Дело № 3-56/2013
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Волгоград18 сентября 2013 г.
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего судьи Ждановой С.В.,
при секретаре Булдаковой С.В.,
с участием прокурора Волгоградской областной
прокуратуры Дружининой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «Мелиоратор» о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 4 декабря 2006 г. № 1343-ОД (ред. от 18.12.2012) «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Николаевский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями»,
установил:
Приложением № 4 к Закону Волгоградской области от 4 декабря 2006 г. № 1343-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Николаевский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» утверждён «Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Николаевского муниципального района, но не отнесённых законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Николаевского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Николаевским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Ильичевского сельского поселения», в состав которого включено:
1. имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования:
- здание конторы, с инвентарным номером 000000038, расположенное по ул.Макаренко д.2, с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области (п.1 раздел 1, приложения № 4);
- здание администрации, с инвентарным номером 000000043, расположенное по ул.Макаренко, д.4 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области (п.2 раздел 1, приложения № 4);
- комната в здании конторы ПСК «Мелиоратор», с инвентарным номером 000000025, расположенная в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области (п.4 раздел 1, приложения № 4);
-здание гаража, с инвентарным номером 000000030, расположенное по ул.Макаренко, д.49 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области (п.6 раздел 1, приложения № 4);
2. имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения:
- нежилое здание одноэтажное, с инвентарным номером 000000035, расположенное по ул.Макаренко, д.50 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области (п.1 раздел XII, приложения № 4);
- здание склада, с инвентарным номером 000000036, расположенное по ул.Макаренко, д.52 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области (п.2 раздел XII, приложения № 4);
- здание машинно-тракторной мастерской, с инвентарным номером 000000037, расположенное по ул.Макаренко, д.54 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области (п.3 раздел XII, приложения № 4);
- нежилое здание одноэтажное, с инвентарным номером 000000041, расположенное по ул.Макаренко, д.24 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области (п.4 раздел XII, приложения № 4);
- здание столовой, с инвентарным номером 000000042, расположенное по ул.Макаренко, д.26 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области (п.5 раздел XII, приложения № 4);
- комплекс одноэтажных зданий складов с площадкой, с инвентарным номером 000000040, расположенный по ул.Макаренко с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области (п.7 раздел XII, приложения № 4).
Конкурсный управляющий открытого акционерного общества«Мелиоратор» (далее – ОАО «Мелиоратор») обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2, 4, 6 раздела 1 и пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7 раздела XII приложения № 4 к названному Закону Волгоградской области, ссылаясь на противоречие данного правового регулирования статье 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и соответственно нарушающим права ОАО «Мелиоратор» как собственника имущества.
В обоснование заявления конкурсный управляющий ОАО «Мелиоратор» указал на то, что в собственность Ильичевского сельского поселения фактически передано недвижимое имущество, указанное в оспариваемой части Закона Волгоградской области, собственником которого является ОАО «Мелиоратор» - правопреемник ПСК «Мелиоратор» и совхоза «Мелиоратор», построившего спорные здания в 1980-1990-х годах. С момента постройки зданий совхоз «Мелиоратор», затем ПСК «Мелиоратор», а затем и ОАО «Мелиоратор» владел, пользовался и распоряжался спорными объектами, нёс расходы, связанные с содержанием объектов. Указанные объекты включены в общий комплекс производственных объектов ОАО «Мелиоратор», находятся на балансе, учитываются в инвентарных карточках.
Кроме того, задание администрации, расположенное по ул.Макаренко д.4 в с.Путь Ильича арендуется Ильичевским сельским поселением у ОАО «Мелиоратор», что также, по мнению заявителя, подтверждает право собственности ОАО «Мелиоратор» на указанный объект.
Также оспариваемый в приведённой части Закон области не позволяет индивидуализировать часть имущества, переданного в муниципальную собственность Ильичевскому сельскому поселению, по мотиву совпадения инвентарных номеров.
В частности, инвентарный номер 000000038, присвоенный объекту «здание конторы», присвоен также существующему в натуре объекту «скульптура Ленина», переданному в собственность Левчуновского сельского поселения (раздел Х, пункт 2, приложения № 6 к Закону Волгоградской области № 1343-ОД), а также объекту «сельский дом культуры», переданному в собственность Новобытовского сельского поселения (раздел 1Х, пункт 1, приложения № 8 к Закону Волгоградской области № 1343-ОД).Аналогичным образом в Законе полностью дублируются инвентарные номера всех спорных объектов.
