Дело № 2а-221/2021
10RS0006-01-2021-000561-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 01 июля 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при ведении протокола помощником судьи Герасимовым Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вохмина Дмитрия Дмитриевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Вохмин Д.Д. обратился в суд с вышеназванным административным иском.
Административный иск мотивирован тем, что административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) №. На момент обращения с указанным заявлением земельный участок находился у административного истца в аренде. На спорном земельном участке Вохминым Д.Д. простроен жилой дом с КН №, в отношении которого за административным истцом зарегистрировано право собственности. В своем решении, выраженном в письме от 23.03.2021, Министерством отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с его расположением во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, а также запретной зоне при военном складе – зона с особыми условиями использования территории 10.00-6.71. С принятым решением административный истец не согласен, в связи с чем, просит признать его незаконным, и возложить на Министерство обязанность по заключению договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
В судебном заседании истец Вохмин Д.Д. административный иск поддержал в полном объеме, отметив, что зоны охраны источника питьевого водоснабжения в настоящий момент не установлены, лишь разработан проект по их установлению. В 2012 году земельный участок предоставлялся без обременений. Полагал, что ответчиком предоставлена недостоверная информация, которая трактуется не в его пользу. При этом, строительство дома он начал на основании разрешения на строительство, выданного органом местного самоуправления. Также, административный истец, не отрицая факта расположения земельного участка в запретной зоне военного объекта, пояснил, что никаких военных объектов вблизи его дома не существует, так как соответствующие доказательства в деле отсутствуют.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям аналогичным тем, которые изложены в оспариваемом решении.
Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, администрации Лахденпохского муниципального района, ООО «Лахденпохский водоканал» при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали. Возражений относительно заявленных требований и ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.
Заслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 23.10.2012 между администрацией Лахденпохского муниципального района и Вохминым Д.Д. был заключен договор аренды земельного участка с КН № Договор прошел государственную регистрацию 25.10.2012.
Впоследствии 09.01.2018 между Министерством и Вохминым Д.Д. был заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на три года для завершения строительства. Договор прошел государственную регистрацию 17.01.2018.
На вышеназванном земельном участке Вохминым Д.Д. простроен жилой дом с КН №, право собственности на который зарегистрировано за истцом 31.12.2020.
18.02.2021 Вохмин Д.Д. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с КН № на основании п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Из оспариваемого решения от 23.03.2021 исх.№ 7088/12.4-21 следует, что Министерство отказало Вохмину Д.Д. в предоставлении в собственность земельного участка в связи с его расположением во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, а также запретной зоне при военном складе – зона с особыми условиями использования территории 10.00-6.71.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с настоящим исковым заявлением.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков в собственность относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, к компетенции административного ответчика относится принятие решений по вопросам предоставления земельных участков в собственность за плату без проведения торгов.
Пунктом 1 ст. 39.3 ЗК РФ установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка ( п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ).
Согласно подпунктам 6 и 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусматривает, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Как следует из пунктов 1.4, 1.5 и 1.13 санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 (далее – СанПиН 2.1.4.1110-02), зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В соответствии с пунктами 2.3.2.1 – 2.3.2.7. СанПиН 2.1.4 1110-02 границы второго пояса ЗСО водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. Граница второго пояса на водотоке в целях микробного самоочищения должна быть удалена вверх по течению водозабора на столько, чтобы время пробега по основному водотоку и его притокам, при расходе воды в водотоке 95% обеспеченности, было не менее 5 суток - для 1А, Б, В и Г, а также IIA климатических районов и не менее 3-х суток - для 1Д, IIБ, В, Г, а также III климатического района. Скорость движения воды в м/сутки принимается усредненной по ширине и длине водотока или для отдельных его участков при резких колебаниях скорости течения. Граница второго пояса ЗСО водотока ниже по течению должна быть определена с учетом исключения влияния ветровых обратных течений, но не менее 250 м от водозабора. Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии: при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом. Граница второго пояса ЗСО на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км - при наличии нагонных ветров до 10% и 5 км - при наличии нагонных ветров более 10%. Граница 2 пояса ЗСО на водоемах по территории должна быть удалена в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в соответствии с п. 2.3.2.5 и от уреза воды при нормальном подпорном уровне (НПУ) на 500 - 1000 м в соответствии с п. 2.3.2.4. В отдельных случаях, с учетом конкретной санитарной ситуации и при соответствующем обосновании, территория второго пояса может быть увеличена по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Как установлено судом, административный истец просит предоставить земельный участок с КН №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Также судом установлено, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Лахденпохского городского поселения находится в территориальной зоне Ж-1, зона застройки индивидуальными жилыми домами.
