения ч.3 ст. 196 ГПК РФ, согласно которым судом принимается решение по заявленным истцом требованиям.
Судом также учитывается, что согласно Положения об отделении (заселения) по <адрес обезличен> ФГКУ «Югрегионжилье» осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны РФ, полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц гражданского персонала не состоящих в трудовых сношениях с Министерством обороны РФ в отделении отсутствуют.
В настоящее время истцы не признаны нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями следовательно, у Министерства обороны РФ отсутствует обязательство по обеспечению Вакулиной С. В., Вакулина А. С. и Педошенко В. С. жильем жилой площадью не менее 54 кв. м. на территории г. Ставрополя.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Вакулиной С. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Южное региональное управление жилищного обеспечения» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольском краевом суде подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2015 года.
Судья О.А. Поляков