ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
8 февраля 2019 года г. Хабаровск
Судья Кировского районного суда г. Хабаровска Костевская И.Д., при подготовке к рассмотрению материалов об административном правонарушении в отношении Федерального государственного казенного учреждения «301 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ, привлекаемого к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
установил:
В Кировский районный суд г.Хабаровска 5.02.2019 г. поступил направленный на рассмотрение по подведомственности на основании определения мирового судьи судебного района «Кировский район г.Хабаровска» судебного участка № 19 протокол об административном правонарушении № 21 ЛТУ, составленный 29.12.2018 старшим государственным инспектором отдела организации контроля за качеством и безопасностью медицинской помощи населению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Хабаровскому краю и ЕАО Савиной Е.С.
Согласно ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность для должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье указывается, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно ст. 29.4 ч.1 п. 4 Кодека РФ об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Описательная часть протокола содержит в себе сведения по существу совершенного административного правонарушения, указываются место и время совершения выявленного административного правонарушения, обстоятельства (событие) его совершения, отражается момент, когда административное правонарушение было выявлено. Если в одном протоколе одновременно фиксируется несколько правонарушений, место и время их совершения указывается по каждому из них. Подробно описывается событие каждого правонарушения с указанием на подпункты, пункты, статьи законов, иных нормативно-правовых актов, требования которых нарушены.
Каждое правонарушение квалифицируется в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) с обязательной ссылкой на пункт(ы), часть и статью, предусматривающую административную ответственность за описанное в протоколе нарушение в области природопользования и охраны окружающей среды. Указываются объяснения лица, в отношении которого составлен протокол, с занесением их в протокол с его слов либо со слов его законного представителя. В заключительной части протокола отражаются: доказательства разъяснения прав и обязанностей лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ставится подпись, расшифровка подписи о разъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ. Указываются должность, фамилия и инициалы государственного инспектора, составившего протокол. В случае если государственный инспектор имеет возможность назначить место, дату и время рассмотрения дела об административном правонарушении, он имеет право отразить их в протоколе. Указываются сведения об ознакомлении с протоколом либо об отказе в ознакомлении с протоколом лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, его законного представителя, лиц, участвующих в составлении протокола, их подписи с расшифровкой подписи либо отказ от подписи с указанием причин отказа.
Копия протокола вручается лицу, в отношении которого составлен протокол, или его законному представителю, где указаны подпись, расшифровка подписи, дата вручения и перечень документов, прилагаемых к протоколу.
При совершении лицом двух и более правонарушений наказание назначается за каждое (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ). При этом согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Поэтому, если нарушения зафиксированы в нескольких обособленных подразделениях, протоколы составляются в каждом случае, административное приостановление назначается конкретному виновному лицу. В данной ситуации необходимо составить отдельные протоколыв соответствии с положениями ст. ст. 28.2, 28.4 КоАП РФ по каждому факту совершения административного правонарушения
Протокол является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Судьей из содержания протокола об административном правонарушении установлено, что должностное лицо административного органа в ходе проведенной проверки пришло к выводу о том, что в ФГКУ 301 ВКГ МО РФ в ходе осуществления медицинской деятельности были нарушены требования Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 № 291, ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст.19.20 КоАП РФ. События административного (административных) правонарушений, инкриминируемых ФГКУ 301 ВКГ МО РФ были совершены 6, 10, 12, 13 декабря 2018 в г.Хабаровске, г.Комсомольске-на-Амуре, г.Биробиджане, г.Бикине во время и по адресам, указанным в п.3 описательной части протокола. При этом, ни протокол, ни материалы, приложенные к нему, не содержат сведений о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности - ФГКУ 301 ВКГ МО РФ, по данным адресам имеет филиалы (представительства), структурные подразделения, равно как и информации о том, что лечебные учреждения, осуществляющие медицинскую деятельность с нарушением лицензионных требований, расположенные по вышеуказанным адресам, являются самостоятельными юридическими лицами.
В связи с чем, не возможно сделать однозначный вывод о том совершены ли правонарушения, инкриминируемые ФГКУ 301 ВКГ МО РФ, одним или несколькими юридическими лицами, подлежит ли квалификации каждое событие как самостоятельное, за которое должен быть составлен отдельный протокол об административном правонарушении, соответственно, не возможно решить вопрос о территориальной подведомственности рассмотрения дела об административном правонарушении.
Кроме того, в нарушение вышеприведенных требований в протоколе об административном правонарушении не приведена квалификация каждого вменяемого ФГКУ 301 ВКГ МО РФ события административного правонарушения, совершенного в разное время и в разном месте, по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Однако в протоколе об административном правонарушении не содержится сведений о том, какие последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", повлекли за собой действия ФГКУ 301 ВКГ МО РФ.
Как следует из ч. 2, 3 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разъяснил, что судьи рассматривают такие дела, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимость обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Дела об административных правонарушениях передаются на рассмотрение судье в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании определения органа или должностного лица, к которым поступило дело. Определение выносится в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и должно отвечать требованиям ст. 29.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе содержать мотивы принятого решения.
В связи с указанными обстоятельствами протокол подлежит возвращению должностному лицу его составившему.
На основании изложенного, руководствуясь со ст. 28.2, ст. 29.4 КоАП РФ,
определил:
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 21 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ 29.12.2018 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░