Дело № 2-4932/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2017 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Кравченко О.Е.,
при секретаре Ионовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева Александра Васильевича и Соколенко Светланы Анатольевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об исправлении реестровой ошибки, исключении сведений о границах, возложении обязанности;
У С Т А Н О В И Л:
Лазарев А.В. и Соколенко С.А. обратились в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений к иску) к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в котором просят признать реестровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами
У (1) и У, исключив сведения из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ данных земельных участков, а также возложить на ответчика обязанность передать без проведения торгов в равнодолевую собственность за плату Лазареву А.В. и Соколенко С.А. земельный участок площадью 344 кв.м., расположенный по адресу: Х, в границах с координатами характерных точек согласно межевого плана от 03 декабря 2015 года:
н1-(Х630623.97: Y94681.18): н2- (Х630624.97; Y94681.68);
h3-(X630625.92:Y94686.10); h4-(X630627.64;Y94687.60);
h5-(X630630.56;Y94690.03); h 6-(X630632.33;Y94693.04);
h 7-(X630639.31;Y94692.99); h8-(X630641.27;Y94695.00);
н 9(Х630639.14; Y94696.35); н10(Х630626.95; Y94697.43);
h 11(X630633.60;Y94698.98); н12(Х630626.84; Y94701.86);
н13(Х630619.35; Y94704.83); н14 (Х630619.36; Y94704.86)
н15(Х630619.21; Y94704.92); н16(Х630616.25; Y94697.90)
н17(Х630613.92; Y94691.93); н18(Х630613.04; Y94689.64)
н19(Х630611.34; Y94685.23); н20(Х630611.61; Y94685.09)
н21(Х630616.42; Y94683.67); н1-(Х630623.97; Y94681.18)
Свои требования мотивировали тем, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: Х. При заключении договора купли-продажи жилого дома 09.04.2014г. им также был передан договор о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование на праве личной собственности под строительство индивидуального жилого дома от 30.12.1957г. Осуществляя намерение оформить земельный участок в собственность при формировании его границ было выявлено наложение границ формируемого земельного участка на учтенные границы земельного участка У (1), площадь наложения составила 333 кв.м., на границы земельного участка с кадастровым номером У площадь наложения составила 11 кв.м., при этом кадастровым инженером сделан вывод о наличии кадастровой ( в настоящее время реестровой) ошибки ввиду некорректного измерения ранее учтенных границ участков.
В судебном заседании представитель истцов Лазарева А.В. и Соколенко С.А. – Шмаланд О.Н. (по доверенности) исковые требования с учетом уточнений к иску поддержала в полном объеме по основаниям, изложенном в заявлении.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по красноярскому краю в суд не явились по неизвестным причинам, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом в соответствие со ст. 113 ГПК РФ. Письменного отзыва (возражений) не представили.
Представитель Управления Росреестра по красноярскому краю Голдобина Т.В. представила в суд письменные пояснения, в которых указывала на возможность исправления технической либо реестровой ошибки на основании решения суда, а также ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Таким образом, суд признает уведомление ответчика о времени и месте судебного разбирательства надлежащим и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего на момент предъявления иска) ошибкой в государственном кадастре недвижимости является, в том числе воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 названного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Частью 10 статьи 22 Федерального закона №218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно положениям статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Федеральный закон №221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона № 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ документом, который содержит сведения о земельном участке является межевой план, который составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, основанием возникновения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Порядок предоставления земельных участков в собственность за плату предусмотрен ст. 39.3 Земельного кодекса РФ и устанавливает, в каких случаях продажа земельных участков осуществляется с торгов и без проведения торгов.
Согласно подпункту 6 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ № 221 местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 ФЗ № 221 документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 ФЗ № 221).
Согласно частям 1 и 7 статьи 39 части 7 статьи 38 ФЗ № 221 местоположение границ земельных участков подлежит в установленном частью 7 статьи 38 ФЗ № 221 порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п.8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичное положение закреплено в п.4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, где указано, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Согласно пункту 20 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ постановка земельного участка на кадастровый учет осуществляется кадастровым органом на основании решения органа местного самоуправления об утверждении схемы КПТ и предварительного согласования предоставления земельного участка. В связи с отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка поставить земельный участок на кадастровый учет, не представляется возможным. По этой причине истцы лишены возможности реализовать свое право на приобретение в собственность земельный участок, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности жилой дом.
Как следует из положений ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1 и 28 Положения о департаменте, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, департамент принимает решение о продаже земельных участков в порядке, установленном действующим законодательством и правовыми актами города.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируется статьей 61 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее -Федеральный закон № 218-ФЗ).
В указанной статье предусмотрено исправление технической ошибки, которая предусматривает описку, опечатку, грамматическую или арифметическую ошибку, допущенную органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшую к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и реестровой ошибки, которая может быть воспроизведена в Едином государственном реестре недвижимости и содержаться в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Согласно пункту 4 части 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, истцам на праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи от 09.04.2014г. принадлежит жилой дом общей площадью 30,9 кв.м. (Лит А) по адресу: Х, по 1/2 доли у каждого, что подтверждается копией договора купли-продажи от 09.04.2014г. (л.д. 13) и свидетельства о государственной регистрации права от 17.04.2014г (л.д. 12).
Земельный участок, находящийся под указанным жилым домом был предоставлен в постоянное бессрочное пользование на основании решения исполкома Красноярского городского совета депутатов трудящихся №363 от 21.05.1957 года (л.д. 17), что также подтверждается копией договора от 30.12.1957г. (л.д. 18-21) и Выпиской из адресного реестра от 11.11.2013г. №4801 (л.д. 22).
В целях оформления права собственности на спорный земельный участок истцами был заключен договор с ООО «Земпроект» в целях формирования границ земельного участка по ул. Юбилейная, 26 и постановки его на кадастровый учет.
Согласно заключению кадастрового инженера, изложенному в межевом плане, выявлено наложение формируемого земельного участка на учтенные границы земельных участков, находящихся в муниципальной собственности с кадастровым номером 24:50:0000000:190542 с площадью наложения, составляющей 333 кв.м., и с кадастровым номером 24:50:0100393:25 с площадью наложения, составляющей 11 кв.м, что подтверждается копией межевого плана ООО «Земпроект» от 03.12.2015г.
Формирование ответчиком земельных участков без учета расположения на них объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности истцам, нарушает их права и является незаконным, кроме того, сведения о границах указанных участков с кадастровыми номерами 24:50:0000000:190542 и 24:50:0100393:25, внесенные в ГКН, являются ошибочными, что подтверждается выводами кадастрового инженера при формировании межевого плана на спорный участок.
При обращении с заявлением о возможном формировании земельного участка под жилым домом по адресу: Х с передачей их в собственность были получены отказы.
Письмом от 17.06.2015 г. № С-9920 (л.д. 50-51) департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка по следующим основаниям:
- испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны
автомобильного транспорта (ИТ.2) с наложением на границы с особыми условиями
использования территорий, связанными с охраной объектов культурного наследия.
Размещение гаража(в заявлении указано - о предоставлении земельного участка под
эксплуатацию жилого дома) не соответствует регламенту территориальной зоны. На
данной территории утвержден проект планировки и межевания жилого района
«Николаевский». По проекту планировки предусмотрено размещение основной
автомагистрали и придорожных зеленых насаждений.
- испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительному
регламенту, которым установлен минимальный размер земельного участка для
строительстваприусадебного жилого дома - 600 кв.м.
В связи с принятием администрацией г. Красноярска постановления № 607 от 28.09.2015 г. о признании утратившим силу постановления № 564/1 от 05.12.2011 г.» об утверждении проекта планировки и межевания жилого района Николаевского в городе Красноярске», истцы повторно обратились 03.11.2015 г. в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату для использования в целях эксплуатации жилого дома.
Письмом от 24.11.2015 г. (л.д. 73) департамент вновь отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка уже по другим основаниям:
- испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с
кадастровым номером 24:50:0000000:190542, зарезервированного с целью изъятия для
муниципальных нужд согласно распоряжению администрации города от 23.05.2014 г. №
1071-арх «О резервировании земель в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до
ул. Копылова».
- площадь испрашиваемого земельного участка менее минимального предела,
установленного Правилами землепользования и застройки г. Красноярска, утв. Решением
Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015 г. № В-122.
Данные отказы департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 17.06.2015 г. и от 24.11.2015 г. суд с учетом требований ст.39 Земельного кодекса РФ полагает противоречащими требованиям действующего законодательства.
В силу вышеуказанных норм истцы вправе требовать передачи им в собственность за плату земельного участка на котором расположено принадлежащее им на праве собственности здание. При этом также следует учитывать, что земельный участок испрашивается не под строительство, а для эксплуатации существующего жилого дома, таким образом требования истцов о возложении на ответчика обязанности передать без проведения торгов в равнодолевую собственность за плату Лазареву Александру Васильевичу и Соколенко Светлане Анатольевне земельный участок площадью 344 кв. м., расположенный по адресу: Х являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, поскольку при проведении межевания земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0000000:190542 (1) и 24:50:0100393:25 участки сформированы некорректно, содержат ошибочные сведения об их границах, препятствующие в формировании спорного земельного участка и постановке его на кадастровый учет с учетом фактического землепользования, суд полагает требования истцов об исправлении кадастровой ошибки законными и обоснованными и приходи к выводу о необходимости исключения сведений из Государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0000000:190542 (1) и 24:50:0100393:25 в части границ участка со следующими координатами характерных точек:
н1-(Х630623.97: Y94681.18): н2- (Х630624.97; Y94681.68);
h3-(X630625.92:Y94686.10); h4-(X630627.64;Y94687.60);
h5-(X630630.56;Y94690.03); h 6-(X630632.33;Y94693.04);
h 7-(X630639.31;Y94692.99); h8-(X630641.27;Y94695.00);
н9(Х630639.14; Y94696.35); н10(Х630626.95; Y94697.43);
h 11(X630633.60;Y94698.98); н12(Х630626.84; Y94701.86);
н13(Х630619.35; Y94704.83); н14 (Х630619.36; Y94704.86)
н15(Х630619.21; Y94704.92); н16(Х630616.25; Y94697.90)
н17(Х630613.92; Y94691.93); н18(Х630613.04; Y94689.64)
н19(Х630611.34; Y94685.23); н20(Х630611.61; Y94685.09)
н21(Х630616.42; Y94683.67); н1-(Х630623.97; Y94681.18)
Кроме того, требования о возложении на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности передать без проведения торгов в равнодолевую собственность за плату Лазареву Александру Васильевичу и Соколенко Светлане Анатольевне земельный участок площадью 344 кв. м., расположенный по адресу: Х в границах с координатами указанных характерных точек удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лазарева Александра Васильевича и Соколенко Светланы Анатольевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об исправлении кадастровой ошибки, исключении сведений о границах, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать реестровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами У (1) и У исключив сведения из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков.
Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность передать без проведения торгов в равнодолевую собственность за плату Лазареву Александру Васильевичу и Соколенко Светлане Анатольевне земельный участок площадью 344 кв. м., расположенный по адресу: Х в границах с координатами характерных точек:
н1-(Х630623.97: Y94681.18): н2- (Х630624.97; Y94681.68);
h3-(X630625.92:Y94686.10); h4-(X630627.64;Y94687.60);
h5-(X630630.56;Y94690.03); h 6-(X630632.33;Y94693.04);
h 7-(X630639.31;Y94692.99); h8-(X630641.27;Y94695.00);
н9(Х630639.14; Y94696.35); н10(Х630626.95; Y94697.43);
h 11(X630633.60;Y94698.98); н12(Х630626.84; Y94701.86);
н13(Х630619.35; Y94704.83); н14 (Х630619.36; Y94704.86)
н15(Х630619.21; Y94704.92); н16(Х630616.25; Y94697.90)
н17(Х630613.92; Y94691.93); н18(Х630613.04; Y94689.64)
н19(Х630611.34; Y94685.23); н20(Х630611.61; Y94685.09)
н21(Х630616.42; Y94683.67); н1-(Х630623.97; Y94681.18)
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко