УИД 63RS0№-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года Кировский районный суд г.о. Самара в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Ю.,
При секретаре Бурдиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-4069/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Атякшеву А.В. о взыскании недоимки по налогам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском о взыскании недоимки (пени) по налогам, в котором указали, что Атякшев А.В. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога. В адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и пп. 4 ст. 52 НК РФ. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налогов. В установленный срок требование исполнено не было, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ. Административный истец просит взыскать с Атякшева А.В. недоимку по земельному налогу за 2020г. в размере 107,00 руб., пени в сумме 0,40 руб.( 02.12.2021г.по 16.12.2021г.), налог на имущество за 2017г. налог в размере 1011,00 руб., пени в сумме 16,61 руб. за период ( с 04.12.2018г. по 05.02.2019г.), за 2018г. налог в размере 2 131,00 руб. пени в сумме 7,99 руб. за период ( с 02.12.2021г. по 16.12.2021г.), за 2019г. налог в размере 2 131,00 руб., пени в сумме 7,99 руб. за период ( с 02.12.2021г. по 16.12.2021г.), за 2020г. налог в размере 2 131,00 руб., пени в сумме 7,99 руб. ( 02.12.2021г. по 16.12.2021г.), а всего на общую сумму 7 551,98 руб.
Представитель административного истца МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен правильно своевременно, предоставили ходатайство, и просили рассмотреть иск в их отсутствие.
Административный ответчик, Атякшев А.В., в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен правильно и своевременно, причина неявки суду не известна.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4-6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4-6 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу ст. 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
Пунктом 8 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрено, что физические лица уплачивают налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На основании гл. 31 НК РФ гражданин является плательщиком земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ст.ст. 396, 397 НК РФ установлен порядок исчисления и сроки уплаты налога на землю.
Судом установлено, что в собственности административного ответчика Атякшева А.В. в период с 2017г. по 2020г. находится следующее имущество: один земельный участок и квартира.
Налоговым органом в отношении Атякшева А.В. был исчислен налог по земельному налогу за 2020г. в размере 107,00 руб., пени в сумме 0,40 руб. ( 02.12.2021г.по 16.12.2021г.), налог на имущество за 2017г. налог в размере 1011,00 руб., пени в сумме 16,61 руб. за период ( с 04.12.2018г. по 05.02.2019г.), за 2018г. налог в размере 2 131,00 руб. пени в сумме 7,99 руб. за период ( с 02.12.2021г. по 16.12.2021г.), за 2019г. налог в размере 2 131,00 руб., пени в сумме 7,99 руб. за период ( с 02.12.2021г. по 16.12.2021г.), за 2020г. налог в размере 2 131,00 руб., пени в сумме 7,99 руб. ( 02.12.2021г. по 16.12.2021г.), а всего на общую сумму 7 551,98 руб.
МИФНС России № по <адрес> обращались в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Атякшева А.В. обязательных платежей.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ №а-2215/2022 от 21.06.2022г. о взыскании с Атякшева А.В. обязательных платежей отменен на основании заявления должника.
Статьями 52 (пункт 4) и 69 (пункт 6) Налогового кодекса РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налога, направленных ему по почте заказанными письмами.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пене, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В адрес административного ответчика налоговым органом направлено ряд требований, последнее требование № по состоянию на 17.12.2021г., которым административный ответчик извещен об обязанности оплатить налог на имущество физических лиц и земельного налога за 2017- 2020гг.
В нарушение положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик Атякшев А.В. не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.
В связи с тем, что в установленные законом сроки налог оплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ подлежит начислению пеня.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пене, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Установленная законом обязанность по уплате налога административным ответчиком как налогоплательщиком надлежащим образом не исполнена, срок обращения в суд с настоящим иском о взыскании недоимки по налогам налоговым органом не пропущен, поскольку рассматривая требование № по состоянию на 17.12.2021г. со сроком исполнения до 09.02.2022г., установленный налоговым законодательством шестимесячный срок для подачи налоговым органом мировому судье заявления о выдаче судебного приказа истек 09.08.2022г. Судебный приказ вынесен 21.06.2022г., то есть в пределах установленного законом срока.
Также, рассматривая требования административного истца о взыскании с Атякшева А.В. недоимки по налогу на имущество за 2017г. налог в размере 1011,00 руб., пени в сумме 16,61 руб. за период (с 04.12.2018г. по 05.02.2019г.), за 2018г. налог в размере 2 131,00 руб. пени в сумме 7,99 руб. за период ( с 02.12.2021г. по 16.12.2021г.), суд полагает что в удовлетворении данных требований следует отказать, поскольку административным истцом суду не представлены доказательства направления в адрес административного ответчика налогового уведомления за 2017г., 2018г., то есть налоговым органом не предоставлено суду доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении в данной части заявленных требований.
В материалы дела административным истцом представлен Акт об уничтожении объектов хранения, не подлежащих хранению за 2017,2018г., однако из данного Акта невозможно идентифицировать какие конкретно налоговые уведомления были уничтожены в данный период, в связи с чем Акт не может служить доказательством направления в адрес административного ответчика налогового уведомления.
В отношении других заявленных административным истцом периодов доказательства направления налоговых уведомлений и требований суду предоставлены.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части требований, в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Атякшеву А.В. о взыскании недоимки по налогам, удовлетворить частично.
Взыскать с Атякшева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>А, <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> недоимку по земельному налогу за 2020г. в размере 107,00 руб., пени в сумме 0,40 руб.( 02.12.2021г.по 16.12.2021г.), за 2019г. налог в размере 2 131,00 руб., пени в сумме 7,99 руб. за период ( с 02.12.2021г. по 16.12.2021г.), за 2020г. налог в размере 2 131,00 руб., пени в сумме 7,99 руб. ( 02.12.2021г. по 16.12.2021г.), а всего на общую сумму 4 385,38 руб.
Взыскать с Атякшева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>А, <адрес> государственную пошлину в бюджет г.о.Самара в размере 400 руб.
В остальной части административного иска отказать.
Административный ответчик вправе подать заявление об отмене решения суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам на основании ст.345 КАС РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Ю.Кузнецова
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года