РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2020 г. г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Асабаевой Д.Т.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Самары Митерева Э.Е.,
при секретаре Химюк А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению Тукмакова А.П. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3047 Октябрьского района г. Самары, Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о. Самара, прокуратуре г. Самары Самарской области о признании незаконными действий члена Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3047 Октябрьского района г. Самары Давыдова Д.В., отстранении его от работы,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара по одномандатному избирательному округу № 18 Тукмаков А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самара Самарской области от 02 августа 2020 года он зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области избирательного округа №18. Однако член УИК № 3047 Давыдов Д.В. по истечению времени работы комиссии в нарушение ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 11.09.2020 г. забрал печать УИК №3047 с собой, что подтверждается видеозаписью и аудиозаписью, которые заявитель готов предоставить на обозрение суду. Просит признать действия члена Участковой избирательной комиссии №3047 Октябрьского района города Самара Самарской области Давыдова Д.И., выразившееся в том, что он забрал печать УИК с собой и покинул помещение избирательного участка, незаконными; отстранить Давыдова Д.В. от работы члена УИК № 3047.
Определением суда от 13.09.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Самарской области, Прокуротура Октябрьского района г. Самары.
Протокольным определением суда от 13.09.2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Давыдов Д.В.
В ходе судебного разбирательства представителем административного истца ФИО8, действующей на основании доверенности №№... от 11.09.2020 г., заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела флеш карты на которой содержится видеозапись.
В удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела флеш карты судом было отказано, поскольку административном истцом не обеспечена техническая возможность просмотра видеозаписи содержащийся на флеш карте, а у суда такая возможность отсутствует.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО8, действующая на основании доверенности №№... от 11.09.2020 г., заявленные требования поддержала, указав, что поскольку в соответствии с законом все документы должны хранится в сейфе, то и печать должна храниться в нем, однако на видео изображено, что председатель избирательной комиссии Давыдов Д.С. держит печать в руках, как в то время сейф закрыт и опечатан. Указала, что не смотря на отсутствие в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нормы, согласно которой печать избирательной комиссии должна быть в опечатанном сейфе, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Член участковой избирательной комиссии № 3047 Октябрьского района г. Самара Самарской области Давыдов Д.В. административные исковые требования не признал, пояснил, что нарушений, указанных в административном исковом заявлении не допускал, поскольку в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нормы, согласно которой печать избирательной комиссии должна быть в опечатанном сейфе. Указал, что печать не хранится в сейфе, поскольку для сохранности бюллетеней сейф опечатывается, для этого необходима печать, которая ставится на границе сейфа. В законе содержатся лишь нормы обязывающие проверять неповрежденность печатей.
Представители УИК № 3047, ТИК Октябрьского района г. Самары Самарской области, Избирательной комиссии Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о дате, времени и месте заседания, причину неявки суду не сообщил.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, мнение помощника прокурора Октябрьского района г.Самары, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со статьей 2 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Главой 24 КАС РФ регламентируется производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в г. Самаре, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Самарской области от 31 декабря 2019 г. №142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (п. 4 ст. 4 названного Федерального закона).
Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статья 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Судом установлено, что Решением Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 23.06.2020г. №197 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва» на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. Самара второго созыва.
Данное решение официально опубликовано в газете «Самарская газета» 27.06.2020г. №130 (6567).
Решением Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самара Самарской области от 02 августа 2020 года Тукмаков А.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области избирательного округа №18.
Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением на территории Самарской области выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, городских и сельских поселений Самарской области (далее - муниципальные образования), а также членов выборных органов местного самоуправления Самарской области (далее - члены выборных органов) регулируются Законом Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) /далее – Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД/.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Тукмаков А.П. ссылается, на то, что 11.09.2020 г. член УИК №3047 Давыдов Д.В., в нарушение ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" забрал печать УИК №3047 с собой, что свидетельствует о грубом нарушении его прав как кандидата в депутаты.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые включены в список избирателей, участников референдума, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.
Частью 2 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.
Согласно ч. 9 ст. 66 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов комиссии заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня. В список избирателей, участников референдума вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю, участнику референдума выехали (вышли) члены участковой комиссии. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, также должны иметь при себе информационные материалы, содержащие сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 1.2 статьи 38 настоящего Федерального закона. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в пункте 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.
В ч.3 ст. 64 указано, что в день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются), а в случае, если законом предусмотрено, что избиратель, участник референдума, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в комиссию заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, - также информирует о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, о числе избирателей, участников референдума, исключенных из списка избирателей, участников референдума в связи с подачей заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на ином избирательном участке, участке референдума, а также о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на данном избирательном участке, участке референдума.
Таким образом, положения статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на которую ссылается административный истец в обоснование своих требований, определяют порядок голосования избирателей вне помещения для голосования, а не порядок хранения печати избирательной комиссии.
Вопреки доводам административного истца, положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» не содержат норм, содержащихся требования по хранению печати участковой избирательной комиссии в опечатанном сейфе.
Напротив, анализ положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» позволяет суду прийти к выводу о том, что печать участковой избирательной комиссии не может хранится в опечатанном сейфе, поскольку хранение печати в опечатанном сейфе исключает опечатывание сейфа.
Кроме того, положения Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержат нормы, согласно которым допускается передача печати участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.
Заявляя административные исковые требования, Тукмаков А.П., указывает, что допущенное нарушение, свидетельствует о нарушении порядка досрочного голосования.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 июня 2002 года N 10-П и в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
По смыслу части 1 статьи 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным Кодексом.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку законом не предусмотрено нахождение печати в сейфе, соответственно права административного истца не нарушены.
Так же административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что указанное им в административном иске нарушение избирательного законодательства не позволило выявить действительную волю избирателей, как и не представлено каких-либо доказательств нарушения прав административного истца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Тукмакова А.П. к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3047 Октябрьского района г. Самары, Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.о. Самара, прокуратуре г. Самары Самарской области о признании незаконными действий члена Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3047 Октябрьского района г. Самары Давыдова Д.В., отстранении его от работы – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 5 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 14 сентября 2020 года.
Судья: Д.Т. Асабаева