РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2015 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Мороховец О.А.,
с участием:
заявителя Струкова В.А.,
представителя заявителя Леонтьева В.В.,
представителя Межрайонной ИФНС России по СК № Морозовой И.В.,
при секретаре Панариной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Струкова В. А. на постановление по делу об административном правонарушении от дата г., вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Саловым В.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении от дата г., вынесенным начальником Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Саловым В.А., Струков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание – административный штраф в размере 4000 рублей.
Струков В.А., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, из которой следует, что дата должностными лицами Межрайонной ИФНС России № по <адрес> проводилась проверка порядка соблюдения ТСЖ «Надежда» требований Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ) за период дата по дата
По результатам проверки составлен акт 000150, в котором заявлено, что товарищество при осуществлении деятельности в качестве платежного агента не использовало специальный банковский счет для осуществления расчетов и зачисления платежей потребителей за коммунальные услуги. Налоговый орган посчитал, что это является нарушением ст. 15.2 КоАП РФ и наложил взыскание в виде штрафа на ТСЖ «Надежда» как на юридическое лицо и отдельно на председателя ТСЖ «Надежда».
ТСЖ «Надежда» в своей деятельности руководствуется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в котором четко прописаны цели и задачи ТСЖ. В ЖК РФ, являющемся основополагающим в деятельности ТСЖ, нет ни одного слова о том, что деятельность ТСЖ по сбору средств в рамках своей деятельности подпадает под действие закона о деятельности платежных агентов.
К договорным отношениям, регулируемым законодательством, но агентской деятельности ТСЖ «Надежда» имело отношение только и рамках договора с ОАО «Ставропольский городской расчётный центр» (далее - ОАО«СГРЦ»).
С ОАО «СТРЦ» заключен агентский договор № по расчётам оплаты за жилищные услуги. По этому договору ТСЖ являлся принципалом (то есть заказчиком услуг платежного агента, а ОАО «Ставропольский городской расчетный центр», в соответствии со ст. 2 п. 3 Федерального закона от дата № 103- ФЗ, является платежным агентом. Статья 14 Федерального закона от дата № 103-ФЗ обязывает открывать агентские счета именно платежными агентами.
В неправомерной трактовке закона налоговым органом обе стороны договора (ТСЖ «Надежда» и ОАО «СГРЦ») являются платежными агентам, между тем как платежным агентом является ОАО «СГРЦ», а ТСЖ является некоммерческой организацией со строго очерченными ЖК РФ уставными обязанностями по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
Согласно выписке по счёту 40703810760220000310 ТСЖ «Надежда» в проверяемом периоде зафиксированы перечисления денежных средств со специального счёта ОАО «СГРЦ» (платежного агента) на расчётный счёт ТСЖ«Надежда». Налоговый орган считает это нарушением действующего законодательства, между тем этот порядок расчетов является единственно законной схемой расчетов для ТСЖ: платежный агент аккумулирует платежи населения для принципала (в данном случае для ТСЖ «Надежда») оставляет себе оговоренный договором процент за свои услуги, а остальные собранные средства перечисляет на расчетный счет принципала, который обычным порядком расходует получаемые от агента денежные средства для ведения своей уставной деятельности.
Налоговый орган ошибочно причисляет ТСЖ к поставщикам услуг и на этом основании считает ТСЖ платежным агентом, который должен аккумулировать платежи населения на специальный банковские счет.
Статья 138 ЖК РФ трактует деятельность ТСЖ как совместное управление собственниками жилья общим имуществом дома через свои выборные органы (правление и председателя ТСЖ), ни о каких услугах поставки чего бы то ни было речи нет в принципе.
Устав ТСЖ, зарегистрированный в налоговом органе, тоже ясно и однозначно говорит о деятельности в рамках именно жилищного Кодекса, никакие услуги поставщика в Уставе ТСЖ никогда не заявлялись. Если налоговый орган считал, что деятельность ТСЖ - это поставка неких услуг, а несовместное управление собственниками жилья многоквартирным домом, то он вправе был не регистрировать Устав ТСЖ «Надежда» в нынешнем его виде, а вернуть на доработку в соответствии со своим пониманием закона, однако этого сделано не было.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в отношении ТСЖ «Надежда» и его председателя принято постановление об административном нарушении от дата ЮЛ № и от дата ФЛ № о привлечении ТСЖи председателя ТСЖ к административной ответственности по ч. 2 ст.15.1КоАПРФ в виде штрафа на ТСЖ в размере 40 000 рублей и на председателя ТСЖ размере 4 000 рублей.
Указанное постановление о привлечение к административной ответственности является незаконным и бездоказательным. Отсутствует событие административного правонарушения, это означает отсутствие доказательств, подтверждающих сам факт административного правонарушения.
Что касается расчетов с ресурсоснабжающими организациями, то налоговому органу были предоставлены доказательства, что в соответствии с решением общего собрания, собственники вносят плату за коммунальные платежи непосредственно в РСО.
Если потребители, внося плату непосредственно на расчетный счет или кассу поставщика, Федеральный закон от дата № 103-ФЗ не применяется, вот если бы ТСЖ (или другое лицо, кроме банка) принимало платежи в пользу другого поставщика, то тогда налоговый орган был бы вправе ставить вопрос о применении норм указанного Закона. Спецсчета нужны для «расщепления денег» на «свои» расчетный счет и «чужие» - спец. счет, и контроль в этом вопросе как раз и состоит в том, чтобы не путать «свои» и «чужие» (клиентские) средства, между тем у ТСЖ «Надежда» нет «чужих» денег.
У ТСЖ «Надежда» нет заключенных договоров с поставщиками коммунальных ресурсов об осуществлении деятельности платежного агента (за вознаграждение) по приему платежей от физ. лиц. Это доказывается, в частности и тем, что по результатам проверки налоговым инспектором не были доначислены налоги за ведение коммерческой (агентской) деятельности некоммерческой организацией (ТСЖ).
Инспекция, привлекая ТСЖ «Надежда» к административной ответственности, рассматривала его деятельность по приему платежей от жителей дома как деятельность платежного агента (платного оператора по приему чужих платежей), что не соответствует фактическим обстоятельствам. Пункт 1 части 2 Федерального закона от дата 103- ФЗ. ТСЖ «Надежда» такие услуги не оказывает (не вносит платы за жилое помещение и коммунальные услуги за потребителей, то есть не является посредником между потребителем и РСО или другими поставщиками.
Деятельность ТСЖ «Надежда» по проведению расчетов непосредственно с физическими лицами (собственниками жилых помещений в многоквартирном доме) в силу законодательно закрепленных Жилищным кодексом Российской Федерации норм осуществляется именно в связи выполнением с ТСЖ уставных обязанностей по управлению многоквартирным домом.
В жилищном законодательстве к поставщикам относятся только ресурсоснабжающие организации, но никак не ТСЖ.
При рассмотрении данного дела налоговая сообщает об отсутствии в деле отягощающих обстоятельств и умалчивает о смягчающих обстоятельств, таких как ТСЖ «Надежда» - некоммерческая организация, председатель - многодетный отец.
Наложение штрафа на председателя ТСЖ «Надежда» в размере 4000рублей - это лишение одного из членов семьи средств к существованию на один месяц. Такое административное наказание является, по сути, административным преследованием, не имеющим под собой ни законных ни моральных оснований.
Председатель правления ТСЖ не относиться к должностным лицам и не может нести ответственность в качестве такового за совершение административного правонарушения.
В соответствии с Уставом ТСЖ «Надежда» все организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции исполняют общее собрание членов Товарищества и правление Товарищества (коллегиальный исполнительный орган ТСЖ).
Просит суд отменить постановление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> по делу об административном правонарушении ФЛ№ от дата г.
Заявитель Струков В.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила удовлетворить.
Представитель заявителя ЛеонтьевВ.В., поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил суд отменить постановление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> по делу об административном правонарушении ФЛ№ от дата г.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, по доверенности Морозова И.В., просила постановление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> по делу об административном правонарушении ФЛ № от дата оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 18 ст. 4 Федерального закона от дата №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Положениями ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Судом установлено, что ТСЖ «Надежда» в соответствии со ст. 2 п. 1 Федерального закона от дата № 103-ФЗ является поставщиком оказываемых услуг. Между ТСЖ «Надежда» и ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» заключен агентский договор № по расчетам платы за жилищные услуги, где ОАО является платежным агентом.
Факт поступления на расчетный счет ТСЖ «Надежда» денежных средств со специального счета платежного агента ОАО«Ставропольский городской расчетный центр», в нарушение ч. 18 ст. 4 Федерального закона от дата № 103-ФЗ, подтверждается выпиской по счету 40703810760220000310 и актом налоговой проверки № от дата
Доводы, изложенные в акте, заявителем и его представителем не опровергнуты. Вышеназванный акт в установленном законом порядке незаконным не признан.
Председателем ТСЖ «Надежда» является Струков В.А., что подтверждается приказом от дата г., выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Действия Струков В.А., председателя правления ТСЖ «Надежда», как должностного лица, были квалифицированы по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Салова В.А. от дата председатель ТСЖ«Надежда» СтруковВ.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Обстоятельства нарушения председателем правления ТСЖ «Надежда» Струковым В.А. положений ч. 18 ст. 4 Федерального закона от дата №103-ФЗ подтверждаются актом № от дата г., предписанием об устранении выявленных нарушений законодательства от дата г., протоколом об административном правонарушении № от 12.12.2014г., агентским договором по расчетам оплаты за жилищно-коммунальные и прочие услуги № от дата г., приказом о принятии Струкова В.А. на работу в ТСЖ «Надежда» на должность председателя, выпиской по счету ТСЖ «Надежда», открытого в банке ОАО «Сбербанк России», другими материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Струковым В.А., как должностным лицом, необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств по открытию специального банковского счета, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, заявителем не представлено.
Таким образом, должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о наличии в действиях председателя правления ТСЖ«Надежда» Струкова В.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в своей деятельности ТСЖ «Надежда» надлежит руководствоваться лишь нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ в рассматриваемой части не распространяются на деятельность ТСЖ, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Административное наказание назначено Струкову В.А. с учетом требований ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, нормы материального права применены правильно.
В связи с чем, оснований для отмены постановления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> по делу об административном правонарушении ФЛ № от дата не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Салова В.А. по делу об административном правонарушении ФЛ № от дата оставить без изменения, жалобу Струкова В. А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд.
Судья О.А. Мороховец