РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2020 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бормотовой И.Е.
при секретаре Карпушкиной О.И.
рассмотрев административное дело №2а-263/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Баданину А.А. о восстановлении срока для подачи административного иска, взыскании пени, штрафа, недоимки по налогу на добавленную стоимость,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Баданину А.А. о восстановлении срока для подачи административного иска, взыскании пени, штрафа, недоимки по налогу на добавленную стоимость.
В обоснование заявленных требований указала, что Баданин А.А. является налогоплательщиком имущественных налогов, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно ч.4 ст. 85 НК РФ. Кроме того, Баданин А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 02.11.2015 по 10.11.2017. В связи с чем, налоговым органом в адрес Баданина А.А. направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога №37758, №39459, №1049, №27133. В установленный срок ответчик указанные требования не исполнил. Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась к Мировому судье судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Баданина А.А. задолженности по налогам и пени. 27.09.2019 судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. Ссылаясь на положения п.п. 1 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 31, ст. 48, п.п. 2, 4 ст. 52, п.п. 1,2,6 ст. 69, п. 3 ст. 75, п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 286 КАС РФ просит восстановить срок для обращения в суд в связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов и взыскать с Баданина А.А. задолженность (недоимку) по пени по транспортному налогу в размере 440,41 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 53928,13 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2131,74 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 418,34 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование истекшие до 01.01.2017 в размере 544,54 рублей, штраф за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 1000 рублей, по налогу на добавленную стоимость за 2017 год в размере 1765,26 рублей и пени в размере 226,07 рублей.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Административный ответчик Баданин А.А., в судебное заседание не явился, с его места жительства возвратился конверт с отметкой «истек срок хранения».
Поскольку ответчик отказался принять судебную повестку и судебное извещение, поэтому в силу ч.2 ст. 100 КАС РФ он считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Статьей 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ч. 1).
Из ст. 400 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 143 и подпункта 1 пункта статьи 146 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели.
Объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу ст. 52 Налогового кодекса РФ - налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Положениями ст. 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч. 2).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6).
В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1) (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).Из письменных материалов дела судом установлено, что по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию объектов недвижимого имущества, за Баданиным А.А. на 2017 год значатся зарегистрированными на праве собственности объекты налогообложения – транспортное средство – грузовой автомобиль БАГЕМ <данные изъяты>, с регистрационным номером № (л.д.19).
Баданину А.А. направлено налоговое уведомление №54422915 от 23.08.2018 о необходимости уплаты налога в установленный законом срок.
В связи с выявленной недоимкой по уплате налога в соответствии с п.1 ст. 75 НК РФ начислены пени и административному ответчику направлены требования:
- №1049 об уплате налоговой задолженности по состоянию на 13.10.2017 денежного взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах штрафа в размере 1000 рублей в срок до 02.11.2017;
- №39459 об уплате налоговой задолженности по состоянию на 26.12.2017 НДС на товары, производимые на территории РФ и прочие начисления 3 кв.2017 в размере 639 рублей, НДС на товары, производимые на территории РФ и прочие начисления 3 кв.2017 в размере 641 рублей, пени в размере 18,74 рублей;
- №37758 об уплате налоговой задолженности по состоянию на 07.11.2018 НДС на товары, производимые на территории РФ в размере 639 рублей, пени в размере 5,09 рублей в срок до 27.11.2017;
- №27133 об уплате налоговой задолженности по состоянию 30.05.2019 – пени на НДС в размере 202,24 рублей, пени на транспортный налог в размере 440,41 рублей, пени на налог на доходы физических лиц в размере53928,13 рублей, пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 2132,74 рублей, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование истекшие до 01.01.2017 в размере 544,54 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 418,34 рублей в срок до 15.07.2019.
Направление уведомления и требования подтверждено списком заказных писем (л.д.38-39).
Определением мирового судьи судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области от 27.09.2019 отменен судебный приказ №2а-1846/2019, выданный 09.09.2019 о взыскании с Баданина А.А. обязательных платежей (л.д.7).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Из материалов дела следует, что административный истец просит взыскать задолженность по обязательным платежам, соответственно, в данном случае, срок обращения в суд подлежит исчислению в соответствии с правилами абз.2 п.2 ст.48 НК РФ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования №27133.
Из материалов дела следует, что МРИФНС №3 в установленный срок обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, по заявлению должника судебный приказ отменен 27.09.2019, следовательно, в суд в порядке искового производства МРИФНС №3 должен был обратиться в срок до 27.03.2020.
В суд с рассматриваемым административным исковым заявлением ИФНС обратилась 16.04.2020, то есть по истечении срока, установленного ст.48 Налогового кодекса РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ.
В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административным истцом при подаче административного иска заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд. В качестве причины пропуска срока истец ссылается на большой объем документооборота и загруженность специалистов.
По мнению суда, приведенная административным истцом причина пропуска процессуального срока, не является уважительной, поскольку к уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также столь существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов. Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке (ст.ст. 32, 33 Налогового кодекса РФ).
Доказательств наличия иных обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, ИФНС не представлено. При установленных обстоятельствах оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение ИФНС установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Положением ч.5 ст.180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, судья
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации №3 по Самарской области к Баданину А.А. о взыскании обязательных платежей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.06.2020.
Судья -