На запрос суда Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия представлен договор водопользования от 16.05.2016, заключенный между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и ООО «Лахденпохский водоканал», согласно которому водопользователю передано в пользование озеро Пайк-ярви (Пайкъярви).
В силу пунктов «а» и «б» статьи 6 договора озеро Пайк-ярви (Пайкъярви) является источником для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относится к водным объектам, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение. Место осуществления водопользования и границы: Республика Карелия, г. Лахденпохья; географические координаты водозаборных сооружений на озере Пайк-ярви: 61 33 20 С.Ш. 30 13 25 В.Д. Забор (изъятие) водных ресурсов осуществляется из озера на расстоянии 50 м от береговой линии.
В соответствии с условиями указанного договора и дополнительного соглашения ООО «Лахденпохский водоканал» взял на себя обязательства в срок до 30.09.2021 представить в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия проект ЗСО водного объекта.
Согласно ответу, поступившему из ООО «Лахденпохский водоканал», в настоящее время проект зон санитарной охраны водного объекта озера Пайкъярви направлен в экспертную организацию для прохождения государственной экспертизы. Ориентировочное расстояние от здания водонасосной станции до ближайшей точки спорного земельного участка составляет 164 метра. В соответствии с разработанным проектом указанный земельный участок находится во втором и третьем поясе зон санитарной охраны озера Пайкъярви (л.д. 150).
Таким образом, разъяснения ООО «Лахденпохский водоканал» от 28.06.2021 № 357 и заключение кадастрового инженера от 28.06.2021, с учетом расстояния от источника водозабора до границ спорного земельного участка, подтверждают вывод административного ответчика о расположении испрашиваемого земельного участка в границах второго пояса источника питьевого водоснабжения озера Пайкъярви. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
В качестве мероприятия на территории зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения по первому поясу указан запрет всех видов строительства (пункты 3.3.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).
По второму поясу зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения указано на регулирование отведения территории для нового строительства жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения (пункт 3.3.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Анализ приведенного выше законодательства позволяет прийти к выводу о том, что законом установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, размещенных во втором поясе зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения, отнесенным к землям, ограниченным в обороте.
Довод административного истца об отсутствии в ЕГРН сведений о границах зон санитарной охраны не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку не свидетельствует о фактическом отсутствии зоны санитарной охраны питьевого озера Пайкъярви. Более того при принятии решения по заявленному спору нельзя не учесть, что проект таких зон в настоящее время проходит государственную экспертизу и подлежит утверждению до 30.09.2021.
Поскольку спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения и испрашивается в собственность, постольку Министерством законно было отказано административному истцу в предоставлении спорного земельного участка.
Также суд полагает обоснованными доводы Министерства, изложенные в оспариваемом отказе, о невозможности предоставления спорного земельного участка, расположенного в запретной зоне при военном складе – зона с особыми условиями использования территории 10.00-6.71.
Расположение земельного участка с КН № в указанной запретной зоне подтверждается сведениями ЕГРН, согласно которым указанный земельный участок имеет сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, не зарегистрированных в реестре, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид ограничения – ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, срок действия с 15.02.2016 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (л.д. 26-29).
Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пп. пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 данной статьи.
В соответствии со ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, в котором, в том числе должны быть определены: срок, на который устанавливаются указанные зоны; требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 405 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения под военными объектами понимается существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны;
В соответствии с тем же пунктом Положения под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен. В границах запретной зоны запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; под военными объектами - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения).
В соответствии с пунктом 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Поскольку Положение содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона, а значит к данным объектам следует также отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.
Таким образом, земли обороны и безопасности, в том числе земельные участки в границах запретных зон и районов, относятся к землям, ограниченным в обороте, и не могут быть предоставлены в частную собственность, поскольку такая возможность федеральным законом не предусмотрена.
В данном случае, не может быть принят во внимание довод административного истца о том, что вблизи его земельного участка отсутствуют какие-либо военные объекты, поскольку в силу изложенных норм под военными объектами понимаются объекты как существующие, так и планируемые к строительству.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Министерства об отказе в предоставлении Вохмину Д.Д. в собственность земельного участка является законным и обоснованным. Следовательно, административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 08.07.2021.