РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2016 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при секретаре Мусатовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары к Ячменеву № о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,
установил:
ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары обратилась в суд с указанным административным иском к Ячменеву И.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени, в обоснование своих требований, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога за 2014 год, поскольку имел в собственности транспортные средства <данные изъяты>, и плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку имел в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлялось налоговое уведомление об уплате налога за 2014 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный законом срок налог им уплачен не был, в связи с чем на основании ст.75 НК РФ были начислены пени за несвоевременную уплату налогов и направлено требование об уплате налога и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени требование не исполнено. На основании изложенного просит суд взыскать с Ячменева И.А. задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 2.315 рублей 05 копеек, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 702 рублей 01 копейки, задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 41 рубля 88 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 00 рублей 21 копейки.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствии не заявлял.
Принимая во внимание положения ч.2 ст.289 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Ячменев И.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по месту регистрации (л.д.43), о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал.
В соответствии с п.1 ст.165.1 ГК РФ извещения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно пункту 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ст.165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном заседании дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
В силу изложенного, и принимая во внимание положения ч.2 ст.289 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч.1 ст.1 ФЗ РФ «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ст.2 указанного Закона, ст.38 НК РФ, объектами налогообложения признается имущество физических лиц в виде строений, помещений и сооружений, к которым отнесены жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы в установленном порядке транспортные средства. Согласно п.1 ст.358 НК РФ автомобили признаются объектом налогообложения.
Как установлено в судебном заседании на основании сведений из базы специализированного учёта регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД (л.д.24- 25), во владении ответчика Ячменева И.А. в 2014 года находились транспортные средства <данные изъяты> Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-35) Ячменев И.А., в том числе в 2014 году являлся сособственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (доля в праве 1/5).
Таким образом, ответчик в указанный истцом налоговый период являлся собственником вышеуказанных транспортных средств и недвижимого имущества, а следовательно, был обязан уплатить транспортный налог и налог на имущество физических лиц.
Статьёй 14 НК РФ определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (п.2 ст.15 НК РФ).
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Налог на имущество физических лиц обязателен к уплате на территории муниципальных образований (ч.1 ст.399 НК РФ).
В силу п.1 п.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст.5 ч.2 ФЗ РФ «О налогах на имущество физических лиц», налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.409 НК РФ).
Таким образом, срок уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 год не позднее 01 октября 2015 года.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ, пункта 12 статьи 3 Закона Самарской области от 06.11.2002 N86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Аналогичное требование в отношении уплаты налога на имущество физических лиц установлено п.2 ст.409 НК РФ.
При этом согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление на уплату транспортного налога и налога на имущество физического лица в срок до ДД.ММ.ГГГГ за 2014 год № от 01.04.2015г. (л.д.11) направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ, вручено адресату 12.05.2016г. (л.д.13).
С получением налогового уведомления у Ячменева И.А. возникла обязанность по уплате налогов за 2014 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога за 2014 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) направлено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым реестром исходящей корреспонденции (л.д.8 оборот).
Данное требование налогового органа административным ответчиком не исполнено. Иных сведений суду не представлено.
Ставки транспортного налога определены ст.2 Закона Самарской области от 06 ноября 2002 года №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области»: к легковому автомобилю <данные изъяты>, мощностью двигателя 77 лошадиных сил применяется ставка 16 рублей с каждой лошадиной силы, к легковому автомобилю <данные изъяты>, мощностью двигателя 237 лошадиных сил применяется ставка 75 рублей с каждой лошадиной силы
Учитывая мощности двигателей, отраженные в карточках транспортных средств, инвентаризационную стоимость квартиры, налоговые ставки и фактические периоды владения ответчиком транспортными средствами и недвижимым имуществом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных налоговым истцом требований в данной части, в связи с чем взысканию с ответчика подлежит транспортный налог в размере 2.315 рублей 05 копеек, налог на имущество в размере 41 рубль 88 копеек
Согласно ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пунктом 5 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку в установленный законом срок налог не уплачен, в требовании об уплате налога за 2014 год налогоплательщику начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 702 рублей 01 копейки, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 4 рублей 31 копейки (из которых ко взысканию в судебном порядке заявлено только 00 рублей 21 копейка).
В обоснование размера пени, заявленных к взысканию, налоговый орган представил требование об уплате недоимок за 2014 год с указанием их размера (л.д.46). Однако в представленных расчетах (л.д.47-48) пени начислены на иные суммы (не на сумму недоимки). При этом налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие наличие в собственности налогоплательщика в прошлые налоговые периоды имущества, на которые начислен налог, а впоследствии и пени.
Таким образом, административным истцом в соответствии с положениями ч. 6 ст.289 КАС РФ не представлено надлежащих и достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод обоснованности начисления налоговых санкций (пени) за иные налоговые периоды, в связи с чем основания для взыскания пени за предшествующие периоды отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования о взыскания пени подлежат удовлетворению в части взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год, что составляет 5 рублей 09 копеек, а также пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2014 в размере 00 рублей 09 копеек
В силу ст.104 КАС РФ и ст.333.35 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем в соответствии со ст.114 КАС РФ государственная пошлина в сумме 400 рублей (в размере, предусмотренном ст.333.19. НК РФ) подлежит взысканию в доход государства с административного ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары удовлетворить частично.
Взыскать с Ячменева <данные изъяты>, в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 2.315 рублей 05 копеек, пени по транспортному налогу в размере 5 рублей 09 копеек, недоимку по налогу на имущество в размере 41 рубль 88 копеек, пени по налогу на имущество в размере 00 рублей 09 копеек, а всего взыскать 2.362 рубля 11 копеек.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Взыскать с Ячменева <данные изъяты> в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 21 июня 2016 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова