Дело № 2-88/2019 Строка 2.095
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2019 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Жегулиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Колесова Артура Андреевича к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении семье Колесова Артура Андреевича государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и запрете Департаменту социальной защиты Воронежской области принимать решения об отказе в назначении семье Колесова Артура Андреевича государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в связи с тем, что Колесов Артур Андреевич и (или) кто-либо из членов семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным и (или) инвалидом,
УСТАНОВИЛ:
Колесов А.А. обратился в Ленинский районный суд города Воронежа с иском к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении его семье государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и обязании департамент социальной защиты Воронежской области назначить его семье государственную социальную помощь за счет средств бюджета Воронежской области в установленном размере в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 1 сентября 2014 года по 26 апреля 2016 года он являлся студентом юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». В августе 2014 года и в августе 2015 года он обращался в казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района города Воронежа» (далее — КУ ВО «УСЗН района») с заявлением о расчете среднедушевого дохода с целью выдачи справки для назначения государственной социальной стипендии. При этом КУ ВО «УСЗН района» осуществляло в отношении истца консультирование с формированием перечня документов для выдачи указанной справки, принимало представленные истцом документы, производило расчет среднедушевого дохода семьи истца, после чего выдавало ему указанные справки (№ 132 от 28 августа 2014 года и № 178 от 7 сентября 2015 года соответственно). На основании данных справок истцу приказами юридического факультета МГУ (от 15 октября 2014 года № 1157/с и от 21 октября 2015 года № 735/с) назначалась государственная социальная стипендия на 2014/2015 и 2015/2016 учебные годы соответственно.
При этом в период обучения истца на юридическом факультете МГУ его мать, ФИО10., проживающая совместно с ним с 1996 года по настоящее время, не являлась работником по трудовому договору, инвалидом и не признавалась безработной, однако КУ ВО УСЗН района не рассматривало это в качестве препятствия для приема документов, необходимых для расчета среднедушевого дохода, осуществления такого расчета и выдачи вышеуказанных справок; кроме того, в справке, выданной в 2014 году, было указано, что мать студента не работает и на учете в центре занятости населения не состоит.
Письмом исх. № 82-11/9456 «О праве на социальную стипендию» от 9 сентября 2015 года, направленным в адрес директоров казенных учреждений Воронежской области «Управление социальной защиты населения» г. Воронежа, области и г. Нововоронежа разъяснены положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЭ) и Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» применительно к праву граждан на государственную социальную стипендию, к причинам, не зависящим от граждан, обращающихся в КУ ВО «УСЗН» для расчета среднедушевого дохода и последующей выдачи справки для получения государственной социальной стипендии, относятся инвалидность, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия. При этом в абзаце пятом письма указано, что, если такие граждане и (или) члены их семьи трудовую деятельность не осуществляют, органами государственной службы занятости безработными не признаны, состояние здоровья в норме, то малоимущими по независящим от них причинам они не признаются.
На основании вышеизложенного сделан вывод о том, что при обращении граждан за расчетом совокупного среднедушевого дохода семьи для получения государственной социальной стипендии при наличии вышеуказанных обстоятельств расчет совокупного среднедушевого дохода не осуществляется в связи с отсутствием права на государственную социальную помощь.
Таким образом, с момента издания оспариваемого письма, то есть с 9 сентября 2015 года, Департамент презюмирует отсутствие у граждан, указанных в абзаце пятом оспариваемого письма, права на государственную социальную помощь, тем самым запрещая КУ ВО «УСЗН» выдавать таким гражданам (членам их семей) справки, необходимые для получения государственной социальной стипендии. Также вышеприведенные положения служат препятствием для назначения таким гражданам (членам их семей) государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и последующей выдачи документа, подтверждающего факт такого назначения.
Решением Воронежского областного суда от 13 ноября 2017 года по делу № За-672/2017 письмо признано недействующим со дня принятия как акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами (статья 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2018 года по делу № 14-АПГ18-3 указанное решение оставлено без изменения.
Истец считает, что факт признания письма недействующим предусматривает безусловный запрет для Департамента, подведомственных ему учреждений, иных органов, организаций и лиц принимать решения, совершать действия (бездействия), результатом которых является отказ в назначении государственной социальной помощи в связи с нетрудоустройством, отсутствием статуса безработного или инвалида у кого-либо из членов малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина). Истец считает, что выводы, сформулированные в решении Воронежского областного суда от 13 ноября 2017 года по делу № За-672/2017 и апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2018 года по делу № 14-АПГ18-3, в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (истец, Департамент, КУ ВО «УСЗН района»).
26 апреля 2016 года истец был отчислен с юридического факультета МГУ по состоянию здоровья и семейным обстоятельствам, а 29 июля 2016 года он был зачислен на юридический факультет федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет» (далее — ФГБОУ ВО «ВГУ») на аналогичных условиях (без вступительных испытаний, очная форма обучения, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета). С 1 сентября 2016 года и по настоящее время истец обучается в ФГБОУ ВО «ВГУ» по программе бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Вследствие внесения Федеральным законом от 3 июля 2016 года № Э12-ФЗ изменений в часть 5 статьи 36 Федерального закона № 273-Ф3 с 1 января 2017 года государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
4 и 9 июня 2018 года истец обращался в КУ ВО «УСЗН района» за получением соответственно консультации и для подачи заявлений о расчете среднедушевого дохода, назначении государственной социальной помощи и для выдачи документа для представления в ФГБОУ ВО «ВГУ» с целью назначения государственной социальной стипендии. К заявлению истцом были приложены все документы, указанные сотрудником КУ ВО «УСЗН района» при консультировании. 21 июня 2018 года истцу было направлено письмо КУ ВО «УСЗН района» исх. № 04-116, в котором сообщалось, что Департаментом принято решение об отказе в оказании истцу государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 5 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года № 98-03 «О государственной социальной помощи в Воронежской области» (далее — Закон ВО № 98-03), в связи с тем, что представленные истцом в КУ ВО «УСЗН района» сведения и документы о доходах семьи являются неполными.
По итогам личного приема истца у заместителя руководителя Департамента Е.В. Новицкой 10 июля 2018 года в адрес истца было направлено письмо Департамента от 19 июля 2018 года исх. № 82-15/2776, в котором факт неполноты представленных истцом в КУ ВО «УСЗН района» сведений и документов о доходах семьи объяснялся тем, что в силу подпункта 1 пункта 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области», утвержденного приказом департамента труда и социального развития от 10 июня 2013 года № 2076ЮД (далее — Административный регламент), к числу документов, подлежащих обязательному представлению заявителем для предоставления государственной услуги, относятся в том числе справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью. По мнению Департамента, при обращении 9 июня 2018 года в КУ ВО «УСЗН района» для назначения государственной социальной помощи истцом не были представлены справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи. Поскольку в указанный перечень помимо всех предусмотренных системой оплаты труда выплат (подпункт «а» пункта 1) и пособий по безработице (абзац пятый подпункта «д» пункта 1) входят проценты по банковским вкладам (абзац десятый подпункта «ж» пункта 1), истец 15 августа 2018 года повторно обратился в КУ ВО «УСЗН района» для подачи заявлений о расчете среднедушевого дохода, назначении государственной социальной помощи и выдаче документа для представления в ФГБОУ ВО «ВГУ» с целью назначения государственной социальной стипендии. При этом к заявлению истцом была приложена, помимо ранее прилагавшихся документов, также справка, выданная ПАО «Сбербанк России» и подтверждающая, что за период с 1 мая по 31 июля 2017 года мать истца Базанова Е.В. получила доход (процент) по имеющемуся у нее банковскому вкладу в общей сумме 0 (ноль) рублей 00 копеек.
24 августа 2018 года истцу было направлено письмо КУ ВО «УСЗН района» исх. № 04- 10459, в котором сообщалось, что Департаментом принято решение об отказе в оказании истцу государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 5 Закона ВО № 98-03, в связи с тем, что представленные истцом в КУ ВО «УСЗН района» сведения и документы о доходах семьи являются неполными, так как мать истца официально трудовую деятельность не осуществляет, на учете в качестве безработной в службе занятости не состоит, обстоятельств, объективно препятствующих занятию трудовой деятельностью, не выявлено.
Истец считает, что такая позиция Департамента и КУ ВО «УСЗН района» основана на неверном толковании норм права, поскольку под неполными и недостоверными сведениями, которые часть 5 статьи 5 Закона ВО № 98-03 устанавливает в качестве единственного основания отказа в назначении государственной социальной помощи, понимается факт умышленного введения заявителем Департамент и подведомственные ему учреждения (полное или частичное сокрытие сведений о доходах, имуществе, составе семьи и др.) с целью незаконного получения государственной социальной помощи. При этом все такого рода сведения, представляемые истцом за период 2014-2018 годы, являются полными и достоверными.
Неверное толкование норм права также имеет место при применении Департаментом и подведомственными ему учреждениями части первой статьи 7 Федерального закона № 178-ФЗ, в силу которой получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Поскольку федеральный законодатель не установил перечень таких причин непосредственно в тексте Федерального закона № 178-ФЗ, а также не предоставил полномочий по установлению такого перечня (либо по установлению порядка его разработки и утверждения) каким-либо органам государственной власти и органам местного самоуправления, в связи с этим то обстоятельство, что наличие у малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума обусловлено не зависящими от них причинами. У Департамента, подведомственных ему учреждений, равно как и иных органов, организаций, должностных лиц не имеется права определять перечень таких причин при каждом обращении граждан, что также согласуется с целями оказания государственной социальной помощи, перечисленными в статье 3 Федерального закона № 178- ФЗ. Этим же опровергаются изложенные в вышеупомянутом письме Департамента от 19 июля 2018 года исх. № 82-15/2776 доводы относительно того, что «причиной нуждаемости могут быть различные обстоятельства, которые нельзя заранее установить в законе».
Кроме того, как указывает истец, от него как совершеннолетнего дееспособного лица не может зависеть факт трудоустройства его матери, также являющейся совершеннолетним дееспособным лицом, равно как и иных членов семьи, поскольку в силу статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; принудительный труд запрещен. В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Помимо этого, со стороны Департамента не принимались во внимание доводы истца о том, что его мать длительное время испытывает проблемы, связанные с состоянием здоровья.
Истец считает, что в силу действующего законодательства наличие у семьи среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Воронежской области на период расчета такого дохода, является безусловным основанием для назначения такой семье государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета Воронежской области, а также для выдачи студентам из таких семей документа, подтверждающего факт такого назначения, необходимого для представления в образовательную организацию для назначения государственной социальной стипендии, при отсутствии иных предусмотренных законом препятствий для назначения государственной социальной помощи. Департамент, равно как и иные органы государственной власти Воронежской области, не вправе издавать акты, ограничивающие круг получателей государственной социальной помощи по сравнению с тем, как он определен частью первой статьи 7 Федерального закона № 178-ФЗ, в том числе расширительно толковать понятие «не зависящие от граждан причины».
В соответствии с подпунктом 2 абзаца второго статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также признания недействительным акта государственного органа. Согласно положениям статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку решение департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи не основано на нормах действующего законодательства, оно подлежит отмене и на Департамент должна быть возложена обязанность назначить указанную помощь.
Во время рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным решение департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и запретить департаменту социальной защиты Воронежской области принимать решения об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в связи с тем, что Колесов А.А. и (или) кто-либо из членов его семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным.
В судебное заседание истец Колесов А.А. не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Сиволдаев И.В. уточненные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик, департамент социальной защиты Воронежской области, в судебное заседание своего представителя не направил. В возражениях, поступивших в суд 12 ноября 2018 года, просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку департаментом принято решение об отказе в оказании Колесову А.А. государственной социальной помощи в связи с тем, что совместно проживающая с ним трудоспособная мать официально трудовую деятельность не осуществляет, на учете в качестве безработной в службе занятости населения не состоит, обстоятельств, объективно препятствующих занятию трудовой деятельностью, не выявлено (л.д. 42-44).
Представитель третьего лица КУВО УСЗН Коминтерновского района г. Воронежа по доверенности в деле Красникова М.В. просила суд отказать в удовлетворении заявленных Колесовым А.А. требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.44-47). На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя истца, третьего лица, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Судом установлено, что Колесову А.А. решением Департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 отказано в назначении его семье государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области. Не согласившись с вышеуказанным решением Колесов А.А. обратился в Ленинский районный суд города Воронеж с иском к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении его семье государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области.
Согласно пунктам "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В силу преамбулы к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ) данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными этим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В данном случае правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Частью 1 статьи 5 названного закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом. Статьей 7 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года N 98-ОЗ "О государственной социальной помощи в Воронежской области" полномочия по установлению порядка назначения государственной социальной помощи, а также формы социального контракта делегированы исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с указом губернатора Воронежской области от 27.05.2011 N 214-у "Об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 N 1132 "Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2010 N 916 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти Воронежской области", исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения уполномоченным на разработку и принятие административного регламента о назначении государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, является департамент социальной защиты населения (до переименования - департамент труда и социального развития Воронежской области).
Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 июня 2013 года N 2076/ОД утвержден Административный регламент департамента социальной защиты Воронежской области по представлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области" (далее - Регламент, Административный регламент).
В соответствии с п. 1.2.4. Административного регламента «государственная услуга "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области" предоставляется гражданам, указанным в подпунктах "а", "6" пункта 1.2.1, которые по независящим от них причинам, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Воронежской области».
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является принятие Департаментом социальной защиты Воронежской области:
решения о назначении государственной социальной помощи в денежном выражении и (или) в натуральном виде;
решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная социальная помощь);
-решения об отказе в назначении государственной социальной помощи.
В силу п. 2.6.1 Административного регламента государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в электронной либо письменной форме в КУВО "УСЗН района" по месту жительства или месту пребывания либо через или АУВО "МФЦ" и его филиалы по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявления опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
При личном обращении заявитель предоставляет паспорт или иной документ удостоверяющий личность.
Документами, подлежащими обязательному предоставлению заявителем в "КУВО "УСЗН района" по месту жительства (пребывания), АУВО "МФЦ" и его филиалы, а также посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг Воронежской области", в том числе с использованием универсальной электронной карты для граждан, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1.2.1 данного Административного регламента, являются:
а) заявление в письменной форме (в электронной форме) от себя лично или от имени своей семьи или опекуна, попечителя или другого законного представителя об оказании государственной социальной помощи по форме согласно приложениям N 2, 3 к данному Административному регламенту и по форме, утвержденной приказом департамента от 24 сентября 2013 г. N 3156/ОД "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта";
б) справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью;
в) справка (справки), подтверждающая инвалидность, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в случае если в семье имеются инвалиды.
Материалами дела подтверждается, что по заявлению истца от 25 декабря 2018 года казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» приказом Департамента от 28 декабря 2018 года № 3054ЮД семье истца с 28 декабря 2018 года назначена государственная социальная помощь после того как мать истца Базанова Е.В. признана безработной с 6 декабря 2018 года государственным казенным учреждением Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа».
Доводы истца о недопустимости отказа в назначении государственной социальной помощи в связи с тем, что граждане и (или) члены их семей не являются работниками по трудовому договору, безработными или инвалидами, подтверждена выводами, изложенными в решении Воронежского областного суда от 13 ноября 2017 года по делу № За-672/2017 и апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2018 года по делу № 14-АПГ18-3, вступившими в законную силу, опровергаются материалами дела.
В судебном заседании установлено, что Колесов А. А. уже обращался в 2015 году в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца четвертого пункта 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области", утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.06.2013г. №2076ЮД в части, в которой он исключает возможность подачи заявления о предоставлении государственной услуги малоимущими семьями, в которых имеются трудоспособные члены, у которых отсутствует доход, связанный с осуществлением ими трудовой деятельности, и которые не признаны безработными или инвалидами.
Однако, решением Воронежского областного суда от 14.09.2015г. по делу №3- 185/2015 в удовлетворении вышеуказанных заявленных требований Колесову А.А. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.01.2016г. №14-АПГ 15-34 решение Воронежского областного суда от 14.09.2015г. было оставлено без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Установленный в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги, в том числе указанные в абзаце пятом справки о доходах всех членов семьи за три последних месяца, предшествующих обращению за государственной социальной помощью, не противоречит требованиям пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также Федеральному закону от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", и не содержит оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Поэтому суд полагает, что доводы Колесова А.А. о том, решение департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении его семье государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области незаконно не могут быть приняты судом, поскольку противоречат действующему законодательству. С учетом вышеизложенного суд считает требования истца о признании решения департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении его семье государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и запрете департаменту социальной защиты Воронежской области принимать решения об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в связи с тем, что Колесов А.А. и (или) кто-либо из членов его семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Колесову Артуру Андреевичу в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении семье Колесова Артура Андреевича государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и запрете Департаменту социальной защиты Воронежской области принимать решения об отказе в назначении семье Колесова Артура Андреевича государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в связи с тем, что Колесов А.А. и (или) кто-либо из членов семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным и (или) инвалидом – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Хрячков И.В.
Дело № 2-88/2019 Строка 2.095
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2019 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Жегулиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Колесова Артура Андреевича к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении семье Колесова Артура Андреевича государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и запрете Департаменту социальной защиты Воронежской области принимать решения об отказе в назначении семье Колесова Артура Андреевича государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в связи с тем, что Колесов Артур Андреевич и (или) кто-либо из членов семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным и (или) инвалидом,
УСТАНОВИЛ:
Колесов А.А. обратился в Ленинский районный суд города Воронежа с иском к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении его семье государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и обязании департамент социальной защиты Воронежской области назначить его семье государственную социальную помощь за счет средств бюджета Воронежской области в установленном размере в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 1 сентября 2014 года по 26 апреля 2016 года он являлся студентом юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». В августе 2014 года и в августе 2015 года он обращался в казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района города Воронежа» (далее — КУ ВО «УСЗН района») с заявлением о расчете среднедушевого дохода с целью выдачи справки для назначения государственной социальной стипендии. При этом КУ ВО «УСЗН района» осуществляло в отношении истца консультирование с формированием перечня документов для выдачи указанной справки, принимало представленные истцом документы, производило расчет среднедушевого дохода семьи истца, после чего выдавало ему указанные справки (№ 132 от 28 августа 2014 года и № 178 от 7 сентября 2015 года соответственно). На основании данных справок истцу приказами юридического факультета МГУ (от 15 октября 2014 года № 1157/с и от 21 октября 2015 года № 735/с) назначалась государственная социальная стипендия на 2014/2015 и 2015/2016 учебные годы соответственно.
При этом в период обучения истца на юридическом факультете МГУ его мать, ФИО10., проживающая совместно с ним с 1996 года по настоящее время, не являлась работником по трудовому договору, инвалидом и не признавалась безработной, однако КУ ВО УСЗН района не рассматривало это в качестве препятствия для приема документов, необходимых для расчета среднедушевого дохода, осуществления такого расчета и выдачи вышеуказанных справок; кроме того, в справке, выданной в 2014 году, было указано, что мать студента не работает и на учете в центре занятости населения не состоит.
Письмом исх. № 82-11/9456 «О праве на социальную стипендию» от 9 сентября 2015 года, направленным в адрес директоров казенных учреждений Воронежской области «Управление социальной защиты населения» г. Воронежа, области и г. Нововоронежа разъяснены положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЭ) и Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» применительно к праву граждан на государственную социальную стипендию, к причинам, не зависящим от граждан, обращающихся в КУ ВО «УСЗН» для расчета среднедушевого дохода и последующей выдачи справки для получения государственной социальной стипендии, относятся инвалидность, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия. При этом в абзаце пятом письма указано, что, если такие граждане и (или) члены их семьи трудовую деятельность не осуществляют, органами государственной службы занятости безработными не признаны, состояние здоровья в норме, то малоимущими по независящим от них причинам они не признаются.
На основании вышеизложенного сделан вывод о том, что при обращении граждан за расчетом совокупного среднедушевого дохода семьи для получения государственной социальной стипендии при наличии вышеуказанных обстоятельств расчет совокупного среднедушевого дохода не осуществляется в связи с отсутствием права на государственную социальную помощь.
Таким образом, с момента издания оспариваемого письма, то есть с 9 сентября 2015 года, Департамент презюмирует отсутствие у граждан, указанных в абзаце пятом оспариваемого письма, права на государственную социальную помощь, тем самым запрещая КУ ВО «УСЗН» выдавать таким гражданам (членам их семей) справки, необходимые для получения государственной социальной стипендии. Также вышеприведенные положения служат препятствием для назначения таким гражданам (членам их семей) государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и последующей выдачи документа, подтверждающего факт такого назначения.
Решением Воронежского областного суда от 13 ноября 2017 года по делу № За-672/2017 письмо признано недействующим со дня принятия как акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами (статья 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2018 года по делу № 14-АПГ18-3 указанное решение оставлено без изменения.
Истец считает, что факт признания письма недействующим предусматривает безусловный запрет для Департамента, подведомственных ему учреждений, иных органов, организаций и лиц принимать решения, совершать действия (бездействия), результатом которых является отказ в назначении государственной социальной помощи в связи с нетрудоустройством, отсутствием статуса безработного или инвалида у кого-либо из членов малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина). Истец считает, что выводы, сформулированные в решении Воронежского областного суда от 13 ноября 2017 года по делу № За-672/2017 и апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2018 года по делу № 14-АПГ18-3, в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (истец, Департамент, КУ ВО «УСЗН района»).
26 апреля 2016 года истец был отчислен с юридического факультета МГУ по состоянию здоровья и семейным обстоятельствам, а 29 июля 2016 года он был зачислен на юридический факультет федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет» (далее — ФГБОУ ВО «ВГУ») на аналогичных условиях (без вступительных испытаний, очная форма обучения, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета). С 1 сентября 2016 года и по настоящее время истец обучается в ФГБОУ ВО «ВГУ» по программе бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Вследствие внесения Федеральным законом от 3 июля 2016 года № Э12-ФЗ изменений в часть 5 статьи 36 Федерального закона № 273-Ф3 с 1 января 2017 года государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
4 и 9 июня 2018 года истец обращался в КУ ВО «УСЗН района» за получением соответственно консультации и для подачи заявлений о расчете среднедушевого дохода, назначении государственной социальной помощи и для выдачи документа для представления в ФГБОУ ВО «ВГУ» с целью назначения государственной социальной стипендии. К заявлению истцом были приложены все документы, указанные сотрудником КУ ВО «УСЗН района» при консультировании. 21 июня 2018 года истцу было направлено письмо КУ ВО «УСЗН района» исх. № 04-116, в котором сообщалось, что Департаментом принято решение об отказе в оказании истцу государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 5 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года № 98-03 «О государственной социальной помощи в Воронежской области» (далее — Закон ВО № 98-03), в связи с тем, что представленные истцом в КУ ВО «УСЗН района» сведения и документы о доходах семьи являются неполными.
По итогам личного приема истца у заместителя руководителя Департамента Е.В. Новицкой 10 июля 2018 года в адрес истца было направлено письмо Департамента от 19 июля 2018 года исх. № 82-15/2776, в котором факт неполноты представленных истцом в КУ ВО «УСЗН района» сведений и документов о доходах семьи объяснялся тем, что в силу подпункта 1 пункта 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области», утвержденного приказом департамента труда и социального развития от 10 июня 2013 года № 2076ЮД (далее — Административный регламент), к числу документов, подлежащих обязательному представлению заявителем для предоставления государственной услуги, относятся в том числе справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью. По мнению Департамента, при обращении 9 июня 2018 года в КУ ВО «УСЗН района» для назначения государственной социальной помощи истцом не были представлены справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи. Поскольку в указанный перечень помимо всех предусмотренных системой оплаты труда выплат (подпункт «а» пункта 1) и пособий по безработице (абзац пятый подпункта «д» пункта 1) входят проценты по банковским вкладам (абзац десятый подпункта «ж» пункта 1), истец 15 августа 2018 года повторно обратился в КУ ВО «УСЗН района» для подачи заявлений о расчете среднедушевого дохода, назначении государственной социальной помощи и выдаче документа для представления в ФГБОУ ВО «ВГУ» с целью назначения государственной социальной стипендии. При этом к заявлению истцом была приложена, помимо ранее прилагавшихся документов, также справка, выданная ПАО «Сбербанк России» и подтверждающая, что за период с 1 мая по 31 июля 2017 года мать истца Базанова Е.В. получила доход (процент) по имеющемуся у нее банковскому вкладу в общей сумме 0 (ноль) рублей 00 копеек.
24 августа 2018 года истцу было направлено письмо КУ ВО «УСЗН района» исх. № 04- 10459, в котором сообщалось, что Департаментом принято решение об отказе в оказании истцу государственной социальной помощи по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 5 Закона ВО № 98-03, в связи с тем, что представленные истцом в КУ ВО «УСЗН района» сведения и документы о доходах семьи являются неполными, так как мать истца официально трудовую деятельность не осуществляет, на учете в качестве безработной в службе занятости не состоит, обстоятельств, объективно препятствующих занятию трудовой деятельностью, не выявлено.
Истец считает, что такая позиция Департамента и КУ ВО «УСЗН района» основана на неверном толковании норм права, поскольку под неполными и недостоверными сведениями, которые часть 5 статьи 5 Закона ВО № 98-03 устанавливает в качестве единственного основания отказа в назначении государственной социальной помощи, понимается факт умышленного введения заявителем Департамент и подведомственные ему учреждения (полное или частичное сокрытие сведений о доходах, имуществе, составе семьи и др.) с целью незаконного получения государственной социальной помощи. При этом все такого рода сведения, представляемые истцом за период 2014-2018 годы, являются полными и достоверными.
Неверное толкование норм права также имеет место при применении Департаментом и подведомственными ему учреждениями части первой статьи 7 Федерального закона № 178-ФЗ, в силу которой получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Поскольку федеральный законодатель не установил перечень таких причин непосредственно в тексте Федерального закона № 178-ФЗ, а также не предоставил полномочий по установлению такого перечня (либо по установлению порядка его разработки и утверждения) каким-либо органам государственной власти и органам местного самоуправления, в связи с этим то обстоятельство, что наличие у малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума обусловлено не зависящими от них причинами. У Департамента, подведомственных ему учреждений, равно как и иных органов, организаций, должностных лиц не имеется права определять перечень таких причин при каждом обращении граждан, что также согласуется с целями оказания государственной социальной помощи, перечисленными в статье 3 Федерального закона № 178- ФЗ. Этим же опровергаются изложенные в вышеупомянутом письме Департамента от 19 июля 2018 года исх. № 82-15/2776 доводы относительно того, что «причиной нуждаемости могут быть различные обстоятельства, которые нельзя заранее установить в законе».
Кроме того, как указывает истец, от него как совершеннолетнего дееспособного лица не может зависеть факт трудоустройства его матери, также являющейся совершеннолетним дееспособным лицом, равно как и иных членов семьи, поскольку в силу статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; принудительный труд запрещен. В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Помимо этого, со стороны Департамента не принимались во внимание доводы истца о том, что его мать длительное время испытывает проблемы, связанные с состоянием здоровья.
Истец считает, что в силу действующего законодательства наличие у семьи среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Воронежской области на период расчета такого дохода, является безусловным основанием для назначения такой семье государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета Воронежской области, а также для выдачи студентам из таких семей документа, подтверждающего факт такого назначения, необходимого для представления в образовательную организацию для назначения государственной социальной стипендии, при отсутствии иных предусмотренных законом препятствий для назначения государственной социальной помощи. Департамент, равно как и иные органы государственной власти Воронежской области, не вправе издавать акты, ограничивающие круг получателей государственной социальной помощи по сравнению с тем, как он определен частью первой статьи 7 Федерального закона № 178-ФЗ, в том числе расширительно толковать понятие «не зависящие от граждан причины».
В соответствии с подпунктом 2 абзаца второго статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также признания недействительным акта государственного органа. Согласно положениям статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку решение департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи не основано на нормах действующего законодательства, оно подлежит отмене и на Департамент должна быть возложена обязанность назначить указанную помощь.
Во время рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным решение департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и запретить департаменту социальной защиты Воронежской области принимать решения об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в связи с тем, что Колесов А.А. и (или) кто-либо из членов его семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным.
В судебное заседание истец Колесов А.А. не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Сиволдаев И.В. уточненные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик, департамент социальной защиты Воронежской области, в судебное заседание своего представителя не направил. В возражениях, поступивших в суд 12 ноября 2018 года, просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку департаментом принято решение об отказе в оказании Колесову А.А. государственной социальной помощи в связи с тем, что совместно проживающая с ним трудоспособная мать официально трудовую деятельность не осуществляет, на учете в качестве безработной в службе занятости населения не состоит, обстоятельств, объективно препятствующих занятию трудовой деятельностью, не выявлено (л.д. 42-44).
Представитель третьего лица КУВО УСЗН Коминтерновского района г. Воронежа по доверенности в деле Красникова М.В. просила суд отказать в удовлетворении заявленных Колесовым А.А. требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.44-47). На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя истца, третьего лица, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Судом установлено, что Колесову А.А. решением Департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 отказано в назначении его семье государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области. Не согласившись с вышеуказанным решением Колесов А.А. обратился в Ленинский районный суд города Воронеж с иском к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении его семье государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области.
Согласно пунктам "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В силу преамбулы к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ) данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными этим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В данном случае правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Частью 1 статьи 5 названного закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом. Статьей 7 Закона Воронежской области от 25 июня 2012 года N 98-ОЗ "О государственной социальной помощи в Воронежской области" полномочия по установлению порядка назначения государственной социальной помощи, а также формы социального контракта делегированы исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с указом губернатора Воронежской области от 27.05.2011 N 214-у "Об утверждении Перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 N 1132 "Об утверждении Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 29.10.2010 N 916 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти Воронежской области", исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения уполномоченным на разработку и принятие административного регламента о назначении государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, является департамент социальной защиты населения (до переименования - департамент труда и социального развития Воронежской области).
Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 июня 2013 года N 2076/ОД утвержден Административный регламент департамента социальной защиты Воронежской области по представлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области" (далее - Регламент, Административный регламент).
В соответствии с п. 1.2.4. Административного регламента «государственная услуга "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области" предоставляется гражданам, указанным в подпунктах "а", "6" пункта 1.2.1, которые по независящим от них причинам, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Воронежской области».
В соответствии с п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является принятие Департаментом социальной защиты Воронежской области:
решения о назначении государственной социальной помощи в денежном выражении и (или) в натуральном виде;
решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная социальная помощь);
-решения об отказе в назначении государственной социальной помощи.
В силу п. 2.6.1 Административного регламента государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в электронной либо письменной форме в КУВО "УСЗН района" по месту жительства или месту пребывания либо через или АУВО "МФЦ" и его филиалы по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявления опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
При личном обращении заявитель предоставляет паспорт или иной документ удостоверяющий личность.
Документами, подлежащими обязательному предоставлению заявителем в "КУВО "УСЗН района" по месту жительства (пребывания), АУВО "МФЦ" и его филиалы, а также посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг Воронежской области", в том числе с использованием универсальной электронной карты для граждан, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1.2.1 данного Административного регламента, являются:
а) заявление в письменной форме (в электронной форме) от себя лично или от имени своей семьи или опекуна, попечителя или другого законного представителя об оказании государственной социальной помощи по форме согласно приложениям N 2, 3 к данному Административному регламенту и по форме, утвержденной приказом департамента от 24 сентября 2013 г. N 3156/ОД "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта";
б) справки о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за государственной социальной помощью;
в) справка (справки), подтверждающая инвалидность, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в случае если в семье имеются инвалиды.
Материалами дела подтверждается, что по заявлению истца от 25 декабря 2018 года казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа» приказом Департамента от 28 декабря 2018 года № 3054ЮД семье истца с 28 декабря 2018 года назначена государственная социальная помощь после того как мать истца Базанова Е.В. признана безработной с 6 декабря 2018 года государственным казенным учреждением Воронежской области «Центр занятости населения города Воронежа».
Доводы истца о недопустимости отказа в назначении государственной социальной помощи в связи с тем, что граждане и (или) члены их семей не являются работниками по трудовому договору, безработными или инвалидами, подтверждена выводами, изложенными в решении Воронежского областного суда от 13 ноября 2017 года по делу № За-672/2017 и апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2018 года по делу № 14-АПГ18-3, вступившими в законную силу, опровергаются материалами дела.
В судебном заседании установлено, что Колесов А. А. уже обращался в 2015 году в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца четвертого пункта 2.6.1 Административного регламента департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Назначение государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области", утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.06.2013г. №2076ЮД в части, в которой он исключает возможность подачи заявления о предоставлении государственной услуги малоимущими семьями, в которых имеются трудоспособные члены, у которых отсутствует доход, связанный с осуществлением ими трудовой деятельности, и которые не признаны безработными или инвалидами.
Однако, решением Воронежского областного суда от 14.09.2015г. по делу №3- 185/2015 в удовлетворении вышеуказанных заявленных требований Колесову А.А. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.01.2016г. №14-АПГ 15-34 решение Воронежского областного суда от 14.09.2015г. было оставлено без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Установленный в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги, в том числе указанные в абзаце пятом справки о доходах всех членов семьи за три последних месяца, предшествующих обращению за государственной социальной помощью, не противоречит требованиям пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также Федеральному закону от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", и не содержит оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Поэтому суд полагает, что доводы Колесова А.А. о том, решение департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении его семье государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области незаконно не могут быть приняты судом, поскольку противоречат действующему законодательству. С учетом вышеизложенного суд считает требования истца о признании решения департамента социальной защиты Воронежской области от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении его семье государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и запрете департаменту социальной защиты Воронежской области принимать решения об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в связи с тем, что Колесов А.А. и (или) кто-либо из членов его семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Колесову Артуру Андреевичу в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным решения от 24 августа 2018 года № 04-10459 об отказе в назначении семье Колесова Артура Андреевича государственной помощи за счет средств бюджета Воронежской области и запрете Департаменту социальной защиты Воронежской области принимать решения об отказе в назначении семье Колесова Артура Андреевича государственной социальной помощи за счет средств бюджета Воронежской области в связи с тем, что Колесов А.А. и (или) кто-либо из членов семьи не является работником по трудовому договору, не признан в установленном порядке безработным и (или) инвалидом – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Хрячков И.В.