Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1144/2021 ~ М-852/2021 от 13.04.2021

УИД 66 RS0009-01-2021-001779-87

Дело № 2-1144/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2021 года                                 г. Нижний Тагил

Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Гуриной С.А.,

с участием представителя истца - адвоката Пермяковой Т.Л., представившей ордер от 14.05.2021г., представителя ответчика - Лисициной Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. ,

при секретаре судебного заседания Котляровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емелевой В. А. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) о перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Емелева В.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пп.1 п.4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований, истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с Е.Е.Д., супруг являлся участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом <...> группы. ДД.ММ.ГГГГ. умерДД.ММ.ГГГГ. была назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании пп.1 п.4 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно заключению Челябинского регионального межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ причина смерти Е.Е.Д. вследствие онкологического заболевания (рак желудка) связана с воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС. Истец получает две пенсии: трудовую пенсию по старости и государственную пенсию по случаю потери кормильца – <...>% от размера социальной пенсии по старости. Полагает, что размер пенсии по случаю потери кормильца должен рассчитываться по правилам пп.1 п.4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере <...>% от социальной пенсии по старости, т.е. в размере пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы, так как причина смерти Е.Е.Д. находится в прямой причинной связи с увечьем, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ. ответчику было представлено заключение и заявление о перерасчете пенсии, которое осталось без удовлетворения.

Истец Емелева В.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием своего представителя – адвоката Пермяковой Т.Л., на исковых требованиях настаивает.

Представитель истца - адвокат Пермякова Т.Л. заявленные исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что супруг истца являлся инвалидом <...> группы, с ДД.ММ.ГГГГ. проходил службу в качестве ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Представитель ответчика - Лисицина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, указанные в письменном отзыве. Суду пояснила, что истец получает две пенсии: по старости по Списку и по случаю потери кормильца, которая назначена как нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца, пострадавшего в результате радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с пп.1 п.1 ФЗ № 166-ФЗ в размере 125% размера социальной пенсии. Истец одновременно получает две пенсии в соответствии с пп.5 п.3 ст. 3 ФЗ № 166-ФЗ, отнесена к категории лиц, которые могут получать две пенсии на основании пп.1 п.1 ст. 10 данного закона. При обращении за пенсией по случаю потери кормильца истец представила свидетельство о смерти, выписку из акта освидетельствования, где было указано, что заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС. Доводы истца о том, что пенсия должна рассчитываться в размере 200% ошибочны. Пенсия по пп.1 п.4 ст. 15 Закона, как вторая пенсия, может быть назначена только вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Супруг истца умер после исполнения иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС. Права на исчисление второй пенсии – пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 15 Закона истец не имеет.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Исходя из закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие на территории Российской Федерации и с ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судом сторонам вручены копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству. Обязанность доказывания сторонам разъяснена, бремя доказывания между сторонами распределено, и стороны имели достаточно времени и возможностей для сбора и предоставления доказательств.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление доказательств и возражений в установленный срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.7; ст.37, ч.3; ст. 39, ч.1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом (п.2 ст. 3 Федерального закона РФ от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», далее – Закон № 166-ФЗ.)

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

- гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца) (пп.5 п.3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ).

Согласно ст. 10 Закона № 166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе:

- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы (пп.1 п1 ст. 10);

- граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп.2 п.1 ст. 10);

- граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (пп.3 п.1 ст. 10);

- нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта (пп.11 п.1 ст. 10).

К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

В соответствии с п.3 ст. 17 Закона № 166-ФЗ пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - <...> процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Судом установлено, что Емелева В.А. ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировала брак с Е.Е.Д. (л.д. 13). Е.Е.Д. являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ. Е.Е.Д. установлена инвалидность 1 группы, бессрочно, причина инвалидности – заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с катастрофой на ЧАЭС.

ДД.ММ.ГГГГ. Е.Е.Д. умер (л.д. 12).

Решением Челябинского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 15), установлено, что причина смерти Е.Е.Д. вследствие онкологического заболевания (рак желудка) связана с воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ. посмертно выдано удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом (л.д. 14).

С ДД.ММ.ГГГГ. Емелева В.А. является получателем пенсии по старости, назначенной досрочно по достижении возраста <...> за работу в особых условиях труда по Списку № 1.16.02.2012г. Емелева В.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца после смерти супруга Е.Е.Д., предоставив паспорт, трудовую книжку, свидетельство о смерти, свидетельство о браке, страховое свидетельство. Решение межведомственного экспертного совета о причине смерти, не представлялось.

С ДД.ММ.ГГГГ Емелевой В.А. назначена пенсия по случаю потери кормильца, как нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, - в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 10 Закона № 166-ФЗ в размере, исчисленном по нормам п. 3 ст. 17 данного закона.

Из объяснений представителя ответчика следует, что при обращении за назначением пенсии по случаю потери кормильца была представлена выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом. Согласно выписке Е.Е.Д. имел заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС. Данный факт представителем истца не оспаривался, также подтвержден справкой об инвалидности, выданной Е.Е.Д., в которой в качестве причины инвалидности указано на заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с катастрофой на ЧАЭС.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности решения ответчика о назначении истцу пенсии по случаю потери кормильца на основании п. 11 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ в размере, исчисленном по нормам п. 3 ст. 17 данного закона.

Истец полагает, что пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ей, должна рассчитываться по правилам пп.1 п.4 ст. 15 Закона № 166-ФЗ.

Согласно пп.4 п.3 ст. 3 Заокна № 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий также предоставляется:

- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Согласно пп.1 п.4 ст. 15 Закона № 166-ФЗ пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм закона, одним из условий для назначения спорной пенсии, является смерть военнослужащего вследствие военной травмы.

Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, то есть смерть, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28,11.2014 года N 95 8н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее по тексту - Перечень).

В соответствии с п. 38 Перечня для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 36, 37 настоящего перечня, для подтверждения условий, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы:

а) подтверждающие причину гибели (смерти) военнослужащего (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

б) подтверждающие, что смерть бывшего военнослужащего наступила вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

в) подтверждающие период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (пункт 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

При этом причина смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии (п. 95 Перечня).

В соответствии с п. 2 Разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе: военная травма; заболевание получено в период военной службы.

Согласно ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" причинная связь конкретных заболеваний, увечий (ранения, травмы, контузии) у военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с прохождением военной службы, устанавливается военно-врачебной экспертизой, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.

ДД.ММ.ГГГГ. Емелева В.А. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пп.1 п.4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предоставив копию решения Челябинского регионального межведомственного экспертного совета от 09.06.2012г. (л.д. 16). Ответчиком в удовлетворении требований о перерасчете пенсии было отказано (л.д. 18).

Истцом не представлены допустимые доказательства в подтверждение наличие оснований для расчета, назначенной ей пенсии по случаю потери кормильца по правилам пп.1 п.4 ст. 15 Закона № 166-ФЗ.

Не представлены доказательства наличия причинно-следственной связи между смертью военнослужащего и военной травмой. Документы, подтверждающие факт того, что Е.Е.Д. являлся военнослужащим в материалах дела отсутствуют. Истом не было представлено соответствующее заключение военно-врачебной комиссии или федерального учреждения медико-социальной экспертизы для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требования, основания для перерасчета размера пенсий истца по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ. у ответчика не имеется.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Емелевой В. А. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пп.1 п.4 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение суда изготовлено 14 мая 2021г.

Председательствующий

2-1144/2021 ~ М-852/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Емелева Валентина Алексеевна
Ответчики
ГУ ПФ РФ в г. Нижний Тагил
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Гурина С.А.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
13.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2021Передача материалов судье
14.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее