РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2014 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при секретаре Коробчук С.А.,
с участием представителя заявителя Сафроновой Т.А. по доверенности Астапова П.А., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Московского В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1009/14 по заявлению Сафроновой Татьяны Алексеевны о признании сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество незаконным, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности,
установил:
Сафронова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество незаконным, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности.
В обоснование доводов заявления заявитель указала на то, что на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Тулы от 02.08.2012 она и Петрова Н.С. являются собственниками нежилого помещения – подвала лит. под Г 2, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель заявителя Сафроновой Т.А. по доверенности Астапов П.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с соответствующим заявлением, однако сообщением от 28.02.2014 в государственной регистрации права долевой собственности было отказано по причине того, что представленное на регистрацию нежилое помещение не стоит на кадастровом учете.
Считает данный отказ незаконным, поскольку принадлежащий ей объект недвижимости лит. под Г 2 состоял на техническом учете в 2003, 2006 годах, что отражено в соответствующих технических паспортах, при этом, согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация» от 24.02.2012 в 2006 году была произведена перелитеровка строения лит. П на под Г 2.
Просила признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в государственной регистрации ее права собственности на 1/2 долю и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области провести государственную регистрацию права собственности.
Заявитель Сафронова Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в письменном возражении просила рассмотреть заявление в ее отсутствие.
Представитель заявителя Сафроновой Т.А. по доверенности Астапов П.А. в судебном заседании доводы заявления подержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил его удовлетворить в полном объеме. Также пояснил, что из системного толкования норм Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который считается учтенным в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Спорный объект недвижимого имущества является учтенным, поскольку ранее состоял на техническом учете. Кроме того, согласно письму БТИ от 10.12.2013 для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет необходимо представить технический план, стоимость работ по составлению которого составляет 7 000 рублей, что понесет для Сафроновой Т.А., являющейся пенсионеркой, лишние материальные затраты.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Московский В.М. в судебном заседании доводы заявления не признал, полагая, что оспариваемое заявителем решение соответствует требованиям действующего законодательства.
Исходя из положений части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Сафроновой Т.А.
Выслушав объяснения представителя заявителя Сафроновой Т.А. по доверенности Астапова П.А., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности Московского В.М., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
Условия и порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются одноименным Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу 04.09.2012 решением Центрального районного суда г. Тулы от 02.08.2012 Сафроновой Т.А. и Петровой Н.С. была выделена изолированная часть жилого дома, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, а также вспомогательные помещения, включающие в себя, в том числе, подвал под лит. Г 2.
30.10.2013 представитель Сафроновой Т.А. и Петровой Н.С. по доверенности Астапов П.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение общей площадью 3,5 кв.м, этаж подвал, лит. под Г 2, расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, на основании решения Центрального районного суда <адрес> от 04.09.2012. К заявлению не был приложен кадастровый паспорт на указанный объект недвижимого имущества.
Уведомлением от 14.11.2013 государственная регистрация была приостановлена на основании пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на срок до 13.02.2014, на основании заявления представителя заявителя.
При этом Управлением Росреестра в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиии" по Тульской области был направлен запрос (в электронном виде), на который получен ответ от 11.11.2013 № об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте капитального строительства, являющегося предметом государственной регистрации.
Для решения вопроса о государственной регистрации 06.02.2014, учитывая данные технического паспорта, составленного 01.06.2006, согласно которому сведения о спорном объекте имеются, объект описан, Управление Росреестра направило в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиии" по Тульской области повторный запрос с просьбой сообщить передавались ли сведения об объекте недвижимого имущества из ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ».
Согласно письму филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиии" по Тульской области от 10.02.2014 № <данные изъяты>, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. По данным фотообразцов технического паспорта домовладения от 01.06.2006, лит. под Г 2 не входит в состав объекта домовладения, как обособленное помещение не выделялось и на техническом учете не состоит.
28.02.2014 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения; документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также содержать описание недвижимого имущества и надлежащие подписи сторон.
Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 (далее - Правила), ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества.
В силу пункта 23 Правил подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества и заполняется на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее также - Закон о кадастре) определено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов.
Приказом Росреестра от 11 марта 2010 г. N п/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" утвержден План-график наделения федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам РФ полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, представлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с указанным Планом-графиком 15 сентября 2010 г. Управление Росреестра передало полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, представлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 г. N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" "Земельная кадастровая палата" по Тульской области реорганизована в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра") с сохранением основных целей деятельности.
Согласно пункту 11 статьи 33 Закона о регистрации с 1 января 2013 г. кадастровый паспорт здания, строения, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниям государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации определено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором, в частности, в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Поскольку в ходе экспертизы поданных представителем Сафроновой Т.А. и Петровой Н.С. Астаповым А.П. документов установлены причины, препятствующие проведению государственной регистрации, а именно: отсутствие кадастрового паспорта дома, суд приходит к выводу о правомерности действий государственного регистратора, связанных с приостановлением (пункт 1 статьи 19 Закона о регистрации) и последующим отказом в государственной регистрации права собственности на дом (абзац четвертый пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
С доводами, приведенными заявителем и его представителем в обоснование заявления, суд согласиться не может.
Как уже было отмечено, государственная регистрация прав возможна в отношении только той недвижимости, которая прошла государственный кадастровый учет в соответствии с Законом о кадастре.
В силу части 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (до 1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.) с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном Законом о регистрации, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения об объектах недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения (ранее учтенные объекты недвижимости), вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании документов, хранящихся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о кадастре.
При этом в срок до 1 января 2013 г. органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, должны были передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (приказ Минэкономразвития России от 11 января 2011 г. N 1), заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с ответом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиии" по Тульской области от 10.02.2014 № 14-858НА, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>. По данным фотообразцов технического паспорта домовладения от 01.06.2006, лит. Г 2 не входит в состав объекта домовладения, как обособленное помещение не выделялось и на техническом учете не состоит.
Заявителем Сафроновой Т.А. и ее представителем не оспаривается тот факт, что к поданному ими 30.10.2013 заявлению о проведении государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества не был приложен кадастровый паспорт, и что сведения о ранее учтенных правах на данный объект недвижимости в Тульском филиале кадастровой палаты отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что представленный на регистрацию объект недвижимого имущества – подвал лит. под Г 2 является ранее учтенным объектом, поскольку отражен в технических паспортах по состоянию на 2003, 2006 годы, основан на ошибочном толковании норм материального права, поскольку на момент подачи заявления о государственной регистрации права собственности (30.10.2013) на нежилое помещение общей площадью 3,5 кв.м, этаж подвал, лит. под Г 2, расположенное по адресу: <адрес>, действующее законодательство требовало обязательной постановки объекта недвижимого имущества на кадастровый учет, если он не состоял на нем ранее, а технические паспорта перестали иметь равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости. Из материалов дела следует, что в государственном кадастре недвижимости сведения на спорный объект недвижимости, отсутствуют, лит. Г 2 не входит в состав объекта домовладения, как обособленное помещение не выделялось и на техническом учете не состоит.
Не свидетельствует о незаконности обжалуемых действий заинтересованного лица и тот факт, что ранее Управление Росреестра на основании данных технического паспорта зарегистрировало за заявителем право собственности на сарай лит. Г 4, расположенный по адресу: <адрес>, тогда как при регистрации права собственности на подвал лит. под Г 2 регистрирующий орган требует представить кадастровый паспорт.
Из материалов дела следует, что на момент государственной регистрации права собственности заявителя на ? долю сарая лит. Г 4 (09.07.2013) действовал пункт 12 статьи 33 Закона о регистрации, согласно которому технические паспорта, выданные в установленном законом порядке до 01.03.2008, имели равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Между тем, согласно ФЗ от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", данный пункт утратил силу с 01.10.2013, в связи с чем, обращаясь 30.10.2013 в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на подвал лит. под Г 2, заявитель обязана была представить Управлению Росреестра кадастровый паспорт объекта недвижимости.
Кроме того, в соответствии с частями 8, 9 статьи 45 Закона о кадастре (действовали до 1 октября 2013 г.):
если на день получения предусмотренного статьей 14 Закона о кадастре запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведения и документы о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости и право собственности на такой объект недвижимости не зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, орган кадастрового учета в установленный частью 9 статьи 14 Закона о кадастре срок выдает (направляет) уведомление в письменной форме об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. В данном уведомлении указывается орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о таком объекте недвижимости;
орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, выдает по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта.
Таким образом, в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, внесение таких сведений органом кадастрового учета возможно следующими способами:
при получении органом кадастрового учета запроса о предоставлении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона о кадастре, при условии, что право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации (часть 6 статьи 45 Закона о кадастре);
при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре);
на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по его запросам (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре);
в порядке, установленном Законом о кадастре для постановки на государственный учет объектов недвижимости, с учетом особенностей, предусмотренных частью 8 статьи 45 Закона о кадастре, при условии отсутствия зарегистрированного права в установленном Законом о регистрации порядке (часть 8 статьи 45 Закона о кадастре).
Из приведенных норм следует, что территориальные подразделения Росреестра не уполномочены запрашивать в органах или организациях, осуществляющих хранение учетно-технической документации, сведения об объектах недвижимости. Направление таких запросов относится к компетенции территориальных филиалов кадастровой палаты, которые не подчинены территориальным подразделениям Росреестра.
Получить соответствующие документы об объекте недвижимого имущества вправе также само заинтересованное лицо (гражданин).
Сафроновой Т.А. не представлено доказательств ее обращения в ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» и в другие органы и организации, осуществляющие хранение учетно-технической документации, за получением сведений о подвале лит. под Г 2, необходимых для включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
При этом действия (бездействие) филиала кадастровой палаты, связанные с непринятием мер по истребованию и внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о доме, заявитель не оспаривала.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требование Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области предоставить кадастровый паспорт в отношении заявленного на регистрацию объекта недвижимого имущества, является законным и обоснованным.
Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действия принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что заявление Сафроновой Т.А. удовлетворению не подлежит, так как действия государственного регистратора, выразившиеся в отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, являются законными и обоснованными, приняты в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права, свободы заявителя нарушены не были.
Руководствуясь статьями 194-199, частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Сафроновой Татьяне Алексеевне в удовлетворении заявления о признании сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество от 28.02.2014 незаконным, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий