Судья Пираева Е.А. дело № 33а-2860\2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 24 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Баранова Г.В.,
судей областного суда: Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
с участием прокурора: Бурхетьевой Е.М.,
при секретаре: Мариненко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе Васильева Наиля Идрисовича на решение Ленинского районного суда города Астрахани от 19 июня 2019 года по административному иску начальника Федерального казенного учреждения – исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Астраханской области об установлении административного надзора в отношении Васильева Наиля Идрисовича,
УСТАНОВИЛА:
начальник Федерального казенного учреждения – исправительная колония
№ 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Астраханской области обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Васильева Н.И.
Административный иск мотивирован тем, что Васильев Н.И. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, что образует основание для установления административного надзора.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Агисов Е.А. поддержал административный иск в полном объеме. Прокурор Мукашева А.Е. полагала возможным назначение в отношении Васильева Н.И. административного надзора.
Васильев Н.И. в судебном заседании не возражал против установления в отношении него административного надзора и ограничений.
Решением Ленинского районного суда города Астрахани от 19 июня 2019 года в отношении Васильева Н.И. установлен административный надзор сроком на восемь лет. Одновременно в отношении Васильева Н.И. установлены административные ограничения в виде запрета: пребывания вне места жительства в установленное судом время; выезда за пределы Астраханской области; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации.
В апелляционной жалобе Васильев Н.И. ставит вопрос об отмене судебного решения, указывая на то, что он отбыл наказание за неисполнение ранее возложенных в рамках административного надзора ограничений и повторное установление административного надзора является, по его мнению, двойным наказанием. Также он обращает внимание суда второй инстанции на то, что при установлении административного надзора судом первой инстанции не принято во внимание его положительное поведение во время отбывания наказания.
На заседание судебной коллегии представитель административного истца - Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 2 управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Астраханской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по делу, не явился. В этой связи, с учетом надлежащего извещения сторон, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Васильев Н.И., отбывающий наказание в местах лишения свободы, участвует в судебном заседании при помощи видеоконференц-связи.
Заслушав докладчика, выслушав объяснение Васильева Н.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Бурхетьевой Е.М., возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
Как видно из материалов дела, приговором Советского районного суда города Астрахани от 30 июля 2009 года (с учетом изменений от 27 сентября 2011 года и от 25 января 2012 года) Васильев Н.И. осужден за совершение преступлений, предусмотренных пунктом «г» части 2 статьи 161 и частью 2 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации. Васильеву Н.И. назначено наказание в виде 6 лет 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В действиях Васильева Н.И. с учетом ранее имевшихся судимостей судом установлен опасный рецидив преступлений. Срок погашения судимости по указанному приговору истекает 7 октября 2021 года.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 4 августа 2015 года в отношении Васильева Н.И. в связи с наличием у него судимости за совершение тяжких преступлений при опасном рецидиве преступлений по приговору от 30 июля 2009 года установлен административный надзор сроком на шесть лет с рядом административных ограничений.
В период административного надзора Васильев Н.И. совершает ряд преступлений, за которые осуждается приговором Советского районного суда города Астрахани от 23 мая 2016 года, а затем по совокупности преступлений приговором Советского районного суда города Астрахани от 14 октября 2016 года. За совершение преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 314.1 и пунктом «г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, Васильев Н.И. осужден к 3 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. В действиях Васильева Н.И. судом также установлен опасный рецидив преступлений.
Начальник исправительного учреждения, где Васильев Н.И. отбывает наказание в виде лишения свободы, обратился в суд с настоящим административным иском об установлении в отношении Васильева Н.И. административного надзора.
Основания и порядок установления административного надзора определены Федеральным законом № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральным законом № 64-ФЗ).
Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона № 64 - ФЗ и в статье 173.1 УИК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость.
Возможность установления административного надзора также связана с категориями преступлений, совершенных лицом, наличием рецидива, объектом преступления (специальных условий), то есть наличие общих и обязательных условий делает возможным установление административного надзора.
В отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от их поведения в период отбывания наказания и после него. Иных дополнительных условий для установления административного надзора в отношении лиц, имеющих судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве, не требуется.
Федеральным законом от 28 мая 2017 года № 102 –ФЗ в часть 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 9 июня 2017 года. Согласно изменениям, совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, также влечет установление административного надзора в обязательном порядке. Иных дополнительных условий (признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или совершение двух и более административных правонарушений, определенной законом категории) для установления административного надзора, в данном случае, тоже не требуется.
При этом, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2017 года № 15 не исключает возможности одновременного наличия нескольких оснований для установления административного надзора. Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2017 года № 15 при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
В данном случае, по делу установлено наличие одновременно нескольких оснований для установления административного надзора:
- наличие у Васильева Н.И. судимости по приговору от 30 июля 2009 года за совершение тяжких преступлений при опасном рецидиве преступлений;
- наличие у Васильева Н.И. судимости по приговору от 14 октября 2016 года за совершение, в том числе, тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений и совершение преступлений в период нахождения под административным надзором, за которые лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Данные основания в силу Федерального закона № 64-ФЗ влекут установление административного надзора в обязательном порядке без каких-либо дополнительных условий.
Как указывалось выше, в силу разъяснений, данных в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2017 года № 15, административный надзор подлежит установлению исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора. Таким основанием по настоящему делу является наличие судимости за тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений по приговору от 14 октября 2016 года. Соответственно, административный надзор в отношении Васильева Н.И. подлежит установлению исходя из этого основания на весь срок погашения данной судимости. Сам факт наличия у Васильева Н.И. непогашенной судимости за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений влечет установление административного надзора в обязательном порядке. Поведение лица, имеющего судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве, в период отбывания наказания не влияет на решение вопроса об установлении административного надзора, поскольку для данной категории лиц он устанавливается в обязательном порядке. Однако эти сведения подлежат учету при определении административных ограничений, что и выполнено судом первой инстанции.
Как указывалось выше, согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ за лицом, имеющим непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Иначе говоря, это означает, что административный надзор за лицами, имеющими судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, устанавливается на весь срок погашения судимости. Соответственно, административный надзор правильно установлен судом первой инстанции на 8 лет.
Установленные судом первой инстанции в период срока административного надзора в отношении Васильева Н.И. ограничения регламентированы частью 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ и являются обоснованными.
При избрании административных ограничений районный суд обоснованно руководствовался данными характеристики личности (в том числе, и с учетом поведения Васильева Н.И. в период отбывания наказания), обстоятельствами совершения им преступлений и иными заслуживающими внимание обстоятельствами.
Установленные ограничения являются профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения Васильевым Н.И. правонарушений и не ограничивают его законных прав и интересов.
Кроме того, статьей 12 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ предусмотрен механизм исполнения избранных в отношении Васильева Н.И. ограничений, в том числе, при решении вопросов трудоустройства, изменения места жительства, выезда за пределы региона.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лицо, освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве, при наличии предусмотренных законом оснований, согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится. На это прямо указывается в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 597-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1739-О, от 23 апреля 2015 года № 898-О, от 29 марта 2016 года № 545-О и от 29 сентября 2016 года № 1948-О. В этой связи, установленные в соответствии с требованиями закона в отношении Васильева Н.И. административные ограничения не могут расцениваться в качестве нарушающих его конституционные права.
Данные меры соответствует целям и задачам административного надзора - недопущения совершения новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора.
Васильев Н.И. не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора.
Учитывая требования закона, судебная коллегия полагает, что суд правильно разрешил по существу административный иск об установлении административного надзора в отношении Васильева Н.И., а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Астрахани от 19 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева Наиля Идрисовича - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.В. Баранов
судьи областного суда: А.Б. Степин
О.А. Сорокина