Кроме того, содержание оспариваемых пунктов 4, 6 раздела 1, пунктов 1, 2, 3, 7 раздела 7 Закона Волгоградской области № 1343-ОД является неопределённым, поскольку не позволяет точно установить, какие именно объекты недвижимости переданы в собственность Ильичевского сельского поселения.
Передача в собственность Ильичевского сельского поселения спорных объектов, противоречит ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку названные объекты не включены в перечень имущества, которое могло бы находиться в собственности поселений.
Кроме того, Николаевский муниципальный район Волгоградской области не имел права передавать в собственность Ильичевского сельского поселения спорные объекты недвижимости, поскольку не являлся собственником указанного имущества. Так, в «Перечне предприятий, учреждений, организаций и имущества государственной собственности Волгоградской области, принимаемых в муниципальную собственность Николаевского района», утверждённого решением Николаевского районного Совета народных депутатов Волгоградской области от 19.05.1993 г. № 5/65, не поименованы спорные объекты недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель заявителя – Кушнерук Е.С., действующий по доверенности, заявленные требования поддержал, а также добавил, что указанным Законом в оспариваемой части нарушается право пользования заявителем спорными объектами имущества, а также право на судебную защиту. Просит признать Закон в оспариваемой части недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.
Представитель заявителя – Шпак И.С. заявленные требования поддержала в полном объёме.
Представители Губернатора Волгоградской области Сучков В.А., действующий по доверенности и Волгоградской областной Думы Хабарова Е.В., действующая по доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражали, настаивая на принятии оспариваемого закона уполномоченным органом без нарушения требований законодательства, предъявляемых к принятию и вступлению в силу.
Представитель Администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области и Николаевской районной Думы Пшеничная С.И., действующая по доверенностям, поддержав возражения органов государственной власти субъекта Российской Федерации, пояснила, что право собственности Николаевского муниципального района Волгоградской области на спорные объекты недвижимого имущества возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». На момент принятия оспариваемого закона право собственности Ильичевского сельского поселения на указанные здания никем не обжаловано.
Глава Ильичевского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области Сивко С.И., возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив при этом, что начиная с 2006 года, администрация Ильичевского сельского поселения владеет и пользуется переданным ей имуществом.
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Мингосимущество) ВещеваловаН.Н., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Однако в судебном заседании 4 сентября 2013 г. Вещевалова Н.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, настаивая на принятии оспариваемого закона уполномоченным органом без нарушения требований законодательства, предъявляемых к принятию и вступления в силу.
Заявитель – конкурсный управляющий ОАО «Мелиоратор» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещён надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Дружининой И.А., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что во исполнение положений ст. 83, 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", согласно которым до 1 января 2009 года устанавливается переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий, Волгоградской областной Думой 21 ноября 2006 года принят Закон Волгоградской области от 4 декабря 2006 года N 1343-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Николаевский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете "Волгоградская правда", N 228, 07.12.2006 (спецвыпуск 5) и вступил в законную силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (статья 3 Закона).
Статьей 1 названного Закона был утвержден согласно приложению N 4«Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Николаевского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Николаевского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Николаевским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Ильичевского сельского поселения» (далее - Перечень).В указанный перечень вошло имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, а также имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных средств.
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае нахождения в границах территории муниципального образования (за исключением города) других муниципальных образований предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации.
На основании указанных выше положений Федерального закона суд приходит к выводу о том, что оспариваемый областной Закон принят Волгоградской областной Думой в пределах ее компетенции.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Инструкцией Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденной Минсельхозом РФ, Госкомимуществом РФ 10 февраля 1992 г. (утративших силу с 27 января 2003 г.), в состав имущества, передаваемого (продаваемого) совхозами муниципальным органам, включались объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения и др.). Право выбора способов передачи имущества принадлежало трудовому коллективу, в интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры могли оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов. Решение трудового коллектива совхоза о безвозмездной передаче социальной инфраструктуры в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов согласовывались с сельским (поселковым) Советом народных депутатов.
Администрацией Николаевского района Волгоградской области вынесено постановление № 21 от 31.01.1992 г. «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.91 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», согласно которому колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд и другие объекты (п.2.4); предприятия, создаваемые при реорганизации колхозов и совхозов, имеют право покупать землю и имущество бывшего хозяйства у работников хозяйства, фонда государственного имущества, сельского Совета народных депутатов (п.2.10).
Согласно статьям 49, 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. При этом в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п.3 ч.1 ст.50), а также имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения (п.11 ч.2 ст.50).
Таким образом, включение спорных объектов в перечень имущества, подлежащего передаче в собственность поселения, не противоречит приведённым выше нормам права.
Порядок перераспределения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу предписаний данного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничение имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Законы субъектов Российской Федерации о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта Российской Федерации о разграничении указанного имущества.
Из обстоятельств дела следует, что процедура утверждения перечня имущества, передаваемого в собственность Ильичевского сельского поселения Николаевским муниципальным районом Волгоградской области, соблюдена, указанный Перечень согласован главой Николавеского муниципального района Волгоградской области и главой Ильичевского сельского поселения Николаевского района Волгоградской области. В данном перечне как согласованное к передаче указано, в частности:
- здание конторы, с инвентарным номером 000000038, расположенное по ул.Макаренко д.2, с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области;
- здание администрации, с инвентарным номером 000000043, расположенное по ул.Макаренко, д.4 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области;
- комната в здании конторы ПСК «Мелиоратор», с инвентарным номером 000000025, расположенная в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области;
-здание гаража, с инвентарным номером 000000030, расположенное по ул.Макаренко, д.49 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области;
- нежилое здание одноэтажное, с инвентарным номером 000000035, расположенное по ул.Макаренко, д.50 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области;
- здание склада, с инвентарным номером 000000036, расположенное по ул.Макаренко, д.52 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области;
- здание машинно-тракторной мастерской, с инвентарным номером 000000037, расположенное по ул.Макаренко, д.54 в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области;
- нежилое здание одноэтажное, с инвентарным номером 000000041, расположенное по ул.Макаренко в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области;
- здание столовой, с инвентарным номером 000000042, расположенное по ул.Макаренко в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области;
- комплекс одноэтажных зданий складов с площадкой, с инвентарным номером 000000040, расположенный по ул. Макаренкос. Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области.
Содержание данного перечня имущества совпадает с приложением № 4 к оспариваемому нормативно правовому акту.
Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области разработан проект закона Волгоградской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Николаевский муниципальный район и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями», к проекту составлена пояснительная записка, правовым управлением Волгоградской областной Думы от 20 ноября 2006 года проведена юридическая экспертиза указанного проекта закона Волгоградской области, принятого в первом чтении постановлением Волгоградской областной Думы 21 ноября 2006 г. № 16/624-1 (т.2 л.д.213-250, т.3 л.д.25-43, 47-61).
Решением Малого Совета Николаевского районного Совета народных депутатов от 19 мая 1993 г. № 5/65 «О принятии предприятий и имущества государственной собственности Волгоградской области в муниципальную собственность Николаевского района» в муниципальную собственность указанного района переданы государственные предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории района и государственное имущество, находящееся в пользовании предприятий и организаций (т.3 л.д.44-46).
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что перечень имущества, передаваемого в собственность Ильичевского сельского поселения Николаевским муниципальным районом Волгоградской области, согласован сторонами надлежащим образом, проверен на соответствие требованиям федерального законодательства.
Доводы заявителя о том, что в перечень имущества включены спорные объекты имущества, собственником которого на момент передачи в Ильичёвское сельское поселение в 2006 году являлся ОАО «Мелиоратор»- правопреемник ПСК «Мелиоратор» и совхоза «Мелиоратор», построившего спорные здания в 1980-1990-х годах, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Так, в соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Однако заявителем не представлены суду доказательства государственной регистрации права собственности на указанное имущество, до принятия оспариваемого Закона Волгоградской области от 4 декабря 2006 г. № 1343-ОД. Не представлены также сведения о праве собственности с Бюро технической инвентаризации Николаевского района, проводившего регистрацию прав на недвижимое имущество до принятия Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года. Передача спорных объектов недвижимого имущества от совхоза «Мелиоратор» в ПСК «Мелиоратор» ничем не подтверждена.
В силу ст.60 ГПК РФ показания свидетеля Ткаченко А.И. о том, что спорные объекты недвижимости ошибочно были включены в перечень имущества, передаваемого в Ильичевское сельское поселение, и показания свидетелей Ткаченко Е.Г. и Новиковой Т.В., пояснивших, что право собственности на спорные объекты недвижимости, принадлежащее совхозу «Мелиоратор», перешло при реорганизации совхоза к ПСК «Мелиоратор», а затем к ОАО «Мелиоратор», допустимыми доказательствами возникновения права собственности не являются, в связи с чем суд не принимает их во внимание.
Также суд не принимает во внимание показания свидетелей Ханбахадова М.Т., Козловой В.Ф., Зеленского В.В., Гура В.Г., из которых следует, что объектами недвижимого имущества пользуется ОАО «Мелиоратор», поскольку свидетельские показания не могут служить доказательством права собственности на недвижимое имущество.
