Решение по делу № 2-4976/2019 ~ М-2975/2019 от 30.05.2019

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

09 июля 2019 года <адрес>

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Зотовой С.В.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к Министерству здравоохранения <адрес> о предоставлении бесплатного лекарственного обеспечения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, действуя в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, обратилась в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указала, что её сын (22.03.2018г.р.) страдает редким генетически обусловленным заболеванием «Нефропатический цистиноз, инфантильная форма. Синдром Фанкони. Хроническая болезнь почек 2 стадия». Диагноз поставлен в ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с заключениями консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ по жизненным показаниям несовершеннолетнему ребенку назначено незарегистрированное на территории Российской Федерации лекарственное средство «Цистагон» в капсулах в дозе 50-70 мг/кг в сутки (600) мг/сутки) и глазные капли «Цистадропс» в дозе 1 флакон в неделю, годовая потребность в препаратах: 15 упаковок Цистагона - капсулы 150 мг и 54 флакона Цистадропса флаконы по 5 мг, длительно, постоянно.

Альтернативных препаратов для лечения заболевания не имеется ни в России, ни в мире.

Обращение в Министерство здравоохранения <адрес> об обеспечении необходимыми препаратами положительного разрешения вопроса об обеспечении несовершеннолетнего ребенка лекарственными препаратами не имели.

При таких обстоятельствах истец обратилась в суд, просит обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечивать несовершеннолетнего ФИО2 жизненно необходимыми лекарственными препаратами, до отмены препаратов лечащим врачом..

Ответчик Министерство здравоохранения <адрес> и 3-е лицо ГБУЗ МО «ЛЦГБ» Лобненская детская городская поликлиника в суд не явились, о дате слушания дела извещены, что подтверждается представленными в деле расписками в получении судебных повесток, возражений на иск не представили.

Ознакомившись с доводами истца, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41).

Аналогичные нормы содержит ст.18 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Пункт 5 ст.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Статьей 19 названного выше Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст.15 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.22.2011г. организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, входит в перечень полномочий, которые ФИО1 передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. в редакции от 14.02.2002г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным Перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.

Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.

Согласно ч.3 ст.80 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Частью 2 ст.83 этого Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Частью 5 ст.37 этого же Закона установлено исключение из общего правила, состоящее в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных препаратов, чем те, которые включены в стандарт медицинской помощи.

Частью 9 ст.83 названного Федерального закона установлено, что обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в п.2 ч.1 ст.15 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды. В соответствии с предоставляемым гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги: дополнительная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского значения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) является сыном истца ФИО3.

Несовершеннолетний ФИО2 страдает редким генетическим заболеванием – цистиноз, является «ребенком-инвалидом» и имеет право на льготное обеспечение лекарственными средствами.

Диагноз «Нефропатический цистиноз, инфантильная форма. Синдром Фанкони. Хроническая болезнь почек 2 стадия» поставлен в ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с заключениями консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ по жизненным показаниям несовершеннолетнему ребенку назначено незарегистрированное на территории Российской Федерации лекарственное средство «Цистагон» в капсулах в дозе 50-70 мг/кг в сутки (600) мг/сутки) и глазные капли «Цистадропс» в дозе 1 флакон в неделю, годовая потребность в препаратах: 15 упаковок Цистагона - капсулы 150 мг и 54 флакона Цистадропса флаконы по 5 мг, длительно, постоянно.

Лекарственные препараты «Цистагон» и «Цистадропс» не зарегистрированы на территории Российской Федерации и не включены в Государственный реестр лекарственных средств.

Указанные лекарственные препараты не имеют аналоговых замен, а заболевание ребенка альтернативных методов лечения.

Порядок назначения и применения незарегистрированных препаратов установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005г. «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям».

Согласно п.3 данного Приказа, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Из содержания письма Министерства здравоохранения РФ от 08.07.2013г. «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств субъектов Российской Федерации» следует, что Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011г. не предполагает каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Таким образом, в вышеприведенных нормативно-правовых актах не содержится запрета предоставления ребенку-инвалиду лекарственного препарата, назначенного по жизненным показаниям, не предусмотренного Перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболеваний, с отнесением этого вопроса на разрешение врачебной комиссии лечебного учреждения.

Министерством здравоохранения РФ в соответствии со ст.47 и ст.48 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.201г. «Об обращении лекарственных средств» и Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010г. «Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации» разрешен ввоз из Франции в ФИО1 конкретной партии незарегистрированных препаратов «Цистагон» и «Цистадропс» для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям пациентам.

Из представленного в материалах дела письма Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ с исх. № RU/2019/20-2-0364 усматривается, что лекарственный препарат Цистадропс» для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям ФИО2 будет ввезен ФИО1 авиатранспортом.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ с исх. ск-5383,03-02 Министерство здравоохранения <адрес> указало на рассмотрение вопроса о внесении изменений в программу с целью выделения в 2019 году финансирования для обеспечения ФИО2 препаратами Цистагон и Цистадропс, однако не предпринимает конкретных действий по обеспечению лекарственными препаратами ФИО2 по жизненным показаниям. Доказательств обратного суду не представлено.

Анализируя приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, подтвержденные представленными в деле доказательствами, суд приходит к выводу, что бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении несовершеннолетнего ФИО2 жизненно необходимыми лекарственными препаратами, является незаконным, а потому на Министерство здравоохранения <адрес> следует возложить обязанность по бесплатному обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 жизненно необходимыми лекарственными препаратами «Цистагон» и «Цистадропс» в рекомендованных дозах.

Учитывая заявленное истцом ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая также, что несовершеннолетний ФИО2 нуждается в названных выше лекарственных препаратах по жизненным показаниям, суд, с учетом положений ст.212 ГПК РФ, считает необходимым обратить судебное решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Возложить на Министерство здравоохранения <адрес> обязанность по бесплатному обеспечению ФИО2 жизненно необходимыми лекарственными препаратами «Цистагон» и «Цистадропс», до отмены препаратов лечащим врачом.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца.

Федеральный судья:

2-4976/2019 ~ М-2975/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рябова Ольга Владимировна
Ответчики
Министерство здравоохранение Московской области
Другие
ГБУЗ МО "ЛЦГБ"
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Зотова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
krasnogorsk--mo.sudrf.ru
30.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2019Передача материалов судье
31.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2019Подготовка дела (собеседование)
19.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2019Судебное заседание
09.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2021Дело оформлено
09.04.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее