Дело № 2-1488/2019г
(24RS0028-01-2019-001279-46)
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
28 мая 2019г Кировский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Майоровой О.А.,
с участием представителя истца Дорофеева С.И. – Рябцевой Е.С.,
представителя ответчика (ТСЖ «Клены») – Кузнецовой Л.В.,
при секретаре Лейхтлинг Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорофеев С.И. к ТСЖ «Клены» о защите прав потребителя, возложении обязанности предоставить информацию,
у с т а н о в и л
Дорофеев С.И. обратился в суд с иском к ТСЖ «Клены» о защите прав потребителя, возложении обязанности предоставить информацию, указывая на то, что он как собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с 2011г является членом указанного ТСЖ. 28.03.2019г он обратился к ответчику с требованием предоставить информацию обоснованности расчета начислений за отопление, поскольку, получив квитанцию об оплате жилищно-коммунальных услуг за февраль 2019г, обнаружил, что норма для расчета начисления за отопление увеличилась с 0,008 до 0,012, в связи с чем существенным образом увеличился размер платы – с 4098 руб 65 коп до 8145 руб 81 коп в месяц, однако, до настоящего времени требуемая информация ему предоставлена не была. Истец просит признать бездействие ТСЖ «Клены» по непредоставлению информации по начислению платы за коммунальные услуги в части увеличения размера норматива за отопление незаконным, обязать ответчика предоставить указанную информацию, взыскать в качестве компенсации морального вреда 3000 руб, а также штраф.
В судебном заседании представитель истца Дорофеева С.И. – Рябцева Е.С., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования своего доверителя в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика (ТСЖ «Клены») – Кузнецова Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала, пояснила, что не оспаривает факт обращения к ним 28.03.2019г истца с заявлением о предоставлении информации об обоснованности расчета начислений за отопление, однако, 25.04.2019г истцу был дан ответ, подтверждающий причину увеличения норматива за отопление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования законными, обоснованными, однако, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в судебном заседании, ТСЖ «Клены» как юридическое лицо зарегистрировано 22.04.2005г по адресу: г. Красноярск пер. Маяковского 18, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 18.04.2019г.
Дорофеев С.И. на основании договора о долевом участии в строительстве от 24.1.2011г является собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.06.2011г.
Управлением указанным жилым домом осуществляет ТСЖ «Клены».
Как следует из квитанции по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги по указанному жилому помещению, предоставленные ТСЖ «Клены» собственнику жилого помещения, норматив за отопление за январь 2019г составил 0,008 Гкал. Согласно аналогичной квитанции за февраль 2019г указанный норматив был увеличен до 0,012 Гкал.
28.03.2019г Дорофеев С.И. обратился в ТСЖ «Клены» с заявлением о предоставлении информации об обосновании увеличения размера нормы за отопление. До настоящего времени такая информация собственнику жилого помещения ответчиком не предоставлена, доказательств, подтверждающих обратное, им, в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исполнитель обязан, в частности, предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подпункт "р").
В силу пункта 33 Правил потребитель имеет право:
получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "б");
получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "г").
В силу ч. 1 ст. 4 ЖК РФ вопросы управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг относятся к правоотношениям, на которые распространяются положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Пунктом 1 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 17 от 28.06.2012 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010г N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Стандарт в качестве нормативного акта применяется с 09.10.2010г.
В силу пункта 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п.п. «д» п. 3 Стандарта, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Дорофеева С.И., суд исходит из того, что истец в силу требований вышеуказанных правовых норм обладает правом ознакомления с информацией о порядке начисления платы за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, такая информация истцу ответчиком в установленные законом сроки предоставлена не была, а потому бездействие ответчика следует признать незаконным, обязав его предоставить истцу информацию по начислению платы за коммунальные услуги в части увеличения размера норматива за отопление с февраля 2019г.
В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Учитывая, что ответчиком были нарушены положения законодательства о предоставлении информации по начислению платы за коммунальные услуги в части увеличения размера норматива за отопление с февраля 2019г, доказательств, подтверждающих невозможность предоставления такой информации, ответчиком суду представлено не было, учитывая степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, а также степень физических и нравственных страданий, причиненных истцу непредоставлением информации, суд считает возможным удовлетворить требования последнего, взыскав с ответчика в его пользу в качестве компенсации морального вреда сумму в размере 1000 рублей как соответствующую степени физических и нравственных страданий потребителя. Требуемую истцом сумму в размере 3000 руб суд находит явно завышенной.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Пункт 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Ответственность продавца, как следует из положений п. 3 ст. 13 и ст. 15 данного Закона, наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда, соответственно, размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя (исполнителя и т.д.) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом. Следовательно, взыскание штрафа представляет собой меру ответственности, которая применяется к продавцу (изготовителю, исполнителю) за совершение виновных действий: игнорирование обоснованных претензий потребителя, создание препятствий потребителю в реализации его прав. Таким образом, сумму штрафа следует исчислять из всех присужденных истцу сумм, следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 500 руб (1000 руб х 50% = 500 руб). Оснований для снижения размера штрафа суд не находит.
Доводы представителя ответчика о том, что 25.04.2019г истцу было направлено письмо в ответ на его заявление от 28.03.2019г, суд находит несостоятельными, не являющимися основанием для освобождения ответчика об ответственности за неисполнение возложенных на него законом обязательств, поскольку указанное письмо было направлено Дорофееву С.И. на адрес: <адрес>, где он не проживает (как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, данный адрес исполнителем ТСЖ указан ошибочно). Таким образом, требования потребителя управляющей организацией исполнены не были, соответственно, бездействие ответчика следует признать незаконным, обязав его предоставить истцу требуемую информацию и компенсировать моральный вред.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 600 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Признать бездействие ТСЖ «Клены» по непредоставлению Дорофеев С.И. информации по начислению платы за коммунальные услуги в части увеличения размера норматива за отопление с февраля 2019г незаконным.
Возложить на ТСЖ «Клены» обязанность предоставить Дорофеев С.И. информацию об обосновании изменения размера норматива за отопление с февраля 219г.
Взыскать с ТСЖ «Клены» в пользу Дорофеев С.И. в качестве компенсации морального вреда 1000 рублей, штраф 500 рублей, а всего 1500 рублей.
Взыскать с ТСЖ «Клены» в доход местного бюджета госпошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение 1 месяца со дня изготовления полного текста решения (16 час 00 мин 04.06.2019г).
Председательствующий Майорова О.А.