С учетом уже высказанной позиции по аналогичным обстоятельствам суд не принимает во внимание показания свидетелей Монастырного В.Н. и Степаненко А.В., из которых следует, что спорные объекты недвижимого имущества использовались также другими лицами.
Факт нахождения спорного имущества на балансе ОАО «Мелиоратор» не подтверждает законность возникновения права собственности ОАО «Мелиоратор»на спорное имущество, исходя из положений ст.217 ГК РФ.
Не подтверждает также возникновение права собственности ОАО «Мелиоратор» на спорные объекты договор аренды здания администрации.
Не нашли также своего подтверждения доводы заявителя относительного того обстоятельства, что на момент принятия закона Волгоградской области № 1343-ОД оспариваемое имущество не находилось в муниципальной собственности Николаевского муниципального района Волгоградской области (указанное имущество не включено в перечень предприятий, учреждений, организаций и имущества государственной собственности Волгоградской области, переданных в муниципальную собственность Николаевского сельского поселения, утверждённого Решением Малого Совета Николаевского районного Совета народных депутатов от 19.05.1993 г.), в связи с чем оно не могло быть передано в собственность Ильичевского сельского поселения в порядке разграничения муниципальной собственности.
Так, в силу ст.8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные в качестве таковых законом.
Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РСФСР, собственность в РСФСР делилась на государственную (общенародную) собственность; колхозно-кооперативную собственность; собственность профсоюзных и иных общественных организаций и личную.
Собственность совхозов, а также основной жилищный фонд в городах и в поселках городского типа в соответствии со ст. 95 ГК РСФСР являлась государственной собственностью.
27 декабря 1991 года Верховный Совет Российской Федерации во исполнение Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" принял постановление N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В приложении N 3 данного постановления к муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, а именно жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных советов народных депутатов (местной администрации).
Исходя из изложенного, нежилой фонд совхоза являлся государственным, и подлежал передаче в муниципальную собственность.
Поскольку соответствующие объекты являлись объектами муниципальной собственности на основании положений названного постановления Верховного Совета РФ (в силу прямого указания закона), спорные объекты должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утверждённого перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что указанные в заявлении объекты не являлись объектами муниципальной собственности и не могли быть переданы в собственность Ильичевского сельского поселения в порядке разграничения муниципальной собственности.
Не может являться основанием для удовлетворения заявления совпадение инвентарных номеров объектов, переданных в собственность Ильичевскому сельскому поселению с номерами объектов, переданных законом Волгоградской области № 1343-ОД другим сельским и городскому поселению Николаевского района Волгоградской области, по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.10 Закона Волгоградской области «Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом» в целях включения объектов муниципального имущества в предусмотренные настоящим Законом перечни осуществляется: инвентаризация объектов муниципального имущества; учёт-описание и индивидуализация объектов, которые позволяют однозначно определить его основные характеристики, целевое назначение, права и обязанности по отношению к нему органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.
Из перечня имущества, переданного Николаевским муниципальным районом Волгоградской области в собственность Ильичевского сельского поселения, следует, что во исполнение вышеуказанных требований закона, а также требований Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п.18 Инструкции по бюджетному учету, утверждённой приказом Министерства финансов РФ от 10.02.2006 № 25н, действовавшей на время принятия оспариваемого Закона Волгоградской области, присвоен уникальный порядковый номер, имеется полное наименование передаваемого имущества, адрес его местонахождения.
Присвоение инвентарных номеров другим объектам, передаваемых Николаевским муниципальным районом в порядке разграничения, не является нарушением требований вышеуказанным норм права, поскольку аналогичные номера присваивались объектам, передаваемым в другие сельские поселения Николаевского района Волгоградской области (Левчуновское сельское поселение, Новобытовское сельское поселение и др.), указанные объекты утверждены в других перечнях оспариваемого Закона Волгоградской области. Кроме того, как было установлено в судебном заседании, имущественные объекты, указанные в оспариваемом Законе, были переданы Николаевским муниципальным районом в собственность Ильичевского сельского поселения, без предварительного оформления его в собственность муниципального района. В связи с чем указанным объектам инвентарные номера присваивались впервые.
Утверждения заявителя о неопределённости оспариваемых пунктов 4, 6 раздела 1, пунктов 1, 2, 3, 7 раздела 7 приложения № 4 к Закону Волгоградской области № 1343-ОД, судом отклоняется, поскольку данные пункты содержат все характеристики объектов, позволяющие их идентифицировать.
Доводы заявителя о незаконности оспариваемого в части Закона Волгоградской области № 1343-ОД в виду отсутствия на спорные объекты технической документации, являются несостоятельными, поскольку из анализа вышеприведённых нормативных правовых актов следует, что обязанность по передаче и принятию соответствующих объектов определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде разработки технической или правоустанавливающей документации в случае её отсутствия у передающей стороны.
Ссылка ОАО «Мелиоратор» на то, что часть объектов в настоящее время располагается по другому адресу, не может являться основанием для удовлетворения требований, поскольку первоначальная нумерация домов и название улиц изменились в связи с изданием Главой Ильичевского сельского поселения постановления № 12а от 6.03.2012 г. «Об уточнении наименования улиц в с.Путь Ильича Николаевского района Волгоградской области» (т.1 л.д.215).
Кроме того, с учётом обстоятельств настоящего дела и особенностей производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, вышеуказанные доводы не могут повлечь признание нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Оценивая в совокупности доводы, изложенные ОАО «Мелиоратор» в заявлении и в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что фактически заявителем оспаривается право собственности на спорные объекты недвижимости. Такие требования подлежат разрешению в ином судебном порядке.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в 2012 г. состоялось обращение ОАО «Мелиоратор» в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Ильичевскому сельскому поселению о признании права собственности на недвижимое имущество, в том числе на объекты недвижимости, перечисленные в оспариваемом Законе, которое судом 26 июня 2012 г. было удовлетворено (т.2 л.д.186-190). Постановлением двенадцатого Арбитражного апелляционного суда г.Саратова от 25.09.2012 г. вышеуказанное решение Арбитражного суда Волгоградской области в обжалуемой части было отменено, в удовлетворении требований в части признания права собственности на имущество, перечисленное в оспариваемом Законе: машинно-тракторную мастерскую, сооружение крытый ток, зерносклад, здание конторы, столовой, здание администрации, отказано (т.1 л.д.208-214). Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2013 г. указанное постановление оставлено без изменений (т.4 л.д.34-37).
Судом было установлено, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2012 г. по делу № А12-6884/2012 за ОАО «Мелиоратор» признано право собственности на: комнату в здании конторы ПСК «Мелиоратор», которая поименована в перечне оспариваемого Закона Волгоградской области (п.4 раздел 1, приложение № 4); пять объектов здания гаража, которые в перечне оспариваемого Закона поименованы как «здание гаража» (п.6 раздел 1, приложения 4); 10 объектов недвижимого имущества, которые вошли в перечень как «комплекс одноэтажных зданий складов с площадкой» (п.7 раздел Х11 приложения 4).
Таким образом, право собственности на часть имущества, перечисленного в перечне оспариваемого в части Закона Волгоградской области от 4 декабря 2006 г. № 1343-ОД, перешло от Ильичевского сельского поселения Николаевского района Волгоградской области к ОАО «Мелиоратор» на основании вышеуказанного решения суда в 2012 году.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать на основании судебного решения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 17 указанного закона вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июня 2012 г. является самостоятельным основанием для государственной регистрации права за ОАО «Мелиоратор» на указанные объекты недвижимости.
При этом оспариваемый акт не ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы ОАО «Мелиоратор».
Доводы представителя заявителя в той части, что Закон Волгоградской области им оспариваетсяв силу нарушения права пользования ОАО «Мелиоратор» спорными объектами имущества, которое возникло у него в силу правопреемства от совхоза «Мелиоратор», при этом заявителем не заявляется спор о праве, суд считает несостоятельными, поскольку в силу положений ст.209 ГК РФ только собственнику принадлежит право пользования имуществом.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Закон Волгоградской области от 4 декабря 2006 г. № 1343-ОД (ред. от 18.12.2012) «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Николаевский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» принят компетентным органом с соблюдением установленной законом процедуры, приложение № 4 «Переченьобъектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Николаевского муниципального района, но не отнесённых законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Николаевского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Николаевским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Ильичевского сельского поселения» к указанному Закону Волгоградской области в части разграничения оспариваемого заявителем имущества – здания конторы, здания администрации, комнаты в здании конторы ПСК «Мелиоратор», здания гаража, нежилого здания одноэтажного, здания склада, здания машинно-тракторной мастерской, нежилого здания одноэтажного, здания столовой, комплекса одноэтажных зданий складов с площадкой не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
Решил:
в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Мелиоратор» о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 4 декабря 2006 г. № 1343-ОД (ред. от 18.12.2012) «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Николаевский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» отказать.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.В.Жданова
решение в окончательной
форме принято 23 сентября 2013